Дело № 2-158/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Мысякиной О.П.
с участием прокурора Фроловской межрайонной прокуратуры ФИО3,
при секретаре ФИО2,
«09» февраля 2012 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации Фроловского муниципального района <адрес> о внеочередном обеспечении жилой площадью,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился с иском к Администрации Фроловского муниципального района <адрес> о внеочередном обеспечении жилой площадью, указав следующее.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в <адрес> лесхоза <адрес>.
Постановлением главы Фроловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №6 ФИО1 была поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.ст.5, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях <адрес>» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, ФИО1 имеет статус, оставшегося без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако в нарушение законодательства Российской Федерации ответчик до настоящего времени не предоставил ФИО1 жилое помещение, а лишь включил её в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав ФИО1 по обеспечению её жилой площадью.
Просил обязать Администрацию Фроловского муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди на территории Фроловского муниципального района <адрес> жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 поддержала и просила удовлетворить исковые требования.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще по месту жительства. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации Фроловского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности, признала исковые требования, пояснив, что ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение вне очереди на территории Фроловского муниципального района жилой площади не ниже установленных социальных норм. Данная обязанность не выполнена из-за недостаточного финансирования из бюджета <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Право прокурора также закреплено в ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой прокурор вправе в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст.20 Конвенции о правах ребёнка, предусматривающей особую защиту детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что прокурор в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав ФИО1
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях <адрес>», согласно ч.2 ст.4 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки», согласно ст.1 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.6 названного закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом <адрес> об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация Фроловского муниципального района является органом местного самоуправления. Она наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Дубовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ её родители лишены родительских прав.
Сведений о закреплении за ФИО1 жилого помещения на праве собственности или пользования суду не представлено.
Постановлением главы Фроловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №6 ФИО1 поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району.
В настоящее время она является совершеннолетней и относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в <адрес> лесхоза <адрес>.
Таким образом, ФИО1, имея статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако со дня постановки на учёт по настоящее время ответчик не обеспечил ФИО1 по месту жительства жилой площадью. Внесение её в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району, не свидетельствует о выполнении ответчиком своей обязанности по обеспечению её жилым помещением по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что нарушение права ФИО1 на предоставление ей жилого помещения произошло из-за невыполнения <адрес> обязанности по передаче Администра- ции Фроловского муниципального района финансовых средств, необходимых для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1144-ОД именно на органы местного самоуправления городских округов <адрес> возложена обязанность по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления не имеют юридического значения по данному делу, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, не является субъектом бюджетных правоотношений.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию Фроловского муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди на территории Фроловского муниципального района жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Фроловского муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди на территории Фроловского муниципального района жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.П. Мысякина