о взыскании незаконно начисленных и взысканных сумм за жилье и комунальные услуги.



АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2012 года                    город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долганова Владимира Васильевича к ТСЖ-6 Фрунзенского района г. Саратова о взыскании незаконно начисленных Ии взысканных сумму за жилье и коммунальные услуги по апелляционной жалобе Долганова Владимира Васильевича на решение мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 28 мая 2012года,

установил:

Истец обратился к мировому судье с иском к ТСЖ № 6 Фрунзенского района г. Саратова о взыскании незаконно начисленных и взысканных сумм за жилье и коммунальные услуги, в обоснование которого указал следующее: истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Истец ежемесячно вносит плату по коммунальным платежам и за жилое помещение. ТСЖ № 6 Фрунзенского района г. Саратова является исполнителем коммунальных услуг и получателем денежных средств за их предоставление. Вместе с тем, на протяжении 3-х лет - 2010 - 2011 г, 3 месяца 2012 г. ответчик, используя недостоверные расчеты и применяя не проверенные данные, незаконно взыскал с Долганова В.В. сумму в размере 11021 рубль 25 копеек, между тем в кв<адрес> установлен индивидуальный прибор учета холодного и горячего водоснабжения. В связи с изложенным, просит суд признать незаконными доплаты и взыскать с ответчика в его пользу неправомерно начисленные и оплаченные суммы за коммунальные услуги в размере 11021 рубля 25 копеек, а также возместить расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей

Решением мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 28 мая 2012г. постановлено: «Отказать в удовлетворении исковых требований Долганова Владимира Васильевича к Товариществу собственников жилья 6 Фрунзенского района г. Саратова о защите прав потребителей.».

Не согласившись с вынесенным решением Долганов В.В.обратился в суд с апелляционной жалобой, в котором просил отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 28.05.2012 г. по следующим основаниям.

Потребителей коммунальных услуг в том числе в доме №<адрес> обслуживают наемные работники ТСЖ-6 Фрунзенского района на основании контракта, заключенного между председателем правления ТСЖ-6 Маркеловой О.С. и управляющим Калашниковым В.К.

Правовые отношения потребителей коммунальных услуг и управляющего ТСЖ-6 который является «исполнителем» регулируются контрактом заключенным в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307.

В Правилах используются определения:

«Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

«Коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;

«Индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме;

В разделе III Правил определен Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Правилами определены права и обязанности исполнителя, руководства ТСЖ-6 и потребителя, руководства п. 24 В случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:

а)    исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом «г» пункта 50 и подпунктом «е» пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;

б)    потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;

в)    при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением № 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб;

50. Исполнитель имеет право:

б)    требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время;

в)    требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по вине потребителя и (или) членов его семьи, в случае невыполнения потребителем обязанности допускать в занимаемое им жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), в случаях, указанных в подпункте «д» пункта 52 настоящих Правил;

г)    в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также

52. Потребитель обязан:

в)    в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

г)    обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

д)    допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

е)    в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

Приложение № 2 к Правилам

п. 6. В случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, указанном в пункте 1 настоящего приложения, начиная с месяца, в котором потребитель во второй раз не допустил указанных лиц для снятия показаний индивидуальных приборов учета, до месяца (включительно), в котором потребитель устранил указанное нарушение. При этом исполнитель производит перерасчет размера платы за коммунальные услуги с применением показаний приборов учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Исполнитель (ТСЖ-6 Фрунзенского района) на протяжении 2010-2012 г.г. не осуществляет в д. 192, ул. Шелковичная проверку показаний индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды. Расчеты руководства ТСЖ-6, так называемых коэффициентов, не отражают достоверных начислений размеров платы за коммунальные услуги по формуле (9).

Кроме того, руководство ТСЖ-6 не указывает расход холодной воды на общедомовые нужды. По представленным расчетам расход холодной воды в марте 2012 г. составил 786 куб. м. в том числе, потребление жителями 413 куб. м. и на общедомовые нужды 373 куб. м., т.е 90% от общего потребления по дому.

Руководство ТСЖ - 6 не указывает норму расхода холодной воды в куб. м. (на жителя, или на площадь дома, или на объем дома, или на площадь земельного участка и т. д.)

По данным руководства ТСЖ-6 в декабре 2009 года в дом 192, ул. Шелковичная подано горячее водоснабжение 906 куб. м. в том числе жителями дома потреблено 396,4 куб. м. и «на технически неизбежные, обоснованные потери горячей воды и затраты на содержание общего имущества многоквартирного дома» 509,6 куб. м. ( 906 куб. м. - 396,4 куб. м. = 509,6 куб. м. )

Необоснованные потери горячего водоснабжения в количестве 509,6 куб. м. превысили в 1,3 раза потребление горячей воды жителями дома 396,4 куб. м ( 509,6 куб. м. : 396,4 куб. м. = 1,3 раза)

Подача горячей воды с учетом необоснованных потерь и затрат на 1 жителя дома составила 5,2 куб. м. при норме 3,6 куб. м. ( 906 куб. м. : 173 чел. = 5,2 куб. м.).

Руководство ТСЖ-6 в январе 2010 г. за необоснованные потери и затраты горячего водоснабжения начислило мне в виде перерасчета 1353, 92 руб. А за период 2010 - март 2012г. размер необоснованных начислений составил 11021, 25 рублей.

Руководство ТСЖ-6 по контракту обслуживает внутридомовые инженерные сети и коллективные (общедомовые приборы учета.

Он, как член ТСЖ-6, собственник и потребитель коммунальных услуг, ежемесячно платит определенные сметой доходов и расходов денежные средства на содержание жилья, ремонт жилья, обслуживание приборов учета, в том числе на зарплату административно - управленческого персонала ТСЖ-6. За период 2010 - март 2012 г.г. оплата на содержание и ремонт жилья составила 20 200 руб.

Он свои обязательства выполняет в полном объеме. Он, как потребитель, имеет право потребовать от исполнителя, руководства ТСЖ-6, надлежащего исполнения контракта и положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307.

Долганов В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить его требования. Дал объяснения аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель ТСЖ-6 Фрунзенского района г. Саратова в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, апелляционной жалобы. Считает решение мирового судьи законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела и, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности, и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником квартиры <адрес>     Указанный дом обслуживается ТСЖ № 6 Фрунзенского района города Саратова, что не оспаривалось в судебном заседании.

    Согласно акту приемки водомерного узла № 1677 - 1 от 25 июля 2008 года и №12347 от 12 мая 2012 года в доме № 192 по ул. Шелковичная, г. Саратова установлены общие приборы учета воды.    

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или утверждено договором. Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном    поло, доме (ст. 30 ЖК РФ).

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В п. 4 ст. 154 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, за которые вносится оплата. Это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые непосредственно регулируют взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг и распространяют свое действие на спорный период времени.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Истец исполняет обязанность, предусмотренную ст. 155 ЖК РФ в полном объеме, своевременно.

11.11.2008 года в квартире истца установлен прибор учета и контроля горячего и холодного водоснабжения. Данный факт в судебном заседании не оспорен.

Правила утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении    

Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения    размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и    (или) выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в    многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами    превышающими установленную продолжительность» закрепляет состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Пункт.2 Правил закрепляет, что в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для и автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты,    формул предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Положения абзаца 2 п. 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме.

Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации     объемы холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества     собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем потребленной холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний общедомовых приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 23 настоящих Правил, в соответствии с которым, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства, по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что расчет холодного и горячего водоснабжения в спорный период должен производиться в соответствии в Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Проверив расчет начислений за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, производимых ТСЖ-6 Фрунзенского района г. Саратова, мировой судья пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Долганова В.В., так как расчет ответчиком были произведены в соответствии с Правилами о предоставлении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования мировым судьей, им дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 28 мая 2012 года не имеется. В связи с чем суд апелляционной инстанции находит жалобу Долганова В.В. не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд

определил :

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова от 28 мая 2012 года, по делу по иску Долганова Владимира Васильевича к ТСЖ-6 Фрунзенского района г. Саратова о взыскании незаконно начисленных и взысканных сумм за жилье и коммунальные услуги –оставить без изменения, апелляционную жалобу Долганова Владимира Васильевича -без удовлетворения.

Апелляционное определение апелляционному обжалованию не подлежит, вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья          Е.В. Аршинова