о взыскании денежных средств



Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Литвиновой М.В.,

при секретаре Лосенковой С.А.,

с участием представителя Государственного учреждения Центр занятости населения Фрунзенского района - Казанцевой А.В.,

ответчика Агафонова В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по иску Государственного учреждения Центр занятости населения Фрунзенского района к Агафонову Вячеславу Яковлевичу