Дело № 2-3914/10 05 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Венедиктовой Е.А.
с участием прокурора Лихаревой А.Ю.
при секретаре Кураксиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Государственному Детскому Образовательному Учреждению № 43 (далее ГДОУ № 43) об обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор Фрунзенского района СПб обратился в суд с иском указывая, что Прокуратурой Фрунзенского района была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ГДОУ № 43, расположенного по адресу: Загребский бульвар, д. 35 корп. 2. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что в ГДОУ № 43 при осуществлении профессиональной деятельности нарушаются требования природоохранного законодательства РФ, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления, а именно – опасные отходы: люминистцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы. В нарушение требований законодательства на момент проверки в ГДОУ № 43 отсутствуют согласованные лимиты (разрешение) на размещение опасных отходов на 2010 г., а также разработанный в установленном порядке проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их использование-размещение. Как показала проверка, по состоянию на 28.06.2010 г. в ГДОУ № 43 отсутствуют паспорта опасных отходов. Данные факты свидетельствуют о неисполнении ГДОУ № 43 требований ФЗ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду. На основании указанного прокурор просит обязать ГДОУ № 43 в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ № 43 по адресу: Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д.35, корп.2 (л.д. 4-6).
Прокурор Лихарева А.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, указав на необходимость разработки и предоставления ответчиком на согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ, указав, что под опасными отходами понимаются люминистцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы.
Ответчик ГДОУ № 43 в судебное заседание не явился, ранее исковые требования не признавал, полагая требования необоснованными.
Третье лицо – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, представил письменный отзыв, указав, что федеральное законодательство и подзаконные нормативные акты связывают обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по составлению паспортов отходов 1-4 класса опасности, а также по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с деятельностью указанных субъектов, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Государственные образовательные учреждения Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязаны составлять паспорта такого вида отходов, как отработанные ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержание трубки, и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.73-74).
Третье лицо - администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга – в лице представителя Колесниченко Г.Б., действующей на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала, представив письменный отзыв (л.д.30-32).
Суд, определив рассматривать дело в отсутствие ответчика и третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав прокурора, третье лицо, наряду с иными доказательствами, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Фрунзенского района была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ГДОУ № 43, расположенного по адресу: Загребский бульвар, д. 35 корп. 2.
В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что в ГДОУ № 43 при осуществлении профессиональной деятельности нарушаются требования природоохранного законодательства РФ, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления, а именно – опасные отходы: люминистцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы.
В нарушение требований законодательства на момент проверки в ГДОУ № 43 отсутствуют согласованные лимиты (разрешение) на размещение опасных отходов на 2010 г., а также разработанный в установленном порядке проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их использование - накопление.
Как показала проверка, по состоянию на 28.06.2010 г. в ГДОУ № 43 отсутствуют паспорта опасных отходов.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Осуществление ответчиком деятельности с нарушением требований в области охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда также здоровью человека, подлежит учету и то обстоятельство, что указанное учреждение занимается содержанием и воспитанием малолетних детей, сохранение жизнь и здоровья которых является приоритетным направлением государственной политики.
Статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст.14 закона на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности; порядок паспортизации определен Правительством РФ.
В соответствии с п.5.3.7 постановления Правительства РФ от 30.07.04 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» федеральная служба ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также провидит работу по паспортизации опасных отходов. Согласно приказу от 15.08.07 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», установлена процедура подготовки материалов и принятия решения о паспортизации опасных отходов для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
Отработанные ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержание трубки отнесены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.02 к первому классу опасности для окружающей среды.
Статьей 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и т.д. устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами, коим является федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Соответственно, федеральное законодательство и подзаконные нормативные акты связывают обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по составлению паспортов отходов 1-4 класса опасности, а также по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с деятельностью указанных субъектов, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Государственные образовательные учреждения Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязаны составлять паспорта такого вида отходов, как отработанные ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержание трубки, и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
В виду того, что судом установлено нарушение ответчиком ГДОУ № 43 норм законодательства, отсутствуют сведения об их устранении в полном объеме, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 51 ФЗ «Об образовании», ст.ст. 11, 14, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 12, 45, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга - удовлетворить.
Обязать Государственное Детское Образовательное Учреждение № 43 в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов, связанных с отработанными люминистцентными ртутьсодержащими трубками и ртутными лампами и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ № 43 по адресу: Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 35, корп.2.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд.
Судья