Дело № 2-4118/10 09 августа 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Савина В.В..
при секретаре Калинине А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисенковой М. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе СПб (далее - Управление) об обязании засчитать период работы в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении ее с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Лисенкова М.В. обратилась в суд с иском к Управлению об обязании засчитать периоды работы 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000-00.00.0000, 00.00.0000-00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000 годы в должности старшей пионервожатой в Специальной (вспомогательной) школе № 3 Петроградского района г. Ленинграда в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.29001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон) и назначении ее с момента обращения, то есть с 00.00.0000 года.
В судебное заседание явилась истица, требования поддержала.
Представитель ответчика Васильева Е.М., действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года, в судебное заседание явилась, исковые требования считала подлежащими отклонению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, позиции сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 00.00.0000 года истица обратилась к Управлению с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона в связи с осуществлением педагогической деятельности. Управление решением от 00.00.0000 года №№№№№ отказало в назначении досрочной трудовой пенсии в виду отсутствия требуемого педагогического стажа – 25 лет. При этом ответчик исходил из того, что в стаж, дающий право на назначение Лисенковой М.В. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона не могут быть учтены в том числе спорные периоды работы, так как наименование должности не предусмотрено Списком от 1991 г. и Списком от 2002 г.
Подавая настоящий иск, истица сослалась на то, отказ Управления является незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тем, что согласно записям в ее трудовой книжке на основании приказа РОНО от 00.00.0000 года №№№№№ истица назначена на должность старшей пионервожатой школы № 3 Петроградского района г. Ленинграда, а на основании приказа по школе от 00.00.0000 №№№№№ переведена на должность учителя начальных классов. Данная должность была штатной и включала в себя педагогическую работу с несовершеннолетними детьми. Истица указывает, что ее педагогическая нагрузка в спорный период была полной и соответствовала ставке по должности старшей пионервожатой. Спорный стаж работы подтвержден записями в трудовой книжке.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (Список от 2002), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Отказывая в удовлетворении заявления истицы, Управление исходило из того, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, должность старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Также в отказе Управления отмечено, что занимаемая Лисенковой М.В. должность не была предусмотрена и Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список от 1991 г.), согласно которому учитывается период работы до 01.11.1999 года.
Между тем, суд считает, что оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период в виду следующего.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с пунктом 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В виду чего, исковые требования истицы в части обязания засчитать спорные периоды работы в должности старшей пионервожатой в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат удовлетворению.
В решении Управления указано, что в стаж, дающей истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона подлежит включению период педагогического стажа – 21 год 04 месяца и 13 дней.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что продолжительность спорных периодов составляет более 4-х лет, что подтверждено ответчиком в судебном заседании, суд считает, обоснованными и требования истицы о признании ее права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона.
Согласно положениям статьи 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая названные положения Закона, а также тот факт, что в судебное заседание иных документов, кроме ранее представленных истицей ответчику Лисенкова М.В. не представила, суд считает, что исковые требования о назначении ей пенсии с момента обращения в Управление также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисенковой М. В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе СПб засчитать период работы Лисенковой М. В.: 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000, 00.00.0000-00.00.0000, 00.00.0000-00.00.0000, 00.00.0000 – 00.00.0000 годы в должности старшей пионервожатой в школе Специальной (вспомогательной) школе № 3 Петроградского района г. Ленинграда в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Лисенковой М. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 00.00.0000 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в 10-дневный срок путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд.
Судья Савин В.В.