Решение - об оспаривании бездействия государственного учреждения здравоохранения



Дело № 2-3743/10 20 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Савина В.В.

при секретаре Калинине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Меличева И. В. об оспаривании бездействия государственного учреждения здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Меличев И. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия государственного учреждения здравоохранения и просил признать незаконным бездействие СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» (далее - Учреждение), выразившееся в непредоставлении заявителю для ознакомления и фотокопирования медицинской карты сына – ФИО, 00.00.0000 года рождения и об обязании Учреждения предоставить заявителю для ознакомления и фотокопирования медицинскую карту его несовершеннолетнего сына.

В обоснование заявления указано на то, что Учреждение незаконно фактически отказало родителю в ознакомлении с медицинской документацией ребенка, находящейся у заинтересованного лица.

В судебное заседание заявитель не явился, направил своего представителя Яковлева К.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 00.00.0000 года сроком на три года, который требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Учреждения, Федоров А.В., действующий на основании доверенности от 00.00.0000 года сроком на три месяца, в судебное заседание явился, требования оспорил, ссылаясь на то, что заявителю была выдана копия справки о прохождении его сыном обследования в группе углубленного соматического обследования Учреждения в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года. Также представитель заинтересованного лица в обоснование своих возражений ссылался на то обстоятельство, что в Учреждении действует особый порядок ознакомления с медицинской документацией, который заявитель не выполнил; названный порядок утвержден Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства СПб от 14.08.2007 года № 391-р с учетом изменений, утвержденных Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства СПб от 17.10.2008 года № 601-р. Кроме того, представитель заинтересованного лица полагал заявленные требования подлежащими отклонению со ссылками на положения статьи 24 и 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, выслушав позиции сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, заявитель является отцом несовершеннолетнего ФИО, 00.00.0000 года рождения. Заявитель является родителем, отдельно проживающим от ребенка.

В период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года его сын проходил в Учреждении обследование в группе углубленного соматического обследования.

Согласно сведениям, представленным налоговым органом, основным видом деятельности Учреждение является врачебная практика.

Как следует из Распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 № 391-р «Об утверждении Порядка направления пациентов в СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» утвержден Порядок направления пациентов в СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей».

Согласно преамбуле названного Порядка в СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» направляются дети врачами базовых поликлиник по месту регистрации, детских стационаров, домов ребенка, детских домов, врачами общей практики, семейными врачами, нуждающиеся в углубленном многопрофильном обследовании.

Таким образом, суд считает установленным факт того, что Учреждение относится к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» утвержден Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, а также Учетная форма № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного».

В силу положений пункта 2 названного Порядка при обращении граждан в учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, в регистратуре заводится «Медицинская карта амбулаторного больного» (учетная форма № 025/у-04) или «История развития ребенка» (учетная форма № 112/у) с маркировкой литерой «Л».

Согласно Инструкции по заполнению учетной формы № 025/у-04 медицинская карта амбулаторного больного является основным первичным медицинским документом больного, лечащегося амбулаторно или на дому, и заполняется на всех больных при первом обращении за медицинской помощью в данное лечебное учреждение. Карты ведутся во всех учреждениях, ведущих амбулаторный прием, общих и специализированных, городских и сельских, включая фельдшерско-акушерские пункты, врачебные и фельдшерские здравпункты, Карты находятся в регистратуре по участковому принципу, Карты граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, маркируются литерой «Л».

Таким образом, суд считает возможным придти к выводу об обязанности Учреждения обладать амбулаторной картой сына заявителя, заведенной в связи прохождением сына заявителя в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года обследования в группе углубленного соматического обследования в Учреждении.

Приходя к названному выводу, суд принимает во внимание и тот факт, что представитель Учреждения не оспаривал факт наличия у заинтересованного лица названной медицинской карты, как и не представлял возражения названным утверждениям заявителя.

Согласно положениям пункта 4 статьи 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

В соответствии с положениями статьи 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ.

Из материалов дела следует, что заявитель, реализуя указанное право, 00.00.0000 года обратился в Учреждение с требованием о предоставлении ему для ознакомления и фотокопирования медицинской карты его несовершеннолетнего сына ФИО, проживающего отдельно от отца.

Письмом от 00.00.0000 года №№№№№ Учреждение сообщило заявителю о том, что его сын с 00.00.0000 года проходил обследование в Учреждении, мать ребенка непосредственно от врачей Учреждения информацию о состоянии здоровья сына получала, давала свое согласие на проведение (оказание) медицинских услуг, наблюдала за оказанием всех медицинских услуг и по окончании обследования получила справку о том, что ФИО прошел обследование в группе углубленного соматического обследования Учреждения с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года. Заявителю также выдана копия названной справки.

Таким образом, суд считает доказанным факт бездействия Учреждения в части незаконного уклонения от реализации права заявителя как отдельно проживающего родителя на ознакомление с медицинской картой сына.

Ссылки заинтересованного лица на то обстоятельство, что в настоящее время сыну заявителя исполнилось 15 лет как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, судом не принимается, поскольку предметом разбирательства по настоящему делу являются действия (бездействия) Учреждения в период до исполнения сыну заявителя 15 лет.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что позиция заинтересованного лица относительно того, что с момента достижения несовершеннолетним возраста 15 лет (в контексте положений статьи 24 основ) его законные представители утрачивают право на получение информация о состоянии здоровья своего ребенка, а также право на непосредственное ознакомление с его медицинской документацией, суд полагает ошибочным, поскольку статьей 24 установлен возраст несовершеннолетних, с превышением которого у них появляется право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих Основ.

Ссылки Учреждения на положения Порядка направления пациентов в Учреждение суд как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований также не принимает, поскольку названный порядок не регулирует процедуру ознакомления с медицинской документацией несовершеннолетнего. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в письме от 00.00.0000 года Учреждение не ссылалось на какой – либо порядок ознакомления с медицинской документацией.

В силу положений статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Учитывая, что судом установлено нарушение прав заявителя на ознакомление с медицинской документацией несовершеннолетнего сына, а также тот факт, что Учреждение не доказало законность своего уклонения от реализации названного права Меличева И.В., суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд считает возможным признать незаконным бездействие Учреждения, выразившееся в непредоставлении Меличеву И.В. для ознакомления и фотокопирования медицинской карты его несовершеннолетнего сына ФИО, 00.00.0000 года рождения и обязывает Учреждение устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод путем предоставления заявителю для ознакомления и фотокопирования медицинскую карту его несовершеннолетнего сына ФИО, 00.00.0000 года рождения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностический центр для детей», выразившееся в непредоставлении Меличеву И. В. для ознакомления и фотокопирования медицинской карты его несовершеннолетнего сына ФИО, 00.00.0000 года рождения.

Обязать Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Консультативно-диагностический центр для детей» устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод путем предоставления Меличеву И. В. для ознакомления и фотокопирования медицинскую карту его несовершеннолетнего сына ФИО, 00.00.0000 года рождения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Савин В.В.