Решение - о признании противоправными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании прекратить учет суммы перерасчета за отопление, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление



Дело 2-1207/11 18 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кудасовой Т.А.

при секретаре Смирновой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области», действующей в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Жилкомсервис №1» Фрунзенского района о признании противоправными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании прекратить учет суммы перерасчета за отопление, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление,

установил:

Первоначально ОО «Общество потребителей СПБ» обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, указывая, что ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» в декабре 2010г. произвел перерасчет платы за отопление потребителям услуг – физическим лицам, сумма перерасчета включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой гражданам, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде. В счете - квитанции указано, что была произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010г.г., связанных с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010г. Истец полагает, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы потребителей, в обоснование своих требований указывая, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с чем корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, является незаконной. В домах, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, указанные нормативы устанавливаются с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее 1 финансового года. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, тариф на тепловую энергию на 2010г. установлен Распоряжением Комитета по тарифам от 14.12.09г. Также истец ссылался на то, что ответчик незаконно производит корректировку платы за отопление на основании Постановления Правительства №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», поскольку формула, по которой производится корректировка, не урегулирована законом, а именно, законодательством РФ не установлен порядок расчета размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию. Ссылаясь на изложенное, истец просил суд признать противоправными действия ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010г., обязать ООО «ЖКС №1» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, запретить ООО «ЖКС №1» совершать действия в отношении потребителей его услуг по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010г.

Представитель ОО «Общество потребителей СПб и ЛО» Емельянова Т.З. (по доверенности) в судебное заседание явилась, уточнила исковые требования, просив по указанным выше основаниям признать противоправными действия ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде, которые им обслуживаются, по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010г., обязать ООО «ЖКС №1» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, запретить ООО «ЖКС №1» совершать действия в отношении потребителей его услуг по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010г.

Представители ответчика – ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» Лежин Н.А., Кудрявцева В.А. (по доверенностям) в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не является надлежащим и не вправе обращаться с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц; истец фактически оспаривает Постановление Правительства №307, подобное оспаривание не допускается в данном порядке. Также представители ответчика ссылались на законность произведенной корректировки платы за отопление, ссылаясь на то, что данная корректировка предусмотрена постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

Представитель третьего лица – ОАО «ТГК №1» Иванова Н.С. (по доверенности) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в обоснование возражений ссылаясь на то, что корректировка платы за отопление предусмотрена Постановлением Правительства №307.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в ОО «Общество потребителей СПб и ЛО» обратились граждане – жители домов, которые обслуживает ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района», с просьбой разобраться в правомерности начисления платы за отопление в декабре 2010г. (л.д.23-34).

Общественная организация «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» является организацией, целью деятельности которой является содействие потребителям на территории Санкт-Петербурга и Лен.области в осуществлении и защите их прав и законных интересов, и в частности права на приобретение и (или) использовании товаров, работ и услуг надлежащего качества. Предметом деятельности общества потребителей является, в частности, участие в судебном урегулировании споров, возникающих между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями, уполномоченными организациями и индивидуальными предпринимателями (п.2 Устава).

В соответствии с п.3 пп.10 Устава общество потребителей вправе обращаться в соответствии с действующим законодательством по просьбам потребителей в суды с исками и заявлениями в защиту законных прав и интересов отдельных потребителей, групп потребителей, неопределенного круга потребителей (л.д.13).

Согласно ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Общество потребителей обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей – потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, которые обслуживает ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района».

Ссылка представителя ответчика о том, что круг потребителей может быть определен истцом и истец должен выступать в интересах определенного круга потребителей, противоречит требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с ч.4 ст.1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, невозможно определить всех потребителей, которые проживают в домах, обслуживаемых ООО «ЖКС №1», в связи с чем для определения законности действий ответчика по корректировке платы за отопление истец вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Истец ограничил неопределенный круг потребителей, указав, что он выступает в защиту только тех потребителей коммунальных услуг, которые проживают в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, которые находятся на обслуживании у ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района».

В ходе судебного следствия ответчик – ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» отказался от представления списка домов, которые обслуживает ответчик, а также списка домов, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета.

По запросу суда ресурсоснабжающая организация - ОАО «ТГК №1» представило список домов, которые обслуживаются ООО «ЖКС №1», оборудованных общедомовыми приборами учета (л.д.129-133 т.2).

Остальные дома, которые обслуживает ООО «ЖКС№1», не оборудованы общедомовыми приборами учета теплоэнергии (л.д.136-138 т.2), жители данных домов оплачивают отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом государственной власти Санкт-Петербурга и по установленным тарифам.

Из квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2010г., полученных потребителями, следует, что в связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009-2010г. было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление, размер данной корректировки для каждого дома разный (л.д.24, 26, 28, 29, 32, 34).

ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района», являющаяся управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период 2009-2010г. ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» произвел корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – органом государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст.157 ЖК РФ).

В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306 норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2,4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13 Правил).

Ст.2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995г. №41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

На 2010 год тарифы на тепловую энергию установлены Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» от 14.12.09г. №199-р.

В 2010г. тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг не менялись.

В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307.

Согласно п.п.«а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №3 к настоящим Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

P(ok.i) = P(k.p) x S(i) / S(D) – P(fn.i), (2)

где:

P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Один из показателей данной формулы P(k.p) (размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию) рассчитывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанный порядок законодательством РФ не установлен, в связи с чем ресурсоснабжающая организация самостоятельно рассчитывает плату за потребленную энергию и выставляет счета на оплату ответчику.

Ответчик при этом не принимает никаких мер по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления.

Поскольку в ряде домов, которые обслуживает ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» отсутствуют общедомовые приборы учета (л.д.129-138 т.2), то определить фактическое потребление теплоэнергии данными домами невозможно, а порядок определения платы за потребленную тепловую энергию в домах, в которых приборы учет отсутствуют, законодательством не установлен.

Таким образом, граждане, проживающие в домах, в которых не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, должны производить оплату за отопление только в соответствии с нормативами потребления и по установленным тарифам.

А поскольку один из показателей формулы, по которой ответчик имеет право производить корректировку платы за тепловую энергию, не установлен законодательством РФ, то проведение корректировки по формуле, указанной в Правилах №307, не является законной.

Ссылка ответчика на то, что истец в своем иске фактически оспаривает Постановление Правительства №307, не верна, поскольку из представленного иска следует, что истец ссылается на то, что ответчик имеет право производить корректировку платы за отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ №307, однако формула, по которой производится корректировка платы за отопление в домах, не оборудованных узлами учета, не в полном объеме урегулирована законом.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании незаконными действий ответчика по корректировке платы за отопление, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также истец просит суд запретить ответчику совершать действия по начислению пени на сумму корректировки платы за отопление.

Ответчик, возражая против указанных требований, ссылался на то, что пени начисляет не ООО «ЖКС №1», а ГУП ВЦКП, в связи с чем требования о запрете начислять пени не могут быть заявлены к ООО «ЖКС №1».

В соответствии с п.2.2.12 Устава ООО «ЖКС №1 Фрунзенского района» ответчик производит сбор платы с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

01.03.2007г. между ООО «ЖКС №1» и ГУП ВЦКП» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом. В соответствии с п.2.1.1. данного договора ГУП «ВЦКП» обязан рассчитывать на основе действующего законодательства и предоставляемой ООО «ЖКС №1» фактической информации, суммы за жилье и коммунальные услуги населению.

Согласно ч.14 ст.154 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.

Учитывая изложенное, ГУП «ВЦКП» производит начисление платы и пени в соответствии с информацией, предоставленной ООО «ЖКС №1».

Поскольку начисление корректировки платы за отопление потребителям, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не является законным, то начисление пени на сумму корректировки, не оплаченную потребителями, также не будет являться законным, в связи с чем требования истца в указанной части также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.154,157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, ст.ст. 12, 56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области»– удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района по начислению потребителям коммунальных услуг, проживающих в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района», не оборудованных общедомовыми приборами учета по отоплению, корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.

Обязать ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» прекратить учет суммы корректировки платы за отопление по лицевым счетам потребителей, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Запретить ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» совершать действия в отношении потребителей, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, по начислению пени на сумму корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 г.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис №1 Фрунзенского района» госпошлину в доход государства в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд.

Судья