Решение - о признании действий противоречащими Федеральному закону «Об охране окружающей среды», об обязании устранить нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды»



Дело № 2-315/2011 16 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Савина В.В.

при секретаре Гюлиеве И.Б.

с участием прокурора Лихаревой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского района СПб в защиту неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству «СОК «Фитнес-Центр «Галактика» о признании действий противоречащими Федеральному закону «Об охране окружающей среды», об обязании устранить нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды» по адресу: СПб, пр. Испытателей, д. 12, лит. А,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморского района СПб обратился в суд с иском к ответчику о признании действий противоречащими Федеральному закону «Об охране окружающей среды», об обязании устранить нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды» по адресу: СПб, пр. Испытателей, д. 12, лит. А, а именно: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; деятельность по обращению с отходами производства и потребления осуществлять в соответствии с установленными для предприятия нормативами образования отходов и лимита на их размещение; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности; составить паспорта опасных отходов и представить их на согласование в Северо-Западное управление Ростехнадзора; вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в срок до истечения 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что истцом совместно со специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Правительства СПб проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ответчика по адресу: СПб, пр. Испытателей, д. 12, лит. А. В ходе проверки выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:

не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения;

деятельность по обращению с отходами производства и потребления осуществляется не в соответствии с установленными для предприятия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности;

не представлены паспорта опасных отходов;

не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Ссылаясь на изложенное, а также на положения ст.ст. 3 и 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон), а также положения статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Определив рассматривать заявленные исковые требования в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав позицию представителя истца, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных истцом в материалы гражданского дела письменных доказательств, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Правительства СПб от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка выполнения Предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 13.11.2009 года № 001-2009/Прп-519 в отношении некоммерческого партнерства «Спортивно-оздоровительный клуб «Фитнес-Центр «Галактика» по адресу: СПб, пр. Испытателей, д. 12, литера А.

В ходе названной внеплановой проверки установлено, что ответчику ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды , в соответствии с которым предписано: в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Деятельность по обращению с отходами и потребления осуществлять в соответствии с установленными для предприятия нормативами образования отходов и лимитами на их размещение; в срок до ДД.ММ.ГГГГ подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности; составить паспорта опасных отходов и представить их на согласование в Северо-Западное управление Ростехнадзора; с ДД.ММ.ГГГГ постоянно вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

По истечении указанных сроков проведена проверка выполнения предписаний, в результате которой установлено, что с момента предыдущей проверки были внесены изменения в правоустанавливающие документы юридического лица, назначен новый генеральный директор; по 1-му пункту предписания – некоммерческое партнерство деятельность по обращению с отходами производства и потребления осуществляет в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; по 2-му пункту предписания – не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не составлены; по 3-му пункту предписания – некоммерческое партнерство не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В связи с чем уполномоченный орган пришел к выводу о неисполнении ответчиком выданного предписания, в связи с чем пришел к выводу о нарушении некоммерческим партнерством положений действующего законодательства, а именно:

Деятельность в части обращения с отходами производства и потребления осуществляется в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением пунктов 1 и 3 статьи 18 Закона;

Не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований пункта 1 статьи 19 Закона;

Не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не составлены, что является нарушением пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона.

В связи с изложенным ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом в отношении руководителя ответчика составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из текста искового заявления, правовым основанием предъявленных прокурором исковых требований являются положения статьи 11 Закона, согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Указанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 2 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 51 указанного Федерального закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24.08.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

В обоснование исковых требований прокурор ссылался на то, что ответчиком не выполнены требования уполномоченного органа, что влечет нарушение ответчиком требований экологического законодательства и прямо нарушает права граждан, проживающих в близлежащих домах, посещающих и работающих в некоммерческом партнерстве на благоприятную окружающую среду обитания, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», статью 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

По смыслу предъявленных исковых требований, такие нарушения заключаются в том, что деятельность ответчика в части обращения с отходами производства и потребления осуществляется в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением пунктов 1 и 3 статьи 18 Закона; ответчиком не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований пункта 1 статьи 19 Закона; ответчиком не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы 1-4 класса опасности не составлены, что является нарушением пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона.

Согласно статье 18 ФЗ № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Названный порядок был определен Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2000 года № 461 (далее - Правила), действующими в период до 22.02.2011 года.

Под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ и п. 3 Правил).

В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Таким образом, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пункт 7 статьи 12 ФЗ № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.

С учетом вышеизложенного деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Между тем, из материалов дела следует, что ответчик является некоммерческим партнерством и по спорному адресу, как это следует из пункта 1.4 договора аренды федерального недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по развитию физической культуры и спорта.

Таким образом, ответчик не является учреждением, осуществляющим деятельность по размещению отходов, в связи с чем у него отсутствует обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно положениям пункта 1 статьи 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Таким образом, положениям названной нормы распространяются лишь на индивидуальных предпринимателей и юридические лица, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, то есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, тогда как в материалы гражданского дела истцом не представлено доказательств осуществления ответчиком названного вида деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на него обязанности, предусмотренной положениями пункта 1 статьи 19 Закона.

Положениями пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Между тем, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в процессе деятельности некоммерческого партнерства образуются отходы I - IV класса опасности, в связи с чем основания для возложения на ответчика обязанностей, установленных положениями статьи 14 Закона, не имеется.

При этом суд принимает во внимание, что названная норма возлагает на участников гражданского оборота обязанность подтверждения отнесения отходов к названным классам только в случае, когда в процессе их деятельности образуются отходы I - IV класса опасности, а не в силу осуществления деятельности как таковой.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку истцом не доказан факт нарушения ответчиком положений Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из того, что положения статьи 11 Закона применяются только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иных объектов в связи с деятельностью, связанной с обращением с отходами, тогда как в истцом не доказано, что деятельность ответчика связана с обращением с отходами по изложенным выше основаниям в контексте положений статьи 1 Закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований прокурора Приморского района СПб в защиту неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству «СОК «Фитнес-Центр «Галактика» о признании действий противоречащими Федеральному закону «Об охране окружающей среды», об обязании устранить нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды» по адресу: СПб, пр. Испытателей, д. 12, лит. А – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и/или представления через Фрунзенский районный суд.

Судья Савин В.В.