Решение - о признании противоправными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании прекратить учет суммы перерасчета за отопление, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление



В окончательной форме изготовлено 19 мая 2011 года

Дело № 2-1228/2011 13 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

при секретаре Малышевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее также – Общество потребителей), действующей в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» (далее также – ООО «ЖКС № 3») о признании противоправными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании прекратить учет суммы перерасчета за отопление, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление,

установил:

Общество потребителей первоначально обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ООО «ЖКС № 3» в декабре 2010 года произвел перерасчет платы за отопление потребителям услуг – физическим лицам, сумма перерасчета включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой гражданам, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде. В счете-квитанции указано, что была произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.г., связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 года. Истец полагает, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с чем корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, является незаконной. В домах, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, указанные нормативы устанавливаются с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее 1 финансового года. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, которые на тепловую энергию на 2010 год установлены Распоряжением Комитета по тарифам от 14.12.2009. Также Общество потребителей ссылался на то, что ответчик незаконно производит корректировку платы за отопление на основании Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в связи с тем, что формула, по которой производится корректировка, не урегулирована законом, а именно, законодательством РФ не установлен порядок расчета размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию. В виду указанных обстоятельств, истец просил суд признать противоправными действия ООО «ЖКС № 3» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 г.г., обязать ООО «ЖКС № 3» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, запретить ООО «ЖКС № 3» совершать действия в отношении потребителей его услуг по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца – Емельянова Т.З., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные просив признать действия ответчика в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих (собственников) в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде, которые им обслуживаются, а также проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде, по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 г.г. противоправными; признать такие действия подлежащими прекращению путем обязания ответчика прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг; запретить совершать действия в отношении этих потребителей по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года (л.д. 160-161 том 2).

Представители Общества потребителей – Емельянова Т.З. и Метелева Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, уточнили исковые требования, просив по указанным выше основаниям признать противоправными действия ООО «ЖКС № 3» в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде, которые им обслуживаются, по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 г.г., обязать ООО «ЖКС № 3» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, запретить ООО «ЖКС № 3» совершать действия в отношении потребителей его услуг по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 года (л.д. 45 том 3).

Представители ответчика ООО «ЖКС № 3» - Чернокальцев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не является надлежащим и не вправе обращаться с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц. Также представитель ответчика указала, что практически все дома оборудованы приборами учета. В домах, где отсутствуют приборы учета корректировка платы производилась в соответствии Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, пункты 9.8. и 9.9. которых устанавливают, как производить корректировку по договорной нагрузке, т.е. без приборов учета. Кроме того, по мнению представителя ответчика, исковые требования подлежат отклонению в виду невозможности их исполнения, так как учет суммы перерасчета ведется не ответчиком, а ГУП ВЦКП, что также препятствует запрету начислять пени. Вместе с тем, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзывах на иск, ранее представленных суду (л.д. 51-55 том 1, 161-164 том 1).

Представитель третьего лица ОАО «ТГК-1» – Иванова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск (л.д. 92-93 том 3).

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в Общество потребителей обратились граждане – жители домов, которые обслуживает ООО «ЖСК №3» с просьбой разобраться в правомерности начисления платы за отопление в декабре 2010 года (л.д. 23-33).

Общество потребителей является организацией, к целям деятельности которой относятся содействие потребителям на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в осуществлении и защите их прав и законных интересов, в том числе права на приобретение и (или) использовании товаров, работ и услуг надлежащего качества. Предметом деятельности общества потребителей является, в частности, участие в судебном урегулировании споров, возникающих между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями, уполномоченными организациями и индивидуальными предпринимателями (п.2 Устава).

В соответствии с п. 3 подп. 10 Устава общество вправе обращаться в соответствии с действующим законодательством по просьбам потребителей в суды с исками и заявлениями в защиту законных прав и интересов отдельных потребителей, групп потребителей, неопределенного круга потребителей (л.д. 10-22).

Статья 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Общество потребителей обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей – потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, которые обслуживает ООО «ЖКС № 3».

Относительно довода представителя ответчика о том, что круг потребителей может быть определен истцом и истец должен выступать в интересах определенного круга потребителей, суд полагает необходимым указать следующее.

В силу ч. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При таких обстоятельствах невозможно определить всех потребителей, которые проживают в домах, обслуживаемых ООО «ЖКС № 3», в связи с чем для определения законности действий ответчика по корректировке платы за отопление истец вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Между тем, истец ограничил неопределенный круг потребителей, указав, что он выступает в защиту только тех потребителей коммунальных услуг, которые проживают в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, которые находятся на обслуживании у ООО «ЖКС № 3».

Принимая во внимание, что отопление относится к коммунальным услугам, размер платы за предоставление которого в силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не на основании сведений о лицах, проживающих в жилых помещениях, в которые предоставляется соответствующая услуга, суд полагает обоснованным не конкретизировать круг таких потребителей.

