Дело № 2-589/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Фролово 30 мая 2012 года
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Фоменко А.П.,
с участием прокурора старшего помощника Фроловского межрайонного прокурора Страховой О.В.,
истца Шалаевой И.А.,
представителя Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области Артамонова А.И.,
при секретаре Митяевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребёнка–сироты Шалаевой Ирины Андреевны к Администрации городского округа города Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах ребёнка–сироты Шалаевой И.А. обратился с иском к Администрации городского округа города Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, указав, что Шалаева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Шалаева И.А. была поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району.
В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8, ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005г. №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Шалаева И.А. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, в нарушение законодательства Российской Федерации ответчик до настоящего времени не предоставил Шалаевой И.А. жилое помещение, а лишь включил её в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Шалаевой И.А. по обеспечению её жилой площадью.
Просил обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Шалаевой И.А. вне очереди на территории городского округа город Фролово Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Страхова О.В. поддержала и просила удовлетворить исковые требования.
Шалаева И.А. поддержала заявленные требования прокурором в её интересах и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области, действующий по доверенности ФИО5 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав Шалаеву И.А., прокурора Страхову О.В., представителя ответчика Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области, действующего по доверенности ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Право прокурора также закреплено в ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой прокурор вправе в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст.20 Конвенции о правах ребёнка, предусматривающей особую защиту детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что прокурор в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями обоснованно обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав Шалаевой И.А.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Волгоградской области от 15.12.2005г. № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», согласно ч.2 ст.4 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 6 Закона Волгоградской области от 12.12.2005г. №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки» финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области является органом местного самоуправления. Она наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Из свидетельства о рождении .... № выданного <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шалаева И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Согласно решению Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шалаева Е.А. ограничена в родительских правах в отношении Шалаевой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и передано под присмотр Комитета по образованию <адрес> сроком на № месяцев (л.д.№).
Постановлением главы Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шалаевой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначен опекун ФИО7 (л.д.№)
Из постановления Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях Шалаевой И.А., оставшейся без попечения родителей» следует, что Шалаева И.А. поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району (л.д.№).
В настоящее время она является совершеннолетней и относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного или закреплённого за ней жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются копией исследованного судом учётного дела.
Таким образом, Шалаева И.А., имея статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, со дня постановки на учёт по настоящее время ответчик не обеспечил Шалаеву И.А. по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановка её на учёт в сводный список, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий по Фроловскому муниципальному району, не свидетельствует о выполнении ответчиком своей обязанности по обеспечению Шалаевой И.А. жилым помещением по договору социального найма.
Согласно ст.1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005г. №1144-ОД органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Шалаевой И.А. вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребенка–сироты Шалаевой Ирины Андреевны к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Шалаевой Ирине Андреевне вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.
Судья А.П. Фоменко