о понуждении к устранению нарушений законодательства о местном самоуправлении



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фроловский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Мысякиной О.П.

с участием прокурора Фроловской межрайонной прокуратуры ФИО2,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя ответчика ФИО3,

« 31 » июля 2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа <адрес> о понуждении к устранению нарушений законодательства о местном самоуправлении,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор <адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к Администрации городского округа <адрес> (далее Администрация <адрес>) о понуждении к устранению нарушений законодательства о местном самоуправлении, указав следующее.

    В соответствии с ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции Российской Федера- ции, ч.2 ст.1, ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно ст.ст.50,51 названного Федерального закона в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам.

В ходе проверки обращений граждан <адрес> по поводу отсутствия горячего водоснабжения многоквартирных домов установлено, что, реализуя свои полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, Администрация <адрес> заключила с ООО «ОМЕГА» договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 20 лет,
согласно которому ООО «ОМЕГА» во временное владение и пользование преданы муниципальные котельные для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).

В связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств между ООО «ОМЕГА» и ресурсоснабжающими организациями, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» принято решение об ограничении подачи газа ООО «ОМЕГА», в связи с чем производство горячей воды котельными, переданными Администрацией <адрес> в ООО «ОМЕГА», не осуществляется.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с невыполнением арендатором обязательств между Администрацией <адрес> и ООО «ОМЕГА» заключено соглашение о расторжении договора аренды муниципального имущества.

Между ООО «ОМЕГА» и управляющей компанией ООО «УК «Жилищное хозяйство», в управлении которого находятся более 150 многоквартирных домов, достигнуто соглашение о перечислении денежных средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах, за оказанные ООО «ОМЕГА» услуги по теплоснабжению напрямую ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». ООО «ОМЕГА» разработан график погашения задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Вместе с тем, жители 14 многоквартирных домов <адрес> были предупреждены о перерыве подачи горячей воды в связи с планово-профилактическими работами до ДД.ММ.ГГГГ, однако подача горячей воды не производится до настоящего времени, в связи с чем они испытывают бытовые затруднения.

Фроловским межрайонным прокурором в Администрацию <адрес> направлено представление с требованием об организации горячего водоснабжения населения.

В нарушение указанных норм федерального законодательства и требований прокурора Администрацией <адрес> до настоящего времени не принят комплекс мер для восстановления подачи горячей воды населению.

Просил обязать Администрацию <адрес> организовать в границах городского округа <адрес> снабжение населения горячей водой посредством обеспечения надлежащего функционирования централизованной системы горячего водоснабжения. В связи с повышенной социальную значимостью, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 полностью поддержал требования и основания требований, дополнительно указав следующее. Администрация <адрес>, зная о наличии крупной задолженности ООО «ОМЕГА» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» за потреблённый газ, на протяжении длительного времени не принимала мер к расторжению договора с ООО «ОМЕГА» и эффективному распоряжению муниципальным имуществом – котельными, обеспечивающему надлежащее решение вопроса обеспечения жизнедеятельности населения <адрес>. Просил удовлетворить требования.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО3 не признал заявленные требования, мотивировав следующим. В муниципальной собственности городского округа <адрес> находятся котельные, снабжающие жителей многоквартирных домов городского округа тепловой энергией –отоплением и горячей водой. Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Администраций <адрес> указанные котельные переданы в аренду ООО «ОМЕГА» для производства пара и горячей воды (тепловой энергии), используемой жителями многоквартирных домов городского округа. В связи с невыполнением обязательств ООО «ОМЕГА» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в течение года образовывалась задолженность по оплате за потреблённый газ. В связи с чем Администрация <адрес> неоднократно направляла письма генеральному директору ООО «ОМЕГА» с требованиями о надлежащем исполнении договорных обязательств, предоставлении сведений по жилищно-коммунальному хозяйству <адрес> и извещало о наступлении негативных последствий для ООО «ОМЕГА». Однако на указанные письма ООО «ОМЕГА» не реагировало. В феврале 2012 года Администрация <адрес> обращалась в правоохранительные органы с заявлением о ненадлежащем выполнении руководством ООО «ОМЕГА» договорных обязательств. Постановлением Межмуниципального отдела МВД РФ «Фроловский» от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано. Администрация <адрес> также обращалась в <адрес> за разрешением сложившейся ситуации, направляло претензию в ООО «ОМЕГА». В связи с задолженностью ООО «ОМЕГА» в сумме около 35 000 000 руб. была прекращена подача газа в котельные и прекращена подача горячей воды жителям многоквартирных домов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ООО «ОМЕГА» заключено соглашение о расторжении указанного договора аренды. Считает, что Администрацией <адрес> не допущено нарушений законодательства о местном самоуправлении в области обеспечения населения городского округа горячим водоснабжением. В удовлетворении требований просил отказать.

Представители третьих лиц – ООО «УК «Жилищное хозяйство» и ООО «ОМЕГА» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки ими не представлены. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Поскольку заявленные прокурором требования затрагивают интересы неопределённого круга лиц, суд считает правомерным обращение прокурора в суд с настоящим иском.

    В соответствии с ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции Российской Федера- ции местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    В силу ч.2 ст.1, ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно ст.ст.50,51 названного Федерального закона в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам.

В соответствии с Уставом городского округа - <адрес>, принятым постановлением Фроловской городской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированным в Министерстве юстиции России по Южному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, городской округ - <адрес> является городским поселением, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения городского округа.

Согласно ст.6 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как следует из ст.22 Устава, в структуру органов местного самоуправления городского округа, в числе прочих, входит администрация городского округа - <адрес>.

К компетенции администрации городского округа в числе прочих, относятся: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами городской Думы и постановлениями и распоряжениями главы городского округа, а также управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством, что следует из положений ст.39 Устава.

В целях реализации указанных полномочий, Администрацией <адрес> заключён с ООО «ОМЕГА» договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 20 лет, неотъемлемой частью договора является перечень муниципального имущества, переданного в аренду, в том числе расположенных на территории <адрес> котельных. Договор аренды зарегистрирован в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (л.д.127-151, 152-154)

Согласно договору ООО «ОМЕГА» во временное владение и пользование предано муниципальное имущество, необходимое для производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными на территории городского округа. ООО «ОМЕГА» обязуется осуществлять эксплуатацию переданного ему муниципального имущества с целью обеспечения бесперебойного и качественного производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными на территории городского округа.(п.1.1, 1.2)

Из справок ООО «ОМЕГА» следует, что полученными согласно договору аренды пятнадцатью котельными производится обеспечение тепловой энергией населения городского округа <адрес>, в том числе обеспечение тепловой энергией в виде подачи горячей воды жителям девятнадцати многоквартирных домов.(л.д.156, 157-158)

Как следует из сообщения управляющей компании ООО «УК «Жилищное хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющей управление пятнадцатью многоквартирными домами, подключёнными к системе горячего водоснабжения, ООО «ОМЕГА» прекращена подача горячей воды в указанные многоквартирные дома с ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.25, 29)

Из сообщения ООО «ОМЕГА» установлено, что после окончания планово-предупредительного ремонта системы горячего водоснабжения, проводимого с 14 по ДД.ММ.ГГГГ, подача горячей воды не возобновлена в связи с наличием задолженности ООО «ОМЕГА» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».(л.д.27-28)

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» вынес в адрес ООО «ОМЕГА» предупреждение о необходимости погашения задолженности и полном приостановлении подачи газа с ДД.ММ.ГГГГ в случае непогашения задолженности. (л.д.168)

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» известил Администрацию <адрес> о росте задолженности ООО «ОМЕГА» по оплате за потреблённый газ и наличии задолженности ООО «ОМЕГА» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере свыше 38300000 руб. и предупредил об ограничении поставки газа ООО «ОМЕГА». (л.д.169-170)

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» приостановлена подача газа в ООО «ОМЕГА», в связи с чем производство горячей воды муниципальными котельными, переданными Администрацией <адрес> в ООО «ОМЕГА» согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, не осуществляется.(л.д.173)

На протяжении длительного времени, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, жителям девятнадцати многоквартирных домов <адрес> не осуществляется подача горячей воды в их квартиры, в связи с чем они испытывают бытовые затруднения.

Согласно справке ООО «ОМЕГА», задолженность ООО «ОМЕГА» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29129586,34 руб. (л.д.156)

Данные факты свидетельствуют о невыполнении ООО «ОМЕГА» принятых на себя обязательств по договору аренды по обеспечению бесперебойного и качественного производства пара и горячей воды (тепловой энергии) полученными в аренду котельными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией <адрес> на протяжении длительного времени не предпринято действенных мер по обязанию ООО «ОМЕГА» к исполнению вышеуказанного договора аренды либо предусмотренных законодательством мер к расторжению с ООО «ОМЕГА» договора аренды и эффективному распоряжению муниципальным имуществом – котельными, обеспечивающему надлежащее решение вопроса обеспечения жизнедеятельности населения <адрес>, что свидетельствует о невыполнении Администрацией <адрес> закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по решению вопроса непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Только ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ООО «ОМЕГА» расторгнут договор аренды муниципального имущества и ДД.ММ.ГГГГ органом государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним произведена регистрация расторжения договора аренды. (л.д.66-115,155)

Однако до настоящего времени подача горячей воды жителям многоквартирных домов <адрес> не осуществляется.

Доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что Администрация <адрес> неоднократно направляла письма генеральному директору ООО «ОМЕГА» с требованиями о надлежащем исполнении договорных обязательств и обращалась в правоохранительные органы и <адрес> за разрешением сложившейся ситуации (л.д.159-167, 171-172, 177-183), не могут быть служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании совокупности исследованных доказательств суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> организовать в границах городского округа <адрес> снабжение населения горячей водой посредством обеспечения надлежащего функционирования централизованной системы горячего водоснабжения.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку оно имеет повышенную социальную значимость для жителей <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 212 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Фроловского межрайонного прокурора, обязать Администрацию городского округа <адрес> организовать в границах городского округа <адрес> снабжение населения горячей водой посредством обеспечения надлежащего функционирования централизованной системы горячего водоснабжения.

Решение обратить к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.П.Мысякина