2-***\10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2010 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Садовой И.М.,
при секретаре Кошкиной О.А.,
с участием истца Калачевой С.А.,
представителя ответчика Рословой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калачевой Светланы Александровны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включению в специальный стаж периодов дающих право на назначение досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Калачева С.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова и просит включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельность в образовательных учреждениях для детей, период: с 25 августа 1983 года по 31 августа 1986 года, признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, мотивируя свои требования тем, что педагогический стаж на момент обращения в к ответчику составлял 25 лет 4 месяца 17 дней.
По правилам подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Ответчиком в назначении досрочной пенсии было отказано, так как должность «пионервожатая» не поименована в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, (утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, то работа в указанной должности не включается в стаж, дающий право на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы в должности пионерская вожатая засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходилось на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем. При этом исчисление стажа производится Управлением Пенсионного Фонда на 01.10.1993г. (т.е. на день, когда Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу) Исходя из сказанного, период с 25 августа 1983 года по 31 августа 1986 года не был включен в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Считает свое право на досрочную пенсию нарушенным, поскольку статьей 55 Закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ. В период работы в должности пионервожатой применялись Списки учреждений и должностей, утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, в соответствии с которыми, в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включались периоды работы в должности штатной пионервожатой. В соответствии с п.2. Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого настоящим постановлением, в стаж работы учителей и других работников, просвещения, для назначения пенсии за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых. В соответствии с пунктом 4 этого Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, то есть если в период работы гражданина действовало законодательство, дающее ему право на льготы, которое впоследствии утратило силу, возможно применение этого законодательства.
На момент обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за назначением досрочной пенсии (26 мая 2010 года) у нее было 25 лет 4 месяца 17 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. С позицией ответчика о том, что указанная продолжительность стажа (2\3 от 25 лет или 16 лет 8 месяцев) должна иметь место к 01.10.1993г. (т.е. времени, когда Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу) не согласна и считает ее необоснованной, так как данное условие, предусмотренное п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, связано с моментом возникновения права на пенсию, и потому полагает, что периоды работы в должности пионервожатой подлежат включению в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно по старости в связи с педагогической деятельностью. Пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В судебном заседании истец требования уточнила, просила признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 04. 06.2010г. ***, в остальной части исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Рослова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Калачевой С.А. не признала, представила письменные возражения, в которых просила в иске отказать по следующим основаниям.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации при назначении, перерасчете, выплате пенсий Управление ПФР строго руководствуется нормами действующего законодательства Российской Федерации. С 01.01.2002г. пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществляется и в соответствии с Федеральным «законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 которой предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе и по подпункту 19 пункта I статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерация., Постановлением Правительства РФ от 29.10.20021. №781 утвержден Список должностей и учреждений. .. и Правила исчисления периодов работы. Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П. при определении права на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 по желанию гражданина возможно применение Списка профессий и должностей утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (за период работы до 01.11.1999г.). Списка должностей и учреждений (за период работы до 12Л 1.2002г.) и Правил исчисления периодов работы утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1999г. № 1067 (могут распространяться за период работы до 01.11.1999г. после указанной даты по 12.11.2002г.), то есть законодательства, действовавшего в период осуществления трудовой деятельности. Необходимо отметить, что конституционность Списков должностей и учреждений неоднократно рассматривалась Конституционным Судом РФ, в результате чего неконституционность не установлена (Определения от 20.10.2005 г N ЗУ2-О, от 1 К.04.2006 г. N 83-О. от 21.12. 2006г. №584-О. от 19.06.2007 г. №436-О). Списки должностей и учреждений, утвержденные уполномоченными органами содержат исчерпывающий перечень и расширительному толкованию не подлежат.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 аналогично с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, Постановлением Правительства РФ от 21.09.1991г. №1067 установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью засчитывается работа в должностях и учреждениях предусмотренных Списком.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предоставляется педагогическим работникам при одновременном наличии двух условий:
- работа в учреждениях, поименованных Списком,
- работа в должностях, предусмотренных Списком.
