Дело № 2-412/12 г. Фролово
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2012 года
Фроловский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи Гаевой В.П.,
При секретаре Ярахановой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрейко Вячеслава Анатольевича в интересах Тимофеевой Валентины Ильиничны к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Андрейко В.А. обратился в суд с иском в интересах Тимофеевой В.И. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями судебного пристава-исполнителя, указав, что решением Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ бездействия Фроловского районного отдела службы судебных приставов УФССП по Волгоградской области по исполнению решения Фроловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными. Суд обязал ФРО ССП УФССП по Волгоградской области исполнить указанное решение о приведении межевых точек в соответствие с кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, восстановив границы земельного участка по <адрес> и восстановить недостающую часть забора.
Длительное неисполнение решения суда судебными приставами-исполнителями является основанием считать, что бездействием судебных приставов-исполнителей, не принявших мер к исполнению требований исполнительных документов в двухмесячный срок, установленный Федеральным законом «Об исполнительном производстве», нарушено нематериальное право Тимофеевой В.И. на судебную защиту, в связи с чем в её пользу, в соответствии со ст. 1069, 1071 ГК РФ, подлежит взысканию компенсация морального вреда с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ.
Учитывая степень причиненных Тимофеевой В.И. физических и нравственных страданий, размер компенсации морального вреда она определяет в № рублей.
Действия судебного пристава-исполнителя признаны незаконными решением суда, не подлежат оспариванию, в его действиях имеется состав правонарушения, необходимого для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ. В случае, если двухмесячный срок исполнительного производства, установленный ч.1 ст. 36 Закона «Об исполнительном производстве» истёк, а судебным приставом-исполнителем не осуществлялись исполнительные действия, суд может удовлетворить иск о возмещении убытков в размере суммы неисполненного исполнительного документа.
Службой судебных приставов нарушены права Тимофеевой В.И., в том числе и права, предусмотренные ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Просит взыскать с Министерства Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тимофеевой В.И. компенсацию морального вреда в размере № рублей. Уточнил, что Федеральную службу судебных приставов РФ просит исключить из числа ответчиков, считать их третьим лицом по делу.
В судебном заседании представитель истца Тимофеевой В.И. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) Андрейко В.А. исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить.
Истец Тимофеева В.И. иск также поддержала, пояснив, что судебными приставами Фроловского районного отдела ССП ей причинен моральный вред, поскольку они не исполнили решение Фроловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и не привели межевые точки в соответствие с кадастровым планом земельного участка. Их бездействия признаны незаконными решением Фроловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Она на протяжении более 10 лет страдает заболеванием, связанным с повышенным давлением, а неисполнение решения судебными приставами – не приведение межевых точек в соответствие с планом земельного участка причиняет ей сильные нравственные и физические страдания – она плачет, у неё поднимается давление, в связи с чем она вынуждена вызывать скорую помощь. Моральный вред оценивает в № рублей. Просит иск удовлетворить полностью.
Представитель ответчика – Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, не просил об отложении слушания дела, в связи с чем суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Ярковенко И.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку компенсация морального вреда в данном случае не предусмотрена законом. Истцом не названо ни одного основания, предусмотренного для компенсации морального вреда, в статье 1100 ГК РФ. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ - вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 5 «Об исполнительном производстве» - принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Федеральная служба судебных приставов, является главным распорядителем средств федерального бюджета и в силу пункта 1 статьи 158 БК РФ и выступает от имени казны по искам о возмещении вреда.
Судом установлено следующее.
Решением Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным бездействие Фроловского районного отдела службы судебных приставов УФССП по <адрес> в совершении исполнительных действий по исполнению решения Фроловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Фроловским городским судом. <адрес> отдел УФССП по Волгоградской области возложена обязанность исполнить указанное решение о приведении межевых точек в соответствие с кадастровым планом земельного участка, восстановив границы земельного участка по <адрес> в <адрес> и восстановить недостающую часть забора.
Данным решением было установлено, что Тимофеева В.И. является взыскателем по исполнительному производству, возбужденному ФРО УФССП по <адрес> на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Чернецкой Н.П. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом исполнителем ФРО УФССП по <адрес> не предприняты все установленные ст. 68 и ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения исполнительного листа о приведении Чернецкой Н.П. межевых точек в соответствие с кадастровым планом земельного участка, восстановив границы земельного участка по <адрес> в <адрес> и восстановить недостающую часть забора.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истец Тимофеева В.И. указывает, что моральный вред ей причинён бездействиями судебного пристава-исполнителя, поскольку длительное время не исполняется решение суда о приведении должником Чернецкой Н.П. межевых точек в соответствие с кадастровым планом земельного участка, восстановлении границы земельного участка по <адрес> в <адрес> и восстановлении недостающей части забора.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора место пребывания и жительства, праве на имя, право автора, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом
Таким образом, законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1101 ГК РФ - компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В данном случае, обстоятельства, установленные судом не указывают на нарушение неимущественных прав истца Тимофеевой В.И. и посягательство иных нематериальных благ, что могло бы являться основанием для компенсации морального вреда по основаниям ст. 151 Гражданского кодекса РФ с учетом положений ст. 1069, ст. 1101 ГК РФ о возмещении морального вреда при наличии вины должностного лица Фроловского районного отдела УФССП по Волгоградской области в причинении вреда его бездействиями.
То обстоятельство, что решением Фроловского городского суда от 10.01.2012 года было признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, само по себе не указывает на наличие совокупности обстоятельств, с которыми гражданское законодательство связывает возможность возложения гражданской правовой ответственности по возмещению морального вреда за счет казны Российской Федерации.
В данном случае Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", вступившим в силу 04.05.2010 года, предусмотрен иной порядок восстановления нарушенного права за длительное неисполнение решения суда.
Истец Тимофеева В.И. и её представитель Андрейко В.А. в обоснование требований указывают, что Тимофеева В.И. испытывала физические и нравственные страдания, которые причинены ей бездействиями судебных приставов-исполнителей по длительному неисполнению решения суда. Эти страдания выразились в том, что у неё часто повышалось давление, она вызывала скорую медицинскую помощь, принимала лекарственные средства.
Свидетель ФИО7, допрошенная судом по ходатайству стороны истца, показала, что она знакома с Тимофеевой В.И., часто с ней общается. Тимофеева В.И. говорила ей, что судебные приставы-исполнители длительное время не исполняют решение суда о восстановлении границ земельного участка, при этом плакала, у неё повышалось давление, она вызывала ей скорую помощь.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" N 10 от 20.12.1994 г. под моральным вредом понимаются нравственные и физически страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.) или нарушающие его личные неимущественные либо имущественные права гражданина.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, согласно которой сторона обязана доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования, истцом не приведено доказательств причинно-следственной связи между бездействиями и причиненным вредом, то есть, её заболевание не связано с бездействием судебных приставов-исполнителей по исполнению решений, поскольку сама Тимофеева В.И. пояснила, что страдает заболеванием и у неё повышается давление, на протяжении 10 лет.
Кроме того, истец просит взыскать компенсацию морального вреда с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Однако, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не является надлежащим ответчиком, поскольку требования истцом заявлены о причинении морального вреда со стороны службы судебных приставов, следовательно, надлежащим ответчиком является Федеральная служба судебных приставов, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета и в силу пункта 1 статьи 158 БК РФ, выступающая от имени казны по искам о возмещении вреда.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из доказательств, представленного суду, а также в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, суд находит их достаточными для принятия решения по делу.
В данных обстоятельствах суд приходит к мнению об отсутствии совокупности оснований для компенсации морального вреда в пользу Тимофеевой В.И. по основаниям ст. 151 Гражданского кодекса РФ с учетом положений ст. 1069, ст. 1101 ГК РФ при наличии вины должностного лица Фроловского районного отдела УФССП по Волгоградской области путём возложения указанной ответственности за счет казны Российской Федерации, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Андрейко Вячеслава Анатольевича о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в пользу Тимофеевой Валентины Ильиничны отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд путём подачи жалобы во Фроловский городской суд.
Судья