по иску Шрама Ю.С. к Военному комиссариату Саратовской област, министерству обороны ВС РФ



Дело №***

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2010 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.

при секретаре Пичайкиной Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шрама Юрия Семеновича к Военному комиссариату Саратовской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права считаться уволенным в запас военнослужащим Вооруженных сил РФ, определении права на получение социальных гарантий, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Шрам Ю. С. обратился в суд, указав, что на военную службу в Вооруженные Силы СССР поступил 01.09.1966 года. В 1992 году в звании полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пункта управления) - начальника воздушного пункта управления оперативного управления штаба Туркестанского военного округа (ТуркВО) согласно приказа командующего ТуркВО №0115 от 06.04.1992 года он был откомандирован в распоряжение Министерства по делам обороны Республики Узбекистан для оказания помощи в подготовке военных специалистов, срок откомандирования в приказе не был определен. 20 июня 1992 года Туркестанский военный округ был расформирован. Однако, он не был отозван из командировки и продолжал выполнять приказ. В 1997 году приказом Министра обороны Республики Узбекистан №01022 от 14 ноября 1997 года без согласования с Министерством обороны Российской Федерации был уволен с военной службы с мотивировкой «по ограниченному состоянию здоровья». На его возражения, что он не может быть таким образом уволен, ему объяснили, что такое увольнение обусловлено Соглашением между оборонными ведомствами России и Узбекистана, подписанным в г. Минске в 1993 году, которое гарантирует военнослужащим после увольнения и при избрании места жительства на территории Российской Федерации равные льготы с уволенными на территории Российской Федерации. После чего в 1998 году прибыл в г. Саратов и 16.01.1998 года встал на военный учет в Военном комиссариате Кировского района г. Саратова. В настоящее время получает пенсию как военный пенсионер, однако не может воспользоваться правами и социальными гарантиями, предусмотренными Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76-ФЗ, а именно : ему не выплачено единовременное пособие при увольнении со службы в размере 20 окладов, не предоставлена жилая площадь, не оплачены расходы при переезде к месту жительства. Причиной вышеизложенного является отказ Министерства обороны РФ признать его военнослужащим РФ, по причине его увольнения из ВС Республики Узбекистан. С чем он не согласен, так как присяги Республике Узбекистан не принимал, а оставался военнослужащим России, быть военнослужащим Узбекистана он не мог, поскольку не являлся гражданином данного государства. Между тем, учитывая, что он был откомандирован за границу как российский военнослужащий, Министерство обороны РФ через свои соответствующие структуры обязано было уведомить его об изменениях в законодательстве России, определяющем его правовой статус, обеспечить соблюдение всех правовых, политических и социальных гарантий, а также сообщить о расформировании Туркестанского военного округа, должны были предложить заключить контракт на продолжение службы или принять решение об увольнении в запас с военной службы ВС РФ со статусом военнослужащего, уволенного в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании Указа Президента РФ от 07.05.1992 г. №446 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», отозвав при этом из командировки из другого государства. Однако, ни одного из этих обязательств Министерство обороны РФ не выполнило, незаконно исключив его из списков военнослужащих и признав законность увольнения военным ведомством другого государства. Такими действиями ему причинен моральный вред в размере 3000000 рублей. В связи с чем, просит обязать Министерство обороны РФ признать за ним право считаться уволенным в запас военнослужащим Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями; Обязать Министерство обороны РФ и Военный комиссариат Саратовской области обеспечить его жилой площадью по категории уволенного в запас военнослужащего ВС РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями исходя из нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м. на каждого члена семьи и дополнительной площади не менее 15 кв. м. в соответствии со ст. 15.1 и п. 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», общей площадью не менее 69 кв. м., исходя из расчета : 18 кв. м. Х 3 человек + 15 кв. м.; обязать Министерство обороны РФ выплатить ему единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пунктов управления) оперативного управления штаба военного округа (или равной аналогичной должности) в соответствии со штатным расписанием на 1 февраля 2010 года, исходя из денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, состоящих из окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию.

В судебном заседании истец - Шрам Ю. С. и его представитель по доверенности - Усманов Р. А. доводы искового заявления поддержали.

Представитель Военного комиссариата Саратовской области по доверенности - Тагиров И. Ш. иск не признал, по тем основаниям, что истец не проходил военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», так как не заключал контракта о прохождении военной службы в Российской Федерации, поскольку проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, согласно послужного списка о службе в Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, справки №672/П от 15 октября 1997 года об освидетельствовании военно-врачебной комиссией Центрального военного госпиталя Министерства обороны Республики Узбекистан. Истец был уволен с военной службы по ст. 59 пункт «Г» (по ограниченному состоянию здоровья), хотя Закон РФ от 11 февраля 1993 года №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает основания увольнения, предусмотренные ст. ст. 48 и 49. В ходе военной службы в ВС Республики Узбекистан истец неоднократно назначался на различные военные должности, был согласен на увольнении из вооруженных сил указанной страны, в Министерство обороны РФ по вопросу увольнения не обращался.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Шрам Ю. С. проходил военную службу в вооруженных силах СССР с 01.09.1966 года. Согласно приказу командующего ТуркВО № Н 115 от 06.04.1992 года полковник Шрам Ю. С. в должности старшего офицера 3-го отдела (пункта управления) - начальника воздушного пункта управления оперативного управления штаба ТуркВО был откомандирован в распоряжение Министра по делам обороны Республики Узбекистан, одновременно с освобождением от занимаемой должности (л. д. 113). Войсковая часть 23229, из которой был откомандирован истец в мае 1992 года вошла в состав Вооруженных Сил Узбекистана, Туркестанский военный округ расформирован к 1 июля 1992 года (л. д. 89).

С 06.04.1992 г. по 15.12.1992 г. Шрам Ю. С. назначен на должность старшего офицера отдела боевого управления Министерства по делам обороны Республики Узбекистан. С 15.12.1992 г. по 05.07.1996 г. Шрам Ю. С. проходил военную службу в должности старшего офицера отдела пунктов оперативного управления штаба Министерства обороны Республики Узбекистан. С 05.07.1996 г. по 14.11.1997 г. Шрам Ю. С. назначен на должность старшего преподавателя кафедры Управления войсками и службы штабов Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, данные сведения содержатся в послужном списке истца.

Согласно справке Управления делами Министерства обороны Республики Узбекистан №11/125 полковник Шрам Ю. С. с 08.02. по 09.03.1993 г. находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. Также в период с 06.08.1994г. по 12.02.1995г. Шрам Ю. С. находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, что подтверждается справкой Штаба коллективных миротворческих сил №1244.

14.11.1997г. приказом Министра обороны Республики Узбекистан Шрам Ю. С. уволен с военной службы по ограниченному состоянию здоровья с правом ношения военной формы, при этом основанием к увольнению послужила справка №672/П от 15.10.1997г. об освидетельствовании истца военно-врачебной комиссией Центрального военного госпиталя Министерства обороны Республики Узбекистан.

В 1998 году Шрам Ю. С. прибыл в г. Саратов и 16.01.1998 года встал на военный учет в Военном комиссариате Кировского района г. Саратова. В настоящее время получает истец пенсию как военный пенсионер.

В соответствии с Соглашением между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», заключенному в г. Минске 14.02.1992 г. и решению Совета Министров обороны государств СНГ от 03.12.1992 г. офицерам предоставлялась возможность перевода из Вооруженных Сил государств-участников СНГ в вооруженные Силы Российской Федерации и наоборот при наличии оснований, предусмотренных законодательством каждой из сторон. Перевод лиц офицерского состава, изъявивших желание перевестись для дальнейшего прохождения службы из Вооруженных Сил этих государств в Вооруженные Силы Российской Федерации осуществлялся решением министра обороны соответствующего государства после получения согласия или запроса министерства обороны России. Однако, Шрам Ю. С. на протяжении 5 лет службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан желания о переводе в Вооруженные Силы Российской Федерации не изъявлял, напротив согласился с увольнением его со службы Министром обороны Республики Узбекистан. В связи с чем, доводы истца об отсутствии у него гражданства Республики Узбекистан, не принятии им присяги в указанном государстве, правового значения не имеют, поскольку служба в вооруженных силах Республики Узбекистан происходила в после «переходного периода», периода времени, когда военнослужащие самостоятельно определяли в Вооруженных Силах какого из государств продолжить свою службу. Каких-либо объективных данных свидетельствующих о невозможности истцом свободно выразить свою волю, при рассмотрении дела не установлено.

Согласно ст.1 Соглашения между государствами-участниками СНГ "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14.02.1992 г., которое имеет статус международного договора, за военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу для указанных государств с момента его подписания.

При толковании применения некоторых положений указанного Соглашения необходимо учитывать, что Соглашение от 14 февраля 1992 г. носит рамочный характер, его объектом является принятие государствами Содружества согласованных мер для обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Соглашение содержит общие принципы, в соответствии с которыми должна быть установлена и гарантирована такая защита в национальном законодательстве государств. При этом в качестве основополагающего императивного принципа Соглашение предусмотрело сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, недопустимость их одностороннего ограничения, а также право государств - участников Содружества принимать меры по усилению социальной защиты указанной категории граждан в целях создания надлежащего уровня жизни и условий для выполнения обязанностей военной службы.

Статья 2 Соглашения, указывая, что государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод этой категории лиц, дает лишь примерный перечень прав и свобод. В их числе, как права, которые были ранее закреплены законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, так и права, установление которых продиктовано необходимостью обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в новых условиях - распада Союза ССР и образования суверенных государств.

В преамбуле Соглашения указывается, что государства - участники Содружества при принятии этого Соглашения учитывают права военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое, а часть 2 статьи 2 устанавливает, что военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.

Статья 4 Соглашения, гласит: "Государства - участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей".

Таким образом, анализ содержания правила абзаца 6 части 1 статьи 2 Соглашения в контексте с самой частью 1 этой статьи, статьей 4 Соглашения позволяет сделать вывод, что государства - участники Соглашения взяли на себя обязательство принять в 1992 году взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе и по вопросу обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем.

Принятое государствами - участниками Соглашения обязательство по разработке в 1992 г. согласованного национального законодательства, касающегося, в частности, установления права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на льготное обеспечение жильем не было выполнено Республикой Узбекистан.

Так, Соглашение от 28.03.1997 года «Об обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ» Республикой Узбекистан подписано не было, предусмотренные Соглашением от 14.02.1992 года внутригосударственные процедуры выполнены не были.

Кроме того, при наличии состоявшегося факта, увольнения Шрама Ю. С. из Вооруженных Сил Республики Узбекистан по ограниченному состоянию здоровья, невозможно считать его одновременно уволенным в запас военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с организационно-штатными мероприятиями, что в свою очередь исключает и возможность выплаты единовременного пособия в размере 20 окладов денежного содержания за счет средств Министерства обороны РФ - органа, не производившего увольнение Шрама Ю. С. и в увольнении Шраму Ю. С. незаконно не отказывавшему.

Кроме того, пунктом 2 Постановления ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4457-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода, предусмотренного указанным Законом, до 31 декабря 1994 года.

Согласно ст. 60 Закона РФ от 11.02.1993 г. №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, имеющий воинское звание полковника (капитана первого ранга) или высшего офицера, военнослужащий, занимающий воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника (капитана первого ранга) или высшего офицера, заключает контракт о прохождении военной службы в течение 6 месяцев с момента введения в действие настоящего Закона. При этом, военнослужащий вправе заключить контракт о прохождении военной службы в соответствии с настоящим Законом до окончания переходного периода. Военнослужащий в возрасте старше 40 лет в переходный период вправе заключить первый контракт о прохождении военной службы на срок до 10 лет в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ от 11.02.1993 г. №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.

Вышеназванный Закон не предусматривает обязанности Министерства обороны России быть инициатором заключения соответствующего контракта о военной службе, а предоставляет право (не обязанность) для заключения такого контракта военнослужащему, в связи с чем, доводы истца о неправомерности действий ответчика по не предложению ему со стороны оборонного ведомства заключить контракт на продолжение службы не нашли подтверждения.

Правового значения факт получения истцом пенсии на территории Российской Федерации в данном случае также не имеет, поскольку данное право предусмотрено абзацем 2 ст. 5 Соглашения между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан «О порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы» от 22.01.1993 года, согласно которого при переезде на постоянное место жительства в другое государство военнослужащий вправе встать на пенсионной учет любого государства.

Соответственно по вышеназванным причинам нет оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, при отсутствии доказательств совершения виновных действий по отношению к истцу и членам его семьи со стороны Министерства обороны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Шрама Юрия Семеновича об обязании Министерства обороны Российской Федерации признать его право считаться уволенным в запас военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями отказать.

В удовлетворении исковых требований Шрама Юрия Семеновича об обязании Министерства обороны Российской Федерации и Военного комиссариата Саратовской области обеспечить уволенного в запас военнослужащего вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями жилой площадью по категории уволенного в запас военнослужащего ВС РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями исходя из нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м. на каждого члена семьи и дополнительной площади не менее 15 кв. м. в соответствии со ст. 15.1 и п. 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», общей площадью не менее 69 кв. м., исходя из расчета : (18 кв. м. Х 3 человек + 15 кв. м.) отказать.

В удовлетворении исковых требований Шрама Юрия Семеновича об обязании Министерства обороны Российской Федерации выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания полковника в должности старшего офицера 3-го отдела (пунктов управления) оперативного управления штаба военного округа (или равной аналогичной должности) в соответствии со штатным расписанием на 1 февраля 2010 года, исходя из денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, состоящих из окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию отказать.

В удовлетворении исковых требований Шрама Юрия Семеновича к Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 24 августа 2010 года.

Судья А. А. Негласон