№ 2-876/12 25 июля 2012 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Сотниковой Е.В.,
с участием прокурора Страховой О.В.,
при секретаре Бадикове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2012 года гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Суховой Марии Евгеньевны к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о понуждении к действию,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском в интересах Суховой М.Е. к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указав, что Сухова М.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением главы городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на учет в сводный список детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Фролово Волгоградской области.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
Таким образом, Сухова М.Е., имея статус социальной сироты, в соответствии с законодательством РФ должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако, в нарушение законодательства РФ изолированное жилое помещение до настоящего времени Суховой М.Е. ответчиком не предоставлено. Она лишь включена в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Суховой М.Е. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, просит обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Суховой М.Е. на территории городского округа город Фролово Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник Фроловского межрайонного прокурора Страхова О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме просила их удовлетворить. Также, просит рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик, извещённый судом надлежащим образом, не явился в судебное заседание, уважительности причины не явки суду не сообщил.
Сухова М.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, обязав администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить ей на территории городского округа город Фролово Волгоградской области жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика – Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, не сообщив суду об уважительности причин неявки, не обратился с заявлением об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьёй 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Сухова М.Е. в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет статус социальной сироты.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
Согласно ст.6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
ДД.ММ.ГГГГ Сухова М.Е. окончила Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа № городского округа город Фролово Волгоградской области», что подтверждается аттестатом об основном общем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сухова М.Е. окончила Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования городского округа город Фролово», что подтверждается аттестатом о среднем (полном) общем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением и.о. Главы Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Сухова М.Е., как оставшаяся без попечения родителей, принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Таким образом, Сухова М.Е., имея статус социальной сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, поставлена на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, в нарушении норм законодательства, ей до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение, установленное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, нарушены конституционные права Суховой М.Е. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями указанной категории детей.
При таких условиях исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Суховой М.Е. к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о понуждении к предоставлению Суховой М.Е. на территории городского округа город Фролово Волгоградской области вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и техническим требованиям подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Суховой Марии Евгеньевны к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Суховой Марии Евгеньевне на территории городского округа город Фролово Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Е.В.Сотникова