Таким образом, обращение Общества потребителей в суд с настоящим иском в защиту интересов указанных лиц является обоснованным.

Исходя из представленных в материалы дела документов, следует, что общедомовые приборы учета по отоплению не установлены в домах, обслуживаемых ответчиком, по адресам: <адрес>, и <адрес>.

Как видно из материалов дела, в декабре 2010 года ООО «ЖКС № 3» произвел перерасчет платы за услугу отопление в домах, обслуживаемых ответчиком, в том числе по вышеназванным адресам, на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, посредством включения в счет потребителя на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой соответствующего платежа (л.д. 87-89, 103-157 том 1).

Из квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2010 года, полученных потребителями, следует, что в связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009-2010 г.г. было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление, размер данной корректировки для каждого дома разный (л.д. 24-25, 27, 29, 31, 33 том 1).

ООО «ЖКС № 3», являющееся управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009-2010 г.г. ответчик произвел корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – органом государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).

Статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

На 2010 год тарифы на тепловую энергию установлены Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 №199-р. В 2010 году тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг не менялись.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Согласно подп. «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения № 3 к настоящим Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

P(ok.i) = P(k.p) * S(i) / S(D) - P(fn.i) (2)

где:

P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Один из показателей данной формулы () (размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию) рассчитывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанный порядок законодательством РФ не установлен, в связи с чем ресурсоснабжающая организация самостоятельно рассчитывает плату за потребленную энергию и выставляет счета на оплату ответчику.

Ответчик при этом не принимает никаких мер по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления.

Поскольку в ряде домов, которые обслуживает ООО «ЖКС № 3» отсутствуют общедомовые приборы учета (л.д.), то определить фактическое потребление теплоэнергии данными домами невозможно, а порядок определения платы за потребленную тепловую энергию в домах, в которых приборы учет отсутствуют, законодательством не установлен.

Таким образом, граждане, проживающие в домах, в которых не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, должны производить оплату за отопление только в соответствии с нормативами потребления и по установленным тарифам.

Принимая во внимание, что один из показателей формулы, по которой ответчик имеет право производить корректировку платы за тепловую энергию, не установлен законодательством РФ, проведение корректировки по формуле, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не является законной.стороны представителя ответчика в обоснование своей позиции по делу о том, что в домах, необорудованных общедомовыми приборами учета, корректировка платы производилась в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995, где в п.п. 9.8., 9.9. установлено как производить корректировку по договорной нагрузке, т.е. без приборов учета.

Так, в соответствии с пунктом 1.3. названных Правил расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Следовательно, данные Правила применяются только при расчетах за полученное тепло на основании приборов учета.

Ссылка представителя ответчика на пункты 9.8., 9.9. Правил также является несостоятельной, поскольку из содержания данных норм следует, что установленные в них положения регулируют порядок расчетов между ресурсоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии, у которого установлен узел учета, только на период выхода соответствующего прибора из строя.

Исходя из вышесказанного, суд находит требования истца о признании незаконными действий ответчика по корректировке платы за отопление обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, истец просит суд запретить ответчику совершать действия по начислению пени на сумму корректировки платы за отопление.

Ответчик, возражая против указанных требований, ссылался на то, что пени начисляет не ООО «ЖКС № 3», а СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», в связи с чем требования о запрете начислять пени не могут быть заявлены к ООО «ЖКС № 3».

В соответствии с пунктом 2.2.12 устава ООО «ЖКС № 3» ответчик производит сбор платы с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (л.д. 57-81 том 1).

01.03.2007 между ООО «ЖКС № 3» и СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом (л.д. 90-102 том 1).

В силу пунктов 1.1. и 2.1.1. данного договора СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» расчет сумм платежей за жилье и коммунальные услуги населению, проживающему в домах, находящихся в обслуживании ООО «ЖСК № 3», производит по поручению ответчика на основании действующего законодательства и предоставляемой ООО «ЖСК № 3» фактической информации.

Согласно ч. 14 ст. 154 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.

Принимая во внимание, что сбором платы за предоставляемые коммунальные услуги населению, проживающему в домах, находящихся в обслуживании ООО «ЖСК № 3», занимается непосредственно ответчик, а полномочия СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» ограничиваются только существующими между данными организациями договорными отношениями, суд считает соответствующий довод стороны ответчика необоснованным.

Поскольку начисление корректировки платы за отопление потребителям, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не является законным, то начисление пени на сумму корректировки, не оплаченную потребителями, также не будет являться законным, в связи с чем требования истца в указанной части также подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в пользу федерального бюджета, в связи с чем с ответчика с учетом положений ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» – удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» по начислению потребителям коммунальных услуг, проживающих в домах, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района», не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.г.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» прекратить учет суммы корректировки платы за отопление по лицевым счетам потребителей, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» совершать действия в отношении потребителей, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, по начислению пени на сумму корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд.

Судья