о признании действий органов незаконными



Дело Номер обезличен\ 10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саратов 20.07.2010г.

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Кучеренко Ю.А., с участием прокурора Ксенофонтовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в защиту прав и интересов жителей многоквартирного дома № Номер обезличен по ул. ... г. Саратова к Товариществу собственников жилья - 3 Фрунзенского района г. Саратова о признании действий органов управления незаконными и возложении обязанности проведения общего собрания собственников жилого дома № Номер обезличен по ул. ... в г. Саратове по вопросу установления порядка расчета платы за холодное водоснабжение по квартирам, имеющим индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, несения расходов на обще домовые нужды до установления коллективного прибора учета холодного водоснабжения.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов жителей многоквартирного дома № Номер обезличен по ул. ... г. Саратова к Товариществу собственников жилья - 3 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тесту ТСЖ - 3) и просит суд признать незаконными действия органов управления Товарищества собственников жилья -3 Фрунзенского района г. Саратова, связанные с начислением корректировки платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение по квартирам, имеющим индивидуальные приборы учета коммунальных услуг до установления коллективного прибора учета холодного водоснабжения. Обязать Товарищество собственников жилья - 3 Фрунзенского района г. Саратова провести общее собрание собственников жилого дома № Номер обезличен по ул. ... в г. Саратове по вопросу установления порядка расчета платы за холодное водоснабжение по квартирам, имеющим индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, несения расходов на обще домовые нужды. По тем основаниям, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова проведена проверка по обращениям граждан, проживающих в жилом доме № Номер обезличен по ул...., о несогласии с начислением корректировок платы за коммунальные услуги. Заявители сообщают, что на общем собрании собственников жилья данного жилого дома, проведенного 31.01.2008г. управляющим ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова доведено до сведения жильцов, что в 2009г. будет заменена система холодного и горячего водоснабжения с установкой прибора учета холодного водоснабжения, однако до настоящего времени прибор учета холодного водоснабжения не установлен. Указывает, что проверкой установлено в жилом доме №Номер обезличен по ул. ... общедомовой прибор учета холодного водоснабжения не установлен. В жилом
доме индивидуальные приборы учета холодного, горячего водоснабжения
установлены в 61 квартире, из которых в 43 квартирах проживают 55 граждан,
имеющих меры социальной поддержки виде снижения платы за коммунальные
услуги в размере 50 процентов. Так, например, в квартире № Номер обезличен (Соловьева Н.Б.)
данного жилого дома индивидуальные приборы учета установлены с апреля
2008г., в квартире № Номер обезличен (Якубова А.В.) - с сентября 2008г., в квартире Номер обезличен

Порядок расчета платы за коммунальные услуги и внесения платы за коммунальные услуги и другие услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006г. № 307, которыми предусмотрены различные способы определения количества поставленного в каждое жилое помещение жилого дома коммунального ресурса в зависимости от наличия или отсутствия общедомового и индивидуальных приборов учета (пункты 16,19,21 и 23 Правил). Из положений пунктов 19,21 и 23 Правил следует, что корректировка платы за коммунальные услуги холодное и горячее водоснабжение возможна лишь при отсутствии у гражданина индивидуальных и общих квартирных (для коммунальной квартиры) приборов учета. В случае наличия индивидуального прибора учета необходимо руководствоваться пунктом 16 Правил, устанавливающим, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) (для коммунальных квартир) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) (для коммунальных квартир) приборов учета. Из положений п.23 Правил, следует, что если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и частично или полностью индивидуальным и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам. В соответствии с п.п. 1 п.3 приложения № 2 размер платы за холодное, горячее водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. При этом возможность корректировки платы за холодное, горячее водоснабжение не предусмотрена. Возможность корректировки размера платы за холодное, горячее водоснабжение предусмотрена только положениями п. 19 Правил, в ситуации, когда отсутствуют как КПУ, так и ИЛУ. Иные пункты Правил возможность корректировки платы за данную услугу не предусматривают и, соответственно, по желанию управляющих организаций, не могут распространяться и применяться к иным ситуациям. Правильность данной позиции вытекает и из заложенной в Правила формулы для проведения корректировки. Формула п.п.4 п.1 Приложения 2 учитывает следующие показатели: размер платы за потребленный ресурс, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, общий размер платы за прошедший год, общая площадь индивидуального помещения и общая площадь всех помещений в доме. Таким образом, проведение корректировки не предполагает учет показаний индивидуального прибора учета, а следовательно, может применяться только при его отсутствии. Согласно письму Минрегиона России от 03.05.2007г. № 8326-РМ/07 «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах», коммунальные услуги в соответствии с п.4 Правил предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. В соответствии с ЖК РФ таким договором является договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом ( п.1 ч. 1 ст. 13 7, ч.5 и 6 ст.155ЖКРФ ). Согласно пояснению управляющего ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова Федюниной О.Б. от 17.09.2009 № 279 при расчетах с гражданами, имеющими ИПУ, управляющая организация применяет не положения отдельных пунктов Правил предоставления коммунальных услуг (п. 16 Правил), а совокупность норм указанных Правил. Вместе с тем заявитель считает, что применение данного расчета с учетом вышеприведенного законодательства возможно только в случае, если соответствующий порядок расчетов отражен в договоре управления, заключенном управляющей организацией с собственниками жилых помещений либо соглашении. Однако данные договоры с собственниками жилых помещений жилого дома №Номер обезличен по ул. ... не заключались. Указывает, что начисление корректировки платы за холодное водоснабжение в отсутствие заключенных договоров либо соглашений с собственниками жилых помещений, имеющих индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, является незаконным. В частности по факту начисления Соловьевой Н.Б. корректировки платы за холодное водоснабжение за август 2009 года в размере 296, 57 руб. и за октябрь 2009 г. в размере 308,23 руб. прокуратурой района в отношении управляющего ТСЖ-3 Федюниной О.Б. было возбуждено административное производство по ч. 3 ст. 14.8. КоАП РФ, непредставление потребителю преимуществ, установленных законом. Постановлением по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 14.01.2010 №10011 управляющий ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова Федюнина О.Б. признана виновной в совершении данного административного правонарушения с назначением штрафа в размере 1 000 руб. По выявленным нарушениям управляющим ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова сообщено, что вопрос о начислении корректировок будет вынесен на обсуждение на общем собрании собственников ТС в апреле 2010 года. В силу ст. 148 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья обязано управлять многоквартирным домом или заключить договор на управление им. В соответствии с названной нормой правлением ТСЖ - 3 заключен контракт с управляющим ТСЖ. Согласно Контракту с управляющим ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова основной обязанностью управляющего является осуществление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией жилого и нежилого фонда ТСЖ-3, в том числе осуществление контроля деятельности бухгалтерии и руководство ею; проверять правильность расчетов с жильцами домов за оплату жилья, коммунальных и прочих услуг, а также исполнение ими обязательств по платежам и др. Считает, что данные требования действующего жилищного законодательства нарушены управляющей организацией ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова, которой были созданы препятствия к осуществлению законного права жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета коммунальных услуг на получение установленных федеральным законодательством преимуществ в связи с установкой индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в результате незаключения соглашений о порядке оплаты расходов на обще домовые нужды. Кроме того, Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, имеющие меры социальной поддержки в виде снижения платы в размере 50 процентов за коммунальные услуги. В жилом доме №Номер обезличен по ул. ... проживают лица, имеющие индивидуальные приборы учёта, среди которых граждане, имеющие льготы: Медведева З.И.(кв.Номер обезличен), Потёмкина Л.В.(кв.Номер обезличен), Потёмкин В.А.(кв.Номер обезличен), Седова И.В.(кв. Номер обезличен), Седов А.В.(кв.Номер обезличен), Андронова В.М.(кв.Номер обезличен), Решетникова Н.В.(кв. Номер обезличен), Ковалева Н.Н.(кв.Номер обезличен), Усанов А.Л.(кв.Номер обезличен), Никитин А.Н.(кв.Номер обезличен), Цыганова Г.И.(кв.Номер обезличен), Ерсианов А.П.(кв.Номер обезличен), Ильичёва Т.П.(кв. Номер обезличен), Гаврилова А.Г.(кв.Номер обезличен), Китанин М.В.(кв.Номер обезличен), Лопач Н.С.(кв. Номер обезличен), Крамаров Е.А.(кв.Номер обезличен), Харитонова Л.И.(кв.Номер обезличен), Чернышева В.П.(кв.Номер обезличен), Чернышев А.Ф.(кв.Номер обезличен), Бурая Л.А.(кв.Номер обезличен), Бурый А.Н.(кв.Номер обезличен), Скотаренко Р.В.(кв.Номер обезличен), Худомясов А.Щ. (кв.Номер обезличен), Худомясова Л.Я.(кв.Номер обезличен), Артемьев А.В.(кв.Номер обезличен), Сапогина Е.А.(кв. Номер обезличен), Сапогин И.А.(кв.Номер обезличен), Махогон Н.А.(кв.Номер обезличен), Махогон П.И.(кв.Номер обезличен), Шмыткова В.Е. (квНомер обезличен), Иврасева Т.И.(кв.Номер обезличен), Смирнов А.В.(кв.Номер обезличен), Стулова Т.А.(кв. Номер обезличен), Сергеева Т.А.(кв. Номер обезличен), Блохина М.Г.(кв.Номер обезличен), Мозгачёва З.Д.(кв.Номер обезличен), Зрячкина Н.С.(кв.Номер обезличен), Афонин А.М.(кв. Номер обезличен), Афонин М.А.(кв. Номер обезличен), Афонина К.В.(кв. Номер обезличен), Попова В.С.(кв. Номер обезличен), Жатюнина Н.Н.(кв. Номер обезличен), Дельцова Г.М.(кв.Номер обезличен), Дельцов Л.С.(кв.Номер обезличен), Каменовский А.С.(кв.Номер обезличен), Николаев М.С.(кв.Номер обезличен), Канаков Н.Д. (кв.Номер обезличен), Канакова К.А(кв. Номер обезличен), Кузнецов В.И.(кв. Номер обезличен), Кузнецова В.А.(кв.Номер обезличен), Смирнова В.И.(кв.Номер обезличен), Ермолаев М.Щ. (кв.Номер обезличен), Гаврилова А.У.(кв.Номер обезличен),Гаврилов В.А.(кв.Номер обезличен). Начисление корректировки платы за холодное водоснабжение без учета предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» льгот, нарушает социальные гарантии граждан, имеющих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В судебном заседании представитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова исковые требования поддержал и просит суд иск удовлетворить. Представитель ТСЖ - 3 считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. Представитель Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему. Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела в доме № Номер обезличен по ул. ... г. Саратова индивидуальные приборы учета холодного, горячего водоснабжения установлены в Номер обезличен квартире, из которых в Номер обезличен квартирах проживают 55граждан, имеющих меры социальной поддержки в виде снижения платы за коммунальные услуги в размере 50 процентов.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги и внесения платы за коммунальные услуги и другие услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, (далее по тексту Правила) которыми предусмотрены различные способы определения количества поставленного в каждое жилое помещение жилого дома коммунального ресурса в зависимости от наличия или отсутствия общедомового и индивидуальных приборов учета (пункты 16,19,21 и 23 Правил).

Из положений пунктов 19,21 и 23 Правил следует, что корректировка платы за коммунальные услуги холодное и горячее водоснабжение возможна лишь при отсутствии у гражданина индивидуальных и общих квартирных (для коммунальной квартиры) приборов учета. В случае наличия индивидуального прибора учета необходимо руководствоваться пунктом 16 Правил, устанавливающим, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) (для коммунальных квартир) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) (для коммунальных квартир) приборов учета.

В соответствии с п.23 Правил, следует, что если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и частично или полностью индивидуальным и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п.п. 1 п.3 приложения № 2 размер платы за холодное, горячее водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. При этом возможность корректировки платы за холодное, горячее водоснабжение не предусмотрена. Возможность корректировки размера платы за холодное, горячее водоснабжение предусмотрена только положениями п. 19 Правил, в ситуации, когда отсутствуют как коллективные приборы учета, так и индивидуальные приборы учета. Иные пункты Правил возможность корректировки платы за данную услугу не предусматривают и, соответственно, по желанию управляющих организаций, не могут распространяться и применяться к иным ситуациям.

Правильность данной позиции вытекает и из заложенной в Правила формулы для проведения корректировки. Формула п.п.4 п.1 Приложения 2 учитывает следующие показатели: размер платы за потребленный ресурс, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, общий размер платы за прошедший год, общая площадь индивидуального помещения и общая площадь всех помещений в доме.

Следовательно, проведение корректировки не предполагает учет показаний индивидуального прибора учета, а следовательно, может применяться только при его отсутствии. В соответствии с письмом Минрегиона России от 03.05.2007г. № 8326-РМ/07 «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах», коммунальные услуги в соответствии с п.4 Правил предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ таким договором является договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (п.1 ч. 1 ст. 13 7, ч.5 и 6 ст.155 ЖКРФ).

По выявленным нарушениям управляющим ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова сообщено, что вопрос о начислении корректировок будет вынесен на обсуждение на общем собрании собственников в апреле 2010 г.

В силу ст. 148 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья обязано управлять многоквартирным домом или заключить договор на управление им.

В соответствии с названной нормой правлением ТСЖ - 3 заключен контракт с управляющим ТСЖ. Согласно Контракту с управляющим ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова основной обязанностью управляющего является осуществление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией жилого и нежилого фонда ТСЖ-3, в том числе осуществление контроля деятельности бухгалтерии и руководство ею; проверять правильность расчетов с жильцами домов за оплату жилья, коммунальных и прочих услуг, а также исполнение ими обязательств по платежам. Данные требования действующего жилищного законодательства нарушены управляющей организацией ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова, которой были созданы препятствия к осуществлению законного права жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета коммунальных услуг на получение установленных федеральным законодательством преимуществ в связи с установкой индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в результате не заключения соглашений о порядке оплаты расходов на обще домовые нужды.

Федеральным законом от 12. 01.1995г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, имеющие меры социальной поддержки в виде снижения платы в размере 50 процентов за коммунальные услуги. В жилом доме №133/139 по ул. Рахова проживают лица, имеющие индивидуальные приборы учёта, и имеющие льготы. Начисление корректировки платы за холодное водоснабжение без учета предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» льгот нарушает социальные гарантии граждан, имеющих льготы по оплате жилищно коммунальных услуг.

Судом установлено, что в доме № Номер обезличен по ул. ... общедомовой прибор учета ответчиком установлен, что подтверждается материалами дела.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия органов управления Товарищества собственников жилья -3 Фрунзенского района г. Саратова, связанные с начислением корректировки платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение по квартирам, имеющим индивидуальные приборы учета коммунальных услуг до установления коллективного прибора учета холодного водоснабжения.

Обязать Товарищество собственников жилья - 3 Фрунзенского района г. Саратова провести общее собрание собственников жилого дома № Номер обезличен по ул. ... в г. Саратове по вопросу установления порядка расчета платы за холодное водоснабжение по квартирам, имеющим индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, несения расходов на обще домовые нужды.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Дубовицкий В.В.