Дело № 2-769/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2012 года г. Фролово
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Фоменко А.П.,
с участием прокурора старшего помощника Фроловского межрайонного прокурора Страховой О.В.,
истца Никифоровой Н.Ю.,
при секретаре Пустоваловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребёнка-сироты Никифоровой Натальи Юрьевны к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах ребёнка-сироты Никифоровой Н.Ю. обратился с иском к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью, указав следующее.
Никифорова Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Никифорова Н.Ю. поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Фролово.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Никифорова Н.Ю. имеет статус ребёнка оставшегося без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, в нарушение законодательства Российской Федерации ответчик до настоящего времени не предоставил Никифоровой Н.Ю. жилое помещение, а лишь включил её в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Никифоровой Н.Ю. по обеспечению её жилой площадью.
Просил обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Никифоровой Н.Ю. вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
В судебном заседании прокурор Страхова О.В. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Истец Никифорова Н.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области в судебное заседание не явился, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области.
Выслушав прокурора Страхову О.В., истца Никифорову Н.Ю., исследовав материалы дела, материалы учётного дела Никифоровой Н.Ю., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Право прокурора также закреплено в ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой прокурор вправе в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы, а также положения ст.20 Конвенции о правах ребёнка, предусматривающей особую защиту детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что прокурор в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав Никифоровой Н.Ю.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 названного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», согласно ч. 2 ст. 4 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Также, Законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки», согласно ст. 1 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 названного закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация городского округа город Фролово является органом местного самоуправления. Она наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Никифорова Н.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), решением Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт нахождения несовершеннолетней Никифоровой Н.Ю. без попечения родителей (л.д. № - №).
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации г. Фролово № над несовершеннолетней Никифоровой Н.Ю. учреждена опека (л.д. №).
Постановлением главы Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Никифорова Н.Ю. поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Фролово (л.д. №).
Как следует из справки ....», то Никифорова Н.Ю. обучается по очной форме на бюджетной основе в ....», окончила обучение ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В настоящее время она является совершеннолетней и относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного или закреплённого за ней жилого помещения не имеет.
Таким образом, Никифорова Н.Ю. имея статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена органами местного самоуправления по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, со дня постановки на учёт по настоящее время ответчик не обеспечил Никифорову Н.Ю. по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Внесение её в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу, не свидетельствует о выполнении ответчиком своей обязанности по обеспечению Никифоровой Н.Ю. жилым помещением по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Никифоровой Наталье Юрьевне вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребёнка – сироты Никифоровой Натальи Юрьевны к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Никифоровой Наталье Юрьевне вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.П. Фоменко