Решение - об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-334/2011 07 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Мазневой Т.А.

при секретаре Зверевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» (далее – ООО «ЖКС № 2») об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «ЖКС №2» было установлено, что ООО «ЖКС №2» осуществляет деятельность на территории Фрунзенского района СПб, является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Проверкой установлено, что ответчиком нарушаются положения упомянутого закона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «ЖКС №2» не разработан, не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге», не согласован с Межрегиональным территориальным Управлением Технологического и Экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору. По факту нарушений требований законодательства об обращении с отходами прокуратурой в марте 2010 года в адрес руководителя ООО «ЖКС №2» вынесено представление, но до настоящего времени ответ на представление не поступил, нарушения не устранены. Поскольку нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами, допущенные ООО «ЖКС №2» могут привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, истец просит обязать ООО «ЖКС №2» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге», согласовать проект с Межрегиональным территориальным Управлением Технологического и Экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору в срок 30 суток, также взыскать с ответчика в пользу федерального бюджета госпошлину в размере 200 рублей.

Истец в лице помощника прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга Жигиля Е.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «ЖКС №2», действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал (отзыв на иск с дополнениями к отзыву приобщены к материалам дела), указывая, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемой этой деятельности ФЗ от 24.06.2998 года №89 «Об отходах производства и потребления», в связи с чем обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения у Общества отсутствует.

Представитель третьего лица Северо-Западного управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее направлял в адрес суда ходатайство, в котором исковые требования Прокурора поддерживал.

Суд, определив рассматривать дело в отсутствие третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав представителей прокурора Фрунзенского района и ответчика, наряду с иными доказательствами, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Прокуратурой Фрунзенского района была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации в деятельности ООО «ЖКС №2».

В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что ООО «ЖКС №2» осуществляет деятельность на территории Фрунзенского района СПб, является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

Также проверкой установлено, что ответчиком нарушаются положения упомянутого закона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «ЖКС №2» не разработан, не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ СПб «Центр эпидемиологии в Санкт-Петербурге», не согласован с Межрегиональным территориальным Управлением Технологического и Экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.

По итогам проверки 15.03.2010 в адрес руководителя ООО «ЖКС №2» прокурором Фрунзенского района СПб было вынесено представление, кроме того, 15.03.2010 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП в отношении руководителя ООО «ЖКС №2», материалы дела об административном правонарушении в отношении начальника службы благоустройства и санитарного содержания ООО «ЖКС№2» были возвращены в Прокуратуру Фрунзенского района СПб определением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СПб в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районе от 12.04.2010 года.

Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию с 30.06.2009 подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности.

В Законе РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» установлены следующие понятия: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно представленному в материалы дела Уставу ООО «ЖКС №2» целями деятельности Общества являются удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах, связанных с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технической эксплуатации жилищного фонда и нежилого фонда и организации предоставления коммунальных услуг.

ООО «ЖКС №2» согласно договорам управления обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, в том числе по вывозу твердых бытовых отходов.

ООО «ЖКС №2» как Управляющая организация заключила договор №34074 от 01.04.2007 года на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов со специализированной организацией ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс», имеющей лицензию на осуществление такого рода деятельности.

Данным договором ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» принимает на себя обязательства по вывозу отходов от мест сбора на территориях домовладений до объектов переработчика, обязан обеспечить сбор и вывоз бытовых и крупногабаритных отходов, а также обеспечить требуемое СанПиН содержание контейнеров, принадлежащих ОАО «автопарк №1 «Спецтранс».

Пункт 5.2.3 договора устанавливает, что ООО «ЖКС №2» обязан при прибытии спецавтомашины подготовить груз к отправке (закрыть крышки), обеспечить содержание контейнерных площадок и подъездных путей в технически исправном состоянии, в зимнее время очистку от снега, в темное время – освещение.

Из приведенных в Законе РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» понятий следует, что ООО «ЖКС №2» не осуществляет деятельность по сбору отходов, поскольку сбор отходов может быть только с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Под транспортированием же понимается не любое перемещение отходов, а только с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В данном случае, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что ООО «ЖКС №2» является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», согласно которому обязанностью лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, получать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, вести раздельный учет и сбор разных отходов и производить их инвентаризацию, подтверждать отнесение отходов к конкретному классу опасности и составлять паспорта опасных отходов.

Согласно ст. 1 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Из указанного следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Из представленных в материалы дела документов не следует, что ООО «ЖКС №2» является организацией, в процессе деятельности которой образуются отходы, а также, что ответчик занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», т.е. занимается специализированным размещением отходов производства и потребления в специально оборудованных местах, для создания которых в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» необходимо разрешение федеральных органов власти, поэтому суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Прокурору Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы (представления) через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: