Дело № 2-2164/2011 04 мая 2011 года РЕШЕНИЕ Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Васильевой И.Ю., при секретаре Макаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района в защиту интересов Зуйковой В.М. к ООО «Жилкомсервис № 2» Фрунзенского района о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Фрунзенского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Зуйковой В.М., являющейся долевым собственником в <адрес>, указывая, что из квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, полученных Зуйковой В.М. за ДД.ММ.ГГГГ., следует, что ООО «Жилкомсервис № 2» произвел дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. в размере 897,50 руб. Прокурор просит признать действия по начислению истцу корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ года в размере 897,50 руб. незаконными и обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилые помещения, принадлежащие истцу, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировки платы за отопление в размере 897,50 руб. Первоначально заявляя указанные требования, прокурор указывал на отсутствие в доме истца узлов учета тепловой энергии. Впоследствии, поскольку ответчиком были предоставлены акты об установке узлов учета в доме истца, прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил и дополнил основания к иску, указав, что согласно подпункту «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с п.п.2 п.2 приложения №2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствие с п.п.3 п.2 приложения №2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов только в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Вместе с тем, при осуществлении корректировки размера платы граждан за коммунальные услуги управляющие организации допускают нарушения действующего законодательства. Перерасчет по услуге за отопление произведен некорректно, поскольку не связан с фактическим объемом потребления теплоэнергии. Кроме того, не смотря на требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предусматривающих корректировку платы за горячее водоснабжение и отопление путем не только доначисления денежных средств гражданам, но и в виде возврата переплаченных сумм за отопление, в заявлении, поданном ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» необоснованно указано на то, что при формировании счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, данную корректировку производить не следует. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в п.п.3 п.2 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307: P(ok.i) = P(k.p) * S(i) / S(D) - P(fn.i), (2) где: P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Рассчитав по указанной форме, прокурор, полагает, что расчет корректировки за отопление в <адрес> не верен и просит признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» по начислению Зуйковой В.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г. в размере 897,5 руб., произвести перерасчет в соответствии с п.п.3 п.2 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Прокурор Лихарева А.Ю. в судебное заседание явилась, уточненные и дополненные исковые требования поддержала. Истец Зуйкова В.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Представитель ответчика – ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» Иванова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Зуйкова В.М. является долевым собственником и проживает в <адрес>. Указанный дом обслуживает ООО «ЖКС № 2 Фрунзенского района» (является исполнителем коммунальных услуг), являющаяся управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009-2010г. ООО «ЖКС № 2 Фрунзенского района» произвел корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. В соответствии с ч.4 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний проборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органов государственной власти Санкт-Петербурга. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 №196-р. Как следует из ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2,4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13 Правил). Ст.2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995г. № 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга). Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Установлено, что между ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией. ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» подано заявление о корректировке размера платы за отопление. Как следует из данного заявления, с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, эксплуатирующая организация поручает ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах обслуживаемых ООО «ЖКС №2». Согласно данному заявлению в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит увеличению, ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» поручается ограничить в отчетном месяце размер доначисления размером платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленным по каждому лицевому счету в декабре 2010 года. Также в соответствии с указанным заявлением в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, формирование счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги следует осуществить без учета сумм корректировок. Как следует из квитанции, направленной в адрес Зуйковой В.М. в результате такой корректировки ей дополнительно начислена плата за отопление в размере 897,50 руб. Действия ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» являются незаконными и противоречат требованиям ст. 157 Жилищного кодекса РФ по следующим основаниям. Исходя из содержания заявления, поданного эксплуатирующей организацией в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», вышеуказанный перерасчет произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307. Действительно, названным постановлением Правительства РФ установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно подпункту «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с п.п.2 п.2 приложения №2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствие с п.п.3 п.2 приложения №2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов только в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Вместе с тем, при осуществлении корректировки размера платы граждан за коммунальные услуги управляющие организации допускают нарушения действующего законодательства. Перерасчет по услуге за отопление произведен некорректно, поскольку не связан с фактическим объемом потребления теплоэнергии. Кроме того, не смотря на требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предусматривающих корректировку платы за горячее водоснабжение и отопление путем не только доначисления денежных средств гражданам, но и в виде возврата переплаченных сумм за отопление, в заявлении, поданном ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» необоснованно указано на то, что при формировании счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, данную корректировку производить не следует. При расчете корректировки платы за отопление ответчик представил данные по начислению ресурсоснабжающей организации оплаты за тепловую энергию. Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Согласно данным, представленным ТГК-1, за отопление по спорному дому в период октябрь 2009 года – май 2010 года начислено 3669491,75 руб. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в п.п.3 п.2 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307: P(ok.i) = P(k.p) * S(i) / S(D) - P(fn.i), (2) где: P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); ( 3669491,75 руб.) S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); (54, 40 кв.м.) S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); (21571,5 кв.м.) P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). (8572,31 руб.). Расчет прокурора суд полагает обоснованным и законным и приходит к выводу, что расчет корректировки за отопление в <адрес> составляет - 3669491,75 : 21571,5 х 54,4 – 8572,31 = 681,58 руб. Из материалов дела усматривается, что ОАО «ЖКС № 2 Фрунзенского района» произвел вторичную корректировку по <адрес> в размере 795,5 руб., следовательно, ответчик должен произвести перерасчет на сумму: 795,5 руб. - 681,58 руб. = 113,57 руб. Поскольку расчет ответчиком произведен неправильно, то требования прокурора Фрунзенского района являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в уточненном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.154,157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 12, 56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Фрунзенского района, действующего в защиту Зуйковой В.М. – удовлетворить. Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» по начислению Зуйковой В.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г. в размере 897,5 руб. Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты жилого помещения в <адрес> в соответствии с п.п.3 п.2 приложения № к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд. Судья