Дело №***/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2010 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова, Муниципальному учреждению «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства», третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора товарищество собственников жилья №6 Фрунзенского района города Саратова, отдел государственного пожарного надзора по Фрунзенскому району города Саратова об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Фрунзенского района города Саратова обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обосновании требований прокурор указывает, что по результатам проведенной проверки по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома №*** по ул. *** в г. Саратове было установлено, что на основании Постановления администрации города Саратова от *** года №*** «О внесении изменений в реестр муниципального нежилого фонда города Саратов» нежилое помещение, общей площадью 14,6 кв.м., расположенное на первом этаже жилого дома №*** по ул. *** г. Саратова включено в реестр объектов муниципального нежилого фонда г. Саратова и закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением (далее МУ) «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства».
Актом проверки органа государственного пожарного надзора от *** года в указанном нежилом помещении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные п. 14 ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 7.4.1 СНиП31-01-2003 - в сквозном проходе через лестничную клетку устроено нежилое помещение, тем самым отсутствует свободный проход.
Прокурор просил возложить обязанность на администрацию муниципального образования «города Саратов» и Комитет по управлению имуществом города Саратова устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить в нежилом помещении, расположенном на первом этаже, в сквозном проходе через лестничную клетку третьего подъезда жилого многоквартирного дома №*** по ул. ***, свободный проход.
В ходе рассмотрения прокурор уточнил исковые требования, согласно которым просил обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, МУ «Городской центр механизации ЖКХ» устранить нарушения требований пожарной безопасности установленные п. 14 ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4.1 СНиП31-01-2003, а именно восстановить в нежилом помещении, расположенном на первом этаже сквозной проход - дверной проем через лестничную клетку третьего подъезда жилого многоквартирного дома №*** по ул. ***.
В связи с уточнением прокурором исковых требований, в качестве соответчика к участию в деле было привлечено МУ «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства».
В судебном заседании старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масалова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме, дав объяснения аналогичным обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель Комитета по управлению имуществом города Саратова Алакин С.О., действующий на основании доверенности №*** от *** года, просил в удовлетворении требований прокурору отказать, указывая на то, что истцом не представлено доказательств наличия нарушений требований пожарной безопасности в нежилом помещении, расположенном на первом этаже жилого многоквартирного дома №*** по ул. *** г. Саратова. Представитель комитета считал, что положения СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», а также Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, не распространяются. Поскольку жилой дом №*** по ул. *** г. Саратова является 1985 года постройки, СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», а также Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в данном случае не применимы.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» Сащенко С.Г., действующая на основании доверенности №*** от *** года, исковые требования не признала по аналогичным основаниям.
Ответчик Муниципальное учреждение (далее МУ) «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора -товарищество собственников жилья №6 Фрунзенского района города Саратова и отдел государственного пожарного надзора по Фрунзенскому району города Саратова, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Муниципальных образований.
Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 - 1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами, международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года, принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», которые, в свою очередь, в совокупности, направлены по своей правовой природе на обеспечение пожарной безопасности и должны исполняться всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ).
На основании п. 4 и п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г. Саратова от *** года №*** «О внесении дополнений в муниципального нежилого фонда г. Саратова» нежилое помещение площадью 14,6 кв.м. (литер А), расположенное на первом этаже девятиэтажного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. *** включено в Реестр муниципального нежилого фонда г. Саратова (том №1,л.д. 13) и закреплено на праве оперативного управления за балансодержателем - МУ «Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства».
В период с *** года по *** года отделом государственного пожарного надзора по Фрунзенскому району г. Саратова была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в нежилом помещение площадью 14,6 кв.м. (литер А) расположенном на первом этаже девятиэтажного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. ***.
Согласно акту от *** года в ходе проведенной проверки в указанном нежилом помещении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные п. 14, ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4.1 СНиП 31-01-2003 - в сквозном проходе через лестничную клетку устроено нежилое помещение, тем самым отсутствует свободный проход.
Согласно п. 14 ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
Пункт 7.4.1 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» также устанавливает, что сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.
Аналогичные требования ранее содержались в п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».
Факт нарушения требований пожарной безопасности также установлен постановлением Фрунзенского районного суда г. Саратова от *** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО10. (том№1,л.д. 34).
Из материалов дела следует, что нежилое помещение, площадью 14,6 кв.м. (литер А) расположено в третьем подъезде на первом этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. ***. В указанном жилом доме расположено пять подъездов, длина дома составляет более 100 м.
Из технического паспорта жилого дома, расположенного по ул. ***, д. ***, составленного по состоянию на *** года, следует, что в третьем подъезде данного дома предусмотрен сквозной проход через лестничную клетку с выходом на противоположную сторону дома (том №1,л.д. 195)
Судом установлено, что в настоящее время указанный сквозной проход через лестничную клетку отсутствует, в связи с обустройством в подъезде изолированного нежилого помещения площадью 14,6 кв.м. (литер А), и ранее существовавший дверной проем обеспечивающий выход на лестничную клетку заложен, что подтверждается поэтажным планом объекта нежилого фонда (том №1,л.д. 17)
Из ответа Главного управления МЧС России по Саратовской области №*** от *** года (том №1,л.д. 247) следует, что в районе жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. *** расположено два пожарных гидранта, одни гидрант расположен во дворе вышеуказанного жилого дома на расстоянии 15 метров, второй расположен со стороны ул. *** на расстоянии 20 метров.
Из схемы расположения пожарных гидрантов (том №1,л.д. 248) следует, что пожарный гидрант (ПГ 5/15) расположен непосредственно вблизи третьего подъезда жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. ***, в котором находится спорное нежилое помещение.
Факт имеющихся нарушений требований пожарной безопасности в нежилом помещение площадью 14,6 кв.м. (литер А) расположенном на первом этаже девятиэтажного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. *** подтверждается материалами дела, материалами административного дела №*** в отношении индивидуального предпринимателя ФИО11., а также объяснениями представителя третьего лица отдела государственного пожарного надзора Фрунзенского района города Саратова.
Так согласно объяснениям государственного инспектора отдела государственного пожарного надзора Фрунзенского района города Саратова Климова С.И., данным им в судебном заседании 19 августа 2010 года, в ходе проведенной проверки соблюдения правил пожарной безопасности в нежилом помещении, площадью 14,6 кв.м. (литер А) расположенном в третьем подъезде на первом этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. ***, д. *** были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных п. 14 ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 7.4.1 СНиП 31-01-2003, а именно в сквозном проходе через лестничную клетку расположено нежилое помещение, в связи с чем предусмотренный сквозной проходы загорожен, что зафиксировано актом от *** года. Сквозной проход служит для своевременного тушения возможных очагов пожара с обратной стороны здания по отношения к пожарному гидрату путем прокладки пожарных шлангов от пожарного гидрата через сквозной проход, а также возможной эвакуации людей. Указанные нарушения требований непосредственно влияют на возможность тушения пожара в начальной стадии, своевременность принятия мер по локализации очагов пожара, вынужденной эвакуации людей из жилого дома во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПКРФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. В силу положений ст. 57 ГПК РФ в случае, если представление необходимых доказательств затруднительно, суд по ходатайству заинтересованной стороны оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Права и обязанности сторонам неоднократно разъяснялись, в судебном заседании представители сторон пояснили, что дополнительных доказательств представлять не намерены и согласны на рассмотрение дела по имеющимся доказательствам.
Вместе с тем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, возражая относительно отсутствия нарушений требований пожарной безопасности, ответчики не представили суду каких-либо доказательств, несмотря на разъяснение судом права проведения по делу пожарно-технической экспертизы, ответчики от ее проведения отказались. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчики не доказали обоснованность своих возражений, не оспорили представленные истцом акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности, которым было установлено наличие нарушений требований пожарной безопасности.
Довод ответчиков о том, что положения СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», а также Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не распространяются на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Кроме того требования о расположении сквозных проходов через лестничные клетки зданий ранее предусматривались СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».
Согласно ст. 38 Федерального Закона Российской Федерации от 2 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Согласно ст. 37 Федерального Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года N69-ФЗ (в редакции на 25.11.2009 года) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Аналогичная норма содержится и в пункте 10 ППБ 01-03, согласно которому лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Исходя из содержания ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника (балансодержателя) жилого помещения возложена обязанность по использованию такого помещения с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В судебном заседании установлено, что наличие нарушений правил пожарной безопасности, выраженных в отсутствии сквозного прохода через лестничную клетку третьего подъезда жилого многоквартирного дома №*** по ул. *** препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара, что ставит под угрозу жизни и здоровье неопределенного круга лиц, чем нарушает их права, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации, то есть права на охрану жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах суд, полагает, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова и МУ «Городской центр механизации ЖКХ» устранить выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как дальнейшая эксплуатация жилого дома с нарушениями в виде отсутствия сквозного прохода через лестничную клетку, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, муниципальное учреждение «Городской центр механизации ЖКХ» устранить нарушения требований пожарной безопасности, установленных п. 14 ст. 67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 7.4.1 СНиП 31-01-2003, а именно в нежилом помещении, площадью 14,6 кв.м. (литер А), расположенном на первом этаже третьего подъезда жилого многоквартирного дома №*** по ул. *** г. Саратова восстановить сквозной проход - дверной проем через лестничную клетку.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 31 августа 2010 г.
Судья | А.А. Богомолов |