Дело № 2-3891/10 21 июля 2010 года
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Савина В.В.
при секретаре Калинине А.В.,
с участием прокурора Лихаревой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района СПб к ГДОУ № 40 (далее - Учреждение) об обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к Учреждению об обязании в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по месту нахождения Учреждения.
В обоснование исковых требований указано на то, что прокуратурой Фрунзенского района СПб в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в Учреждении. В результате проверки установлено, что ответчиком при осуществлении профессиональной деятельности «нарушаются требования природоохранного законодательства РФ, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления, а именно – производственные отходы, отходы от эксплуатируемых нежилых помещений – люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений».
Ссылаясь на указанное, а также на то, что на момент проверки в Учреждении отсутствуют согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 год, отсутствует разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование – размещение, а также отсутствует паспорт опасных отходов, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Истец в лице помощника прокурора в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в лице заведующей Фасхутдиновой Т.А. в судебное заседание явилась, исковым требованиям возражала, считая их незаконным, поскольку согласно положениям устава Учреждение целями его деятельности является воспитание, обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями; пояснила, что обязанности по обслуживанию Учреждения в части замены ламп и вывоза мусора осуществляют сторонние организации на основании гражданско-правовых договоров.
В ходе проведения досудебной подготовки к рассмотрению гражданского дела суд исключил из числа лиц, участвующих в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрацию Фрунзенского района СПб и Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в связи с тем, что решение не может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, так как ответчик является самостоятельным юридическим лицом.
Изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу положений статьи 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Закона также установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу положений статьи 14 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал на то, что ответчик на момент проведения проверки проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования не имел, как не имел и паспорта отходов.
Суд считает, что Законом на ответчика названные обязанности не возлагаются в связи со следующим.
Как указывалось выше, положения статьи 11 Закона обязывают не всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц разрабатывать проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а только тех, чья деятельность связана с обращением с отходами.
При этом суд учитывает, что статьей 1 Закона установлено, что обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что статьей 1 Закона хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Между тем, ответчик названной деятельности не осуществляет, поскольку не является субъектом гражданского оборота, который осуществляет специальную деятельность, то есть хранение отходов, то есть не содержит отходы в объектах размещения отходов, то есть в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Названное подтверждено уставом Учреждения, а также объяснениями ответчика, согласно которым Учреждение в целях в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду заключены гражданско-правовые договоры с третьими лицами на прием и вывоз в места переработки для дальнейшей утилизации, складирования и захоронения отходов всех классов опасности.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме, поскольку истец не доказал осуществление ответчиком такой деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района СПб к ГДОУ № 40 об обязании в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по месту нахождения ответчика – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы/представления через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Савин В.В.