Решение - о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы



Дело № 2-1790/2011 04 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Спассковой Т.А.

при секретаре Малышевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района в защиту интересов Трусовой Е. В. и Трусова Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» (далее также – ООО «ЖКС № 2») о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет платы,

установил:

Прокурор Фрунзенского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Трусовой Е.В. и Трусова Н.А., проживающих в <адрес>, указывая, что из квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, полученной Трусовым Н.А. за ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ООО «ЖКС № 2» произвел дополнительное начисление платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере 1553 руб. 07 коп. <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учета теплоснабжения и жильцы дома производят оплату за теплоснабжение исходя из нормативов потребления, установленных органами государственной власти Санкт-Петербурга. Прокурор в обоснование своих требований ссылался на то, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в связи с чем, корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, является незаконной. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными действия ООО «ЖКС № 2» по начислению Трусовым Н.А. и Е.В. и корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере 1553 руб. 07 коп., обязать ООО «ЖКС № 2» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещении, исключив из квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ корректировку платы за отопление в размере 1553 руб. 07 коп.

Представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Фрунзенского района Спасскова Т.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Материальный истец Трусов Н.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Материальный истец Трусова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель ответчика – ООО «ЖКС № 2» Иванова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указывая, что несмотря на то, что <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии, корректировка платы за отопление возможна, т.к. она предусмотрена Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося материального истца Трусовой Е.В., изучив материалы дела, выслушав присутствующих участников судебного разбирательства, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Трусов Н.А. и Трусова Е.В. являются сособственниками квартиры <адрес> (л.д. 7).

Указанный дом обслуживает ООО «ЖКС № 2» (является исполнителем коммунальных услуг), дом не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии (обе стороны указанное обстоятельство подтвердили), жители дома оплачивают отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом государственной власти Санкт-Петербурга и по установленным тарифам.

Из квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2010 г., полученной Трусовым Н.А., следует, что в связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление в размере 1553 руб. 07 коп. (л.д. 13).

ООО «ЖКС № 2», являющееся управляющей организацией, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. ООО «ЖКС № 2» произвело корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы. В обоснование проведения корректировки ответчик ссылался на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.

Суд, соглашаясь с позицией процессуального и материального истца, полагает, что проведение корректировки в данном доме за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. незаконно.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – органом государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).

Статья 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Согласно подп. «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения № 3 к настоящим Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

P(ok.i) = P(k.p) * S(i) / S(D) – P(fn.i) (2)

где:

P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Один из показателей данной формулы (P(k.p)) (размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию) рассчитывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанный порядок законодательством РФ не установлен, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация самостоятельно рассчитывает плату за потребленную энергию и выставляет счета на оплату ответчику.

Ответчик при этом не принимает никаких мер по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления.

Поскольку в <адрес> отсутствуют общедомовые приборы учета, то определить фактическое потребление теплоэнергии данным домом невозможно, а порядок определения платы за потребленную тепловую энергию в доме, в котором приборы учет отсутствуют, законодательством не установлен.

Таким образом, граждане, проживающие в домах, в которых не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, должны производить оплату за отопление только в соответствии с нормативами потребления и по установленным тарифам.

Между тем, поскольку один из показателей формулы, по которой ответчик имеет право производить корректировку платы за тепловую энергию, не установлен законодательством РФ, то проведение корректировки по формуле, указанной в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, не является законной.

Учитывая вышеизложенное, требования прокурора Фрунзенского района являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 154,157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, ст.ст. 12, 56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Фрунзенского района, действующего в защиту Трусовой Е. В. и Трусова Н. А. – удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» по начислению Трусовой Е. В. и Трусову Н. А. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. в размере 1553 (одна тысяча пятьсот пятьдесят три) рубля 07 копеек.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты жилого помещения, коммунальных и прочих услуг по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ незаконную корректировку платы за отопление в размере 1 553 (одна тысяча пятьсот пятьдесят три) рубля 07 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Фрунзенского района» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд.

Судья