В окончательном виде изготовлено 25 июня 2010 года
Дело № 2-2203/10 17 июня 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
при секретаре Малышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляевой Н. А. об оспаривании налоговых уведомлений налогового органа,
установил:
Беляева Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании налоговых уведомлений налогового органа, ссылаясь на то, что 00.00.0000 она получила налоговые уведомления от 30.12.09 №№№№№ и №№№№№ Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области (далее также – МИФНС № 7) на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г. на сумму 4 848,03 руб. и 59 797,37 руб., соответственно, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС Заявитель указала, что в налоговых уведомлениях указан неверный размер земельного участка -1227/5000 и неверно рассчитана ставка налога, поскольку не учтен вид разрешенного использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство. С полученными налоговыми уведомлениями Беляева Н.А. не согласна, поскольку они содержат недостоверные сведения, не соответствующие правоустанавливающим документам. В виду указанных обстоятельств заявитель просила признать незаконными и отменить данные налоговые уведомления.
В ходе досудебной подготовки по делу Беляева Н.А. направила в суд уточненные требования, в соответствии с которыми просила признать незаконными и отменить налоговые уведомления от 00.00.0000 №№№№№ и №№№№№ МИФНС № 7 на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г., а также налоговое уведомление №№№№№ от 00.00.0000 на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г.
00.00.0000 в судебном заседании заявитель и ее представитель Бобриков А.Н., действующий на основании доверенности, вновь представили заявление об уточнении заявленных требований, просив признать незаконными и отменить налоговые уведомления 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г., №№№№№ на уплату земельного налога за 2009 г., от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г., от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г., №№№№№ на уплату земельного налога за 2009 г.
Представители заявителя – Бобриков А.Н. и Беляева О.В., действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, представили уточненные требования, в соответствии с которыми просили суд признать незаконными и полностью отменить вышеуказанные налоговые уведомления, принять решение об обязании МИФНС №7 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Беляевой Н.А. и обязать налоговый орган привести в соответствие данные по земельному участку, доля которого принадлежала заявителю до 00.00.0000, представленным документам, необходимые для правильного и достоверного расчета земельного налога л.д. 122-124). Представители заявителя уточненные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица – МИФНС № 7 Литвинчук А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление л.д. 30-31, 125-126).
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРП Беляевой Н.А. с 00.00.0000 в праве общей долевой собственности на земельный участок для размещения эксплуатации детского оздоровительного лагеря, кадастровый номер: №№№№№, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: АДРЕС, принадлежала 5487/22355 доля л.д. 103).
Как видно из материалов дела, 00.00.0000 по адресу: АДРЕС, по инициативе ООО «ГРПЗП» состоялись публичные слушания об изменении условно разрешенного использования земельного участка по адресу: АДРЕС. Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Гатчинская правда» 00.00.0000 № 11. По результатам публичных слушаний было принято решение в связи с невозможностью использования земельного участка под детский оздоровительный лагерь и отсутствием спроса на него, изменить условно разрешенный вид использования на индивидуальную жилую застройку л.д. 43).
00.00.0000 Администрацией МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» издано постановление об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка – детский оздоровительный лагерь на условно разрешенный вид использования земельного участка – индивидуальная жилищная застройка по адресу: АДРЕС л.д. 12).
Постановлением Администрацией МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» от 00.00.0000 на основании заявлений Кирьянова А.Л. и Беляевой Н.А. о присвоении адресов земельным участкам, образованным в результате раздела земельного участка общей площадью 22355 кв.м на семь самостоятельных, в соответствии с согласованной схемой планировки территории, и в целях адресной систематизации объектов недвижимого имущества:
земельному участку №№№№№, площадью 2094 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 3393 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 2846 кв.м, оставлен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 2846 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 3184 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 3236 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС;
земельному участку №№№№№, площадью 4119 кв.м, присвоен адрес: АДРЕС.
В соответствии с п. 8 данного постановления ГУП «Леноблинвентаризация» БТИ Сиверское, ТП № 105 Отд. УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обалсти в Гатчинском районе, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Гатчинскому району Ленинградской области», Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указано внести изменения и дополнения в соответствующие документы л.д. 13).
00.00.0000 Кирьяновым А.Л. и Беляевой Н.А. было подписано нотариально удостоверенное решение о разделе земельного участка площадью 22355 кв.м с кадастровым номером: 47:23:08-02-005:174, по адресу: АДРЕС, на семь отдельных земельных участков.
Согласно указанному решению в собственность Беляевой Н.А. переходит земельный участок площадью 2094 кв.м. с кадастровым номером: №№№№№ по адресу: АДРЕС, и земельный участок площадью 3393 кв.м с кадастровым номером: №№№№№ по адресу: АДРЕС л.д. 16-17). Неотъемлемой частью принятого собственниками решения являются кадастровые паспорта земельных участков л.д. 7-10).
00.00.0000 кадастровый номер: №№№№№ земельного участка площадью 2094 кв.м. по адресу: АДРЕС, и кадастровый номер: №№№№№ земельного участка площадью 3393 кв.м по адресу: АДРЕС, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Гатчинскому району Ленинградской области», внесены в государственный кадастр недвижимости.
Право собственности заявителя на соответствующие земельные участки зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 00.00.0000 л.д. 18, 19).
Как видно из материалов дела, 00.00.0000 Беляевой Н.А. были поучены налоговые уведомления от 00.00.0000 №№№№№ и №№№№№ из МИФНС № 7 на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г. в сумме 44 848,03 руб. и 59 797,37 руб., соответственно, отношении земельного участка с кадастровым номером: №№№№№, расположенного по адресу: АДРЕС.
Расчет налога за 2008 год произведен исходя из следующих значений: налоговая база – 121 836 538 руб., необлагаемая сумма налога 0 руб., доля – 1227/5000, налоговая ставка – 0,150, коэффициент – 12/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0 (копия налогового уведомления нал.д. 15.)
Расчет налога за 2009 год произведен исходя из следующих значений: налоговая база – 121 836 538 руб., необлагаемая сумма налога 0 руб., доля – 1227/5000, налоговая ставка – 0,200, коэффициент – 12/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0 (копия налогового уведомления нал.д. 14.)
Из объяснений заявителя следует, что в налоговых уведомлениях неверно указан размер принадлежащего ей земельного участка и неправильно рассчитана ставка земельного налога с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
В виду данных обстоятельства, 00.00.0000 Беляева Н.А. обратилась в МИФНС № 7 с заявлением о перерасчете земельного налога л.д. 32-33), по результатам рассмотрения которого налоговым органом был произведен перерасчет налога за 2008 г. и 2008 г.
Расчет налога за 2008 год в размере 44 555,34 руб. произведен исходя из следующих значений: налогооблагаемая база – 121 836 538 руб., необлагаемая сумма налога 200 000 руб., доля – 0/1, налоговая ставка – 0,150, коэффициент – 12/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0 (копия налогового уведомления №№№№№ от 00.00.0000 нал.д. 40).
Расчет налога за 2009 год произведен исходя из следующих значений:
1 объект: налоговая база – 121 836 538 руб., необлагаемая сумма налога 200 000 руб., доля – 0/1, налоговая ставка – 0,200, коэффициент – 6/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0, сумма налога к уплате – 29 703,56 руб.;
2 объект: налоговая база – 843 694 руб., необлагаемая сумма налога 0 руб., доля – 1/1, налоговая ставка – 0,200, коэффициент – 6/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0, сумма налога к уплате – 843,69 руб.;
3 объект: налоговая база – 1 367 074 руб., необлагаемая сумма налога 0 руб., доля – 1/1, налоговая ставка – 0,200, коэффициент – 6/12, коэффициент для ИЖС – 1, сумма налоговых льгот – 0, сумма налога к уплате – 1 367,07 руб.;
В дальнейшем заявителю были направлены налоговые уведомления от 00.00.0000 №№№№№ и №№№№№ на уплату земельного за 2008 г. и 2009 г. в сумме 445 568,84 руб. и 187 664,44 руб., соответственно, при расчете налога за 2008 год и 5 месяцев 2009 года была применена налоговая ставка 1,500.
В обоснование осуществленного порядка расчета суммы земельного налога за 2008 г. и 2009 г. и своей позиции по делу представитель заявителя пояснил, что по имеющимся у налогового органа сведениям, предоставленным соответствующими органами в порядке ст. ст.ст. 391, 396 НК РФ, Беляевой Н.А. до 00.00.0000 принадлежало 5487/22355 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером: №№№№№, расположенный по адресу: АДРЕС. Кадастровая стоимость указанного участка составляет 121 836 538 руб., вид разрешенного использования – детский оздоровительный лагерь. Каких-либо иных сведений, касающихся уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в налоговый орган от уполномоченных на то органов не поступало л.д. 125-126).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решении, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Статьей 23 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ст.45 НК РФ).
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пункт 2 ст. 392 НК РФ гласит, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
По правилам ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2. ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 № 316).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в ред. Федеральных законов от 31.12.05 № 206-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Следовательно, решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пгт Сиверский, пр. Республиканский, 23А, на другой вид такого использования было принято в порядке, установленном действующим на тот момент законодательстом РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.10 № 42, а также ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минюста РФ от 20.02.08 № 35 сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из ответа главы администрации Сиверского городского поселения Гатчинского района Ленинградской области следует, что сведения о направлении постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Территориальный отдел по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области для внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка в администрации не сохранились л.д. 116).
Принимая во внимание, что изложенное не свидетельствует о том, что в государственный кадастр не были в установленном порядке внесены сведения об изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд полагает неправомерными действия налогового органа по расчету земельного налога за 2008 г. и 2009 г. исходя из прежнего условно разрешенного вида использования земельного участка – детский оздоровительный лагерь, учитывая соблюдение предусмотренной законом процедуры изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Приходя к данному выводу, суд учитывает положения ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, устанавливающей, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Довод представителя МИФНС № 7 о том, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не были включены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществ и сделок с ним суд оценивает критически в отсутствие каких-либо правовых обоснований для такой позиции.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.07 № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области. В соответствии с этим постановлением кадастровая стоимость кв.м земельного участка, предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки, в г.п. Сиверский Гатчинского района в кадастровом квартале номер: №№№№№ определена в размере 402,91 руб.
В силу решения Совета депутатов МО «Город Гатчина» Гатчинского Муниципального района Ленинградской области от 28.05.08 № 32 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки установлена налоговая ставка в размере 0,15 %.
Таким образом, учитывая, что налоговым органом расчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером: 47:23:08-02-005:174, по адресу: АДРЕС, был произведен исходя вида разрешенного использования земельного участка «детский оздоровительный лагерь» вместо «индивидуальная жилищная застройка» и доли, принадлежащей заявителю в праве общей долевой собственности на земельный участок «1227/5000, 0/1» вместо «5487/22355», а также на основании данных показателей неправильно применена налоговая ставка («1,5 %» вместо «0,15%») и определен размер подлежащего уплате налога, суд полагает возможным признать незаконными и полностью отменить налоговые уведомления МИФНС № 7 от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г., №№№№№ на уплату земельного налога за 2009 г., от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г. и 2009 г., от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 г., № 427078 на уплату земельного налога за 2009 г.
Вместе с тем, приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований Беляевой Н.А. в соответствующей части, суд считает возможным отказать заявителю в удовлетворении требований об обязании МИФНС № 7 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Беляевой Н.А. и привести в соответствие данные по земельному участку, доля которого принадлежала заявителю до 00.00.0000, представленным документам, необходимые для правильного и достоверного расчета земельного налога, поскольку само по себе признание незаконными налоговых уведомлений и их отмена по вышеуказанным причинам являются основанием для приведения в соответствие данных, по которым налоговым органом производится расчет земельного налога, с установленными судом обстоятельствами и характеристиками земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 67, 194-199, 249, 254- 257 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Беляевой Н. А. - удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить налоговые уведомления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 год, №№№№№ на уплату земельного налога за 2009 год, от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 год и 2009 год, от 00.00.0000 №№№№№ на уплату земельного налога за 2008 год, №№№№№ на уплату земельного налога за 2009 год.
В удовлетворении остальных требований Беляевой Н. А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья