Решение - об оспаривании требования налогового органа



В окончательной форме изготовлено 08 апреля 2011 года

Дело № 2-703/2011 21 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

при секретаре Алексееве В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чуваевой В. В. об оспаривании требования налогового органа,

установил:

Чуваева В.В. обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу в адрес заявителя было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что она должна уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г.г. в сумме 7070 руб. и пени в размере 76,73 руб. Заявитель полагает данное требование незаконным, пояснив, что является инвалидом по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в органах ГИБДД приобретенный Чуваевой В.В. в собственность автомобиль «Форд Фокус» был поставлен на регистрационный учет. Поскольку мощность данного транспортного средства составляла 100 л.с., Чуваева В.В. полагала, что в соответствии со ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» она подлежит освобождению от уплаты данного вида налога. ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство было продано и снято с регистрационного учета, при снятии с регистрационного учета УГИБДД уточнило сведения о мощности автомобиля со 100 л.с. на 101 л.с. На основании данных об уточнении мощности двигателя налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. исходя из мощности – 101 л.с. и направлены налоговое уведомление и требование о его уплате. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просила суд признать незаконным и отменить требование Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заявителя – Никиташин Д.В. и Быков И.В., действующие на основании доверенности (копия на л.д. 52), в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу Сосина И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д. 29-32).

Суд, изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, оценив представленные доказательства, приходит к следующему:

Как видно из материалов дела, Чуваева В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником автомобиля «Форд Фокус», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN-.

Согласно паспорту транспортного средства мощность двигателя данного автомобиля составляет 100 л.с., 74 кВт (л.д. 25).

С ДД.ММ.ГГГГ заявителю установлена бессрочно вторая группа инвалидности (справка на л.д. 24).

В соответствии со ст. 4-1Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 (ред. от 07.02.2008) «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются, в том числе такие категории граждан, зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, как инвалиды II группы за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Чуваевой В.В. Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу были направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога в отношении вышеназванного автомобиля (л.д. 8, 10).

В ответ на возражения заявителя по начислению транспортного налога, налоговый орган сообщил следующее:

Межгосударственным стандартом ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин» установлено, что мощность измеряется в ваттах, при переводе во внесистемную единицу «лошадиная сила» применяется следующее правило «735,499 Вт = 1 л.с.». Например, если двигатель имеет мощность 74 кВт, то его мощность в лошадиных силах будет равна 101.

Информация о мощности двигателя автомототранспортных средств в автоматизированных учетах Госавтоинспекции хранится в кВт. В налоговые органы сведения о мощности передаются в лошадиных силах, при этом пересчет кВт в л.с. происходит по указанному в ГОСТ 8.417-2002 методу с округлением до целых величин по общепринятому математическому правилу. Таким образом, ошибочно указанные в ПТС заводом-изготовителем или таможенными органами величины (в лошадиных силах) пи пересылке из Госавтоинспекции в налоговые органы в автоматическом режиме исправляются на достоверные.

При снятии с регистрационного учета автомобиля «Форд Фокус» в инспекцию поступили уточненные сведения о значении мощности двигателя – 101 л.с. На основании этих данных Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу сделан перерасчет налога за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил заявителю требование об уплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 7070 руб. и пени в размере 76,73 руб. (л.д. 15).

Не согласившись с указанным требованием Чуваева В.В. ДД.ММ.ГГГГ подала жалобу в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу на действия Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу, по результатам рассмотрения которой в ее удовлетворении было отказано с указанием на соответствие действий налогового органа при расчете транспортного налога в отношении принадлежавшего заявителю автомобиля требованиям ст. 362 НК РФ (л.д. 16-21).

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Чуваева В.В. обратилась в суд с требованиями признании незаконным и подлежащим отмене требования Межрайонной ИФНС № 27 по Санкт-Петербургу об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решении, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Статьей 23 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ).

В силу ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Материалами дела установлено, что в паспорте транспортного средства – автомобиля «Форд Фокус», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN-, мощность двигателя указана в 100 л.с., 74 кВт (л.д. 56-57).

В ходе судебного разбирательства судом истребовались сведения о мощности двигателя транспортного средства из органов Госавтоинспекции и завода-изготовителя.

Так, МРЭО-7 УГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга сообщил, что мощность двигателя данного автомобиля составляет 100,64 л.с. (л.д. 50), представив в обоснование таких сведений письмо генерального директора ЗАО «Форд Мотор Компании» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в паспортах транспортных средств, выданных до ДД.ММ.ГГГГ на выпускаемые предприятием ЗАО «Форд Мотор Компании», г. Всеволожск, автомобили «Форд Фокус» допущена техническая ошибка в данных, касающихся мощности двигателя. Для автомобилей с типом двигателя HWDA/HWDB в ПТС указывалась мощность двигателя 74 кВт/100 л.с., где значение 100 л.с. является неточным. Данная техническая ошибка возникла при переводе мощности из единиц измерения «кВт» во внесистемные единицы измерения «лошадиные силы». При переводе использовалось значение «британской лошадиной силы», принятое в Европейских странах 1 л.с. = 0,746 кВт. В России, в соответствии с ОКЕИ, принято значение «лошадиной силы» равное 1 л.с. = 0,736 кВт. (л.д. 65).

Вместе с тем, в ответ на запрос суда завод-изготовитель ЗАО «Форд Мотор Компании» сообщил, что автомобиль «Форд Фокус», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN-, имеет мощность двигателя равную 100 л.с. (л.д. 61).

Исходя из вышесказанного, представленные суду сведения о мощности двигателя принадлежавшего Чуваевой В.В. автомобиля имеют противоречивый характер.

Пункт 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утв. Приказом России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, гласит, что мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство (пункт 22 Методических рекомендаций).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с технической документацией и ответом завода-изготовителя на судебный запрос в отношении технического показателя конкретного транспортного средства – мощность двигателя автомобиля составляет 100 л.с., при этом в паспорт транспортного средства автомобиля «Форд Фокус», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN-, какие-либо изменения относительно данных о мощности двигателя до момента прекращения права собственности заявителя на транспортное средство не вносились, суд полагает обоснованным определение данной величины при исчислении транспортного налога в указанном размере – 100 л.с.

Кроме того, суд считает неправомерным осуществление перерасчета мощности двигателя вышеназванного автомобиля в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций, поскольку в паспорте данного транспортного средства соответствующий показатель указан не только в кВт, но и в лошадиных силах.

Приходя к таким выводам, суд принимает во внимание, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, суд находит заявленные Чуваевой В.В. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 67, 194-199, 249, 254- 257 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Чуваевой В. В. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Санкт-Петербургу об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья