Дело № 2-1010/2012 г. Фролово
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2012 года
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Гаевой В.П.,
с участием прокурора Шевцовой О.В.,
представителя ответчика главы Краснолиповского сельского поселения Григорьева А.Г.,
при секретаре Чернышовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Главе Краснолиповского сельского поселения об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском в суд к ФИО1 сельского поселения об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Фроловской межрайонной прокуратурой проведена проверка полноты и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправления, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий, которой установлено, что в нарушение действующего законодательства, а именно: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», работник Администрации ФИО1 сельского поселения, специально уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС (Григорьев А.Г. - председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности) соответствующую подготовку также не проходил.
В апреле текущего года межрайонным прокурором на имя ФИО1 сельского поселения по факту выявленных нарушений было внесено представление, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены и имеют место.
Ответчик, не пройдя необходимую подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не могут в полной мере осуществлять руководство вопросами, связанными с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, руководство деятельностью комиссии по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которая
является координационным органом единой государственной системы,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованным для
обеспечения согласованности действий территориальных подразделений
федеральных органов исполнительной власти, иных организаций и
общественных объединений в целях реализации единой государственной
политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера. Кроме того, ФИО1 поселения как
руководитель исполнительно-распорядительного органа местного
самоуправления, не обладает в полном объеме практическими навыками управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не исполнение ответчиком обязанности по прохождению подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создает условия для принятия некомпетентных решений при возникновении чрезвычайных ситуаций, что может повлечь нарушения прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории поселения, то есть неопределенного круга лиц, так как численность их постоянно меняется.
Не исполнение ответчиками указанных выше норм, не согласуется с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ
противодействие терроризму это деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма,
в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий,
способствующих совершению террористических актов; выявлению,
предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
террористического акта; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Наступление чрезвычайных ситуаций возможно в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, возникших по причине совершения террористического акта.
Просит признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения ФИО2, выразившееся в неисполнении требований ст.20 Федерального закона № 68-ФЗ и п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части прохождения подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
ФИО1 сельского поселения ФИО2 пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании прокурор Шевцова О.В. исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 сельского поселения ФИО2 исковые требования не признал, пояснив в судебном заседании, что согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ О вступлении в должность ФИО1 сельского поселения, он вступил в должность ФИО1 сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ, обучение и повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций планируется в октябре 2012 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закона № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом «3» части 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу абзацев 1,4 статьи 20 Федерального закона № 68-ФЗ порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Руководители и другие работники органов местного самоуправления
проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального образования. В
образовательных учреждениях дополнительного образования (в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Согласно пунктам 6,7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение).
Согласно подпунктам «а,е» пункта 2 Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов местного самоуправления; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Положения основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: выработка у руководителей органов местного самоуправления навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов местного самоуправления, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
В силу п. 4 Положения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников предусматривает повышение квалификации не реже одного раза в №
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года является обязательной.
Так, согласно постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № О результатах досрочных выборов ФИО1 сельского поселения Фроловского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 сельского поселения избран ФИО2
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность ФИО1 сельского поселения, ФИО2 вступил в должность ФИО1 сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Администрации ФИО1 сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении положения о муниципальном звене ФИО1 сельского поселения территориальной подсистемы, утвержден состав комиссии ФИО1 сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Согласно п.4.1 Постоянное правление звена ФИО1 сельского поселения территориальной подсистемы возложены на начальника отдела (специалиста) по делам ГО и ЧС на главного специалиста администрации ФИО1 сельского поселения (л.д.11-19).
Положением о комиссии ФИО1 сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии: Глава Краснолиповского сельского поселения- председатель комиссии -ФИО2; ФИО6- главный специалист администрации ФИО1 сельского поселения; ФИО7- главный специалист, секретарь комиссии; ФИО8- мастер участка МУП «ФРЖКХ»; ФИО9 –участковый уполномоченный; ФИО10- заведующая ФИО1 ФАП, ФИО11- заведующая Верхнелиповского ФАП; ФИО12- директор ООО «Донагрогаз»; ФИО13- председатель ТОС.
Основными задачами Комиссии являются разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил муниципального звена администрации ФИО1 сельского поселения территориальной подсистемы единой областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории администрации ФИО1 сельского поселения; обеспечение согласованности действий ФИО1 сельского поселения, организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении пожарной безопасности (№
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сельского поселения Фроловского муниципального района было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций №
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № ФИО1 сельского поселения объявлено замечание главному специалисту ФИО6 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей №
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сельского поселения ФИО2 был направлен ответ в адрес Фроловского межрайонного прокурора, о том, что ФИО1 сельского поселения ФИО2 не прошел подготовку и повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, поскольку приступил к обязанностям ФИО1 в декабре № года.
Полномочия председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям возложены на ФИО1 сельского поселения ФИО2.
Обучение председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям планируется в №
ДД.ММ.ГГГГ Фроловский межрайонный прокурор обратился с иском в суд об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая, что она момент обращения Фроловского межрайонного прокурора в суд, с требованиями к ФИО1 сельского поселения об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требования не выполнены, суд считает иск Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главе Краснолиповского сельского поселения об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главы Краснолиповского сельского поселения Григорьева Александра Григорьевича, выразившееся в неисполнении требований ст.20 Федерального закона № 68-ФЗ и п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части прохождения подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
ФИО1 сельского поселения ФИО2 пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья ФИО3