Дело № 2-2341/2011 04 мая 2011 года РЕШЕНИЕ Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Васильевой И.Ю., при секретаре Макаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района в защиту интересов Свищевой Л.М. к ЖСК-866 о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы, установил: Прокурор Фрунзенского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Свищевой Л.М., проживающей в <адрес>, указывая, что из квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, полученной Свищевой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ., следует, что ЖСК-866 произвел дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. в размере 616,32 руб. <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учета теплоснабжения и жильцы дома производят оплату за теплоснабжение исходя из нормативов потребления, установленных органами государственной власти Санкт-Петербурга. Прокурор в обоснование своих требований ссылался на то, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с чем корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, является незаконной, в связи с чем прокурор просил суд признать незаконными действия ЖСК-866 по начислению Свищевой Л.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. в размере 616,32 руб., обязать ЖСК-866 в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещении, исключив из квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ. корректировку платы за отопление в размере 616,32 руб. Прокурор Лихарева А.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Истец Свищева Л.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Представители ответчика ЖСК-866 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Свищева Л.М. является собственником <адрес> в СПб. Указанный дом обслуживает ЖСК-866 (является исполнителем коммунальных услуг), дом не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии (обе стороны указанное обстоятельство подтвердили), жители дома оплачивают отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом государственной власти Санкт-Петербурга и по установленным тарифам. Из квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ., полученной Свищевой Л.М., следует, что в связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление в размере 616,32 руб. ЖСК-866, являющийся управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. ЖСК-866 произвел корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. Суд, соглашаясь с позицией процессуального и материального истца, полагает, что проведение корректировки в данном доме за отопительный период 2009-2010 годов незаконно по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – органом государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст.157 ЖК РФ). В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306 норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2,4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13 Правил). Ст.2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995г. № 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга). Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Согласно п.п.«а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №3 к настоящим Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: , (2) где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Один из показателей данной формулы () (размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию) рассчитывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанный порядок законодательством РФ не установлен, в связи с чем ресурсоснабжающая организация самостоятельно рассчитывает плату за потребленную энергию и выставляет счета на оплату ответчику. Ответчик при этом не принимает никаких мер по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления. Поскольку в <адрес> отсутствуют общедомовые приборы учета, то определить фактическое потребление теплоэнергии данным домом невозможно, а порядок определения платы за потребленную тепловую энергию в доме, в котором приборы учет отсутствуют, законодательством не установлен. Таким образом, граждане, проживающие в домах, в которых не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, должны производить оплату за отопление только в соответствии с нормативами потребления и по установленным тарифам. А поскольку один из показателей формулы, по которой ответчик имеет право производить корректировку платы за тепловую энергию, не установлен законодательством РФ, то проведение корректировки по формуле, указанной в Правилах №307, не является законной. Учитывая вышеизложенное, требования прокурора Фрунзенского района являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.154,157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, ст.ст. 12, 56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Фрунзенского района, действующего в защиту Свищевой Л.М. – удовлетворить. Признать незаконными действия ЖСК-866 по начислению Свищевой Л.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г. в размере 616 рублей 32 коп. Обязать ЖСК-866 в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты жилого помещения, коммунальных и прочих услуг по <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг остаток незаконной корректировки платы за отопление в размере 616 рублей 32 копеек. Взыскать с ЖСК-866 госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд. Судья