Оценка пенсионных прав истца была проведена в соответствии с нормами действующего Списка и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Для определения права па досрочную пенсию применено также законодательство, действовавшее в соответствующий период трудовой деятельности: в периоды работы с 01.11.1999г.- Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Должность «старшая вожатая» не предусмотрена ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781. ни Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Таким образом, период работы Калачевой С.А. с 25.08.1987г. по 31.08.19861г. в должности пионерской вожатой не включен в стаж педагогической деятельности законно и обоснованно. В Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П указано: «Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована и Определении от 5 ноября 2002 года но жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального чакона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует опенке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчета размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях и Российской Федерации" (пункт 6) и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российский Федерации" (пункт 9)» Таким образом, Конституционный Суд РФ подтверждает законодательно закрепленную возможность оценки пенсионных прав приобретенных до 01.01.2002г. по действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, управлением ПФР Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П применяется в полном объеме.
Назначение и выплата пенсий за выслугу лет до 01.01.1992г. (вступление в силу Закона №340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР») осуществлялось по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Данным постановлением были установлены условия назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, порядок исчисления стажа, порядок исчисления заработка, порядок исчисления размера пенсий, порядок выплаты пенсий, а также Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Учитывая, что в соответствии с пунктом 12 вышеуказанное Постановление от 17.12.1959г. №1397 введено в действие с 01.01.1960г., до этого момента пенсии за выслугу лет педагогическим работникам не назначались. Право на пенсию за выслугу лет согласно вышеуказанному постановления имели учителя и другие работники просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Размер пенсии за выслугу лет учителям, в соответствии с пунктом 2 Постановления от 17.12.1959 г. №1397 составлял 40% ставки заработной платы или оклада. Постановлением ЦК КПСС'. Совмина СССР. ВЦСПС от 15.07.64, N 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу.
Приложением к Постановлению от 17.12.1959г. №1397 утвержден строго определенный перечень наименований учреждений, организаций и наименований должностей. Перечнем не предусмотрена должность «пионерская вожатая».
Пунктом 7 Постановления от 17.12.1959г. №1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения. Пунктом 2 Положения предусмотрено включение в стаж учителей и других работников просвещения, работы в школах в качестве штатных пионервожатых, так же как и выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, время пребывания на каторге или в тюрьме за революционную деятельность при буржуазных правительствах.
Представляется, что включение вышеуказанных периодов в стаж по специальности в указанный период, было обусловлено, главным образом политическим устройством государства того времени. Законодатель изначально не предоставлял право на назначение пенсии за выслугу лет пионервожатым. Периоды работы в должности штатной пионервожатой могли быть засчитаны и стаж по специальности при наличии оговоренных дополнительных условий, то есть работа, и должности пионервожатой засчитывалась в стаж как приравненная к работе по специальности должности. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001г. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями с к 1 (часть 1 ), 2, 18, 54 (часть 1),55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает - сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Министерство труда и социальною развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановление от 17.10.2003г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ; производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. В период работы истицы в должности старшей пионервожатой действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. вступило в силу 01.10.1993г. указанное постановление признано недействующим и не подлежащем применению на территории Российской Федерации. Пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначаются при наличии стажа не менее 25 лет. На момент вступления в законную силу Постановления от 22.09.1993г. №953- 01.10.1993г., педагогический стаж истицы составил менее 25 лет, то есть она не выработала необходимой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Исходя из вышеизложенного, порядок подсчета стажа по вышеуказанному постановлению к истице применен быть, не может. Не нарушаются в данном случае и требования статьи 55 Конституции РФ, так как право на пенсию на момент отмены постановления у истицы отсутствовало.
Заслушав истца, представителя ответчика, обозрев отказное пенсионное дело истца, исследовав материалы дела, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд считает, что истец представила достаточно допустимых и относимых доказательств, подтверждающих законность и обоснованность ее требований, в связи, с чем иск Калачевой С.А.подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.
Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.
В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 7 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает условия назначения трудовой пенсии по старости, при достижении мужчин возраста - 60 лет, а женщин - 55 лет.
На основании статей 80, 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля 2001 года), который действовал в спорный период работы истца, пенсия за выслугу лет устанавливалась при выслуге не менее 25 лет. Аналогичные требования содержатся и в статье 28 пункта 1 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что 25.05.2010г. Калачева С.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела и никем не оспаривается. Согласно материалам пенсионного дела, педагогический стаж истца на день обращения составлял 22 года 4 месяца 10 дней по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и 22 года 4 месяца 10 дней по нормам, исчисленным с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации л.д. 6).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1177от 04.06.2010г. л.д. 7- 8) и решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова № 307 от 04.06.2010г. л.д. 6), из трудового стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был исключен период работы в должности пионерской вожатой в средней школе № 21 города Саратова с 25.08.1983г. по 31.08.1986г. поскольку указанная должность не поименована утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР Списком от 06.09.1991 г. №463, а также Списками, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, от 29.20.2002 г. №781.
Рассматривая исковые требования Калачевой С.А. в части включения в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости спорный период работы суд приходит к следующему.
На основании пункта 3 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года Списки соответствующих работ, профессий и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия и Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397, которое действовало в спорные период работы истца, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 были утверждены «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Однако, должность старшей пионервожатой не поименована указанными Списками.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и Постановления Министерства труда и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, действовавшим в спорный период работы истца, утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где указано, что работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывается в стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии стажа, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации основным документом трудовой деятельности и трудового стажа работника является его трудовая книжка.
Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суду необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций условий и характера деятельности тем работам (должностям), профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характер и специфика, условий осуществляемой истцом работы, функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из объяснений истца, к числу штатных пионервожатых относятся должности и старшей пионервожатой, которые выполняли одинаковые должностные обязанности, состояли в штате школы и получали заработную плату. Доказательства, опровергающие доводы истца, ответчиком суду не представлены.
Согласно письменным доказательствам, предоставленным стороной истца и не оспаривавшимися стороной ответчика судом установлено что Калачева С.А. в спорный период работал в должности пионерской вожатой.
Оснований не доверять письменным доказательствам у суда не имеется, поскольку они являются допустимыми при рассмотрении данного дела. Суд считает, что решение комиссии в части исключения данного спорного периода из трудового стажа истца является не законным, подлежит отмене, а указанный период работы должен быть включен в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Требования истца в части назначения досрочной пенсии со дня обращения к ответчику также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В судебном заседании установлено, что истец обратилась с заявлением 26.05.2010 года, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела, исследованного в судебном заседании, из которого также усматривается, что Калачева С.А. имела на день обращения более 25 лет трудового стажа на льготных условиях, необходимого для назначения стажа, в соответствующем учебном учреждении - школе № 21 г. Саратова. Таким образом, рассматривая иск в рамках предъявленных требований, суд считает, что исковые требования Калачевой С.А. в части признания за ней права на досрочную пенсию по старости с 26.05.2010 года подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с возражениями представителя ответчика о невозможности включении в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, спорного периода работы истца, в связи, с тем, что должность старшей пионервожатой не поименована Списками, а упоминание пионервожатых в Постановлении № 1397 от 17.12.1959 года обусловлено политическим устройством государства того времени, а не выполнением педагогических функций, поскольку при рассмотрении исковых требований Калачевой С.А. суд учел также положения ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решение комиссии Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова от 04.06.2010г. *** об отказе в назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Калачевой Светланой Александровной право на досрочную пенсию по старости с 26.05.2010года.
Обязать Государственное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить Калачевой Светлане Александровне в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, работу в должности пионерской вожатой в средней школе № 21 за период с 25.08.1983г. по 31.08.1986г. и назначит досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения 26.05.2010г.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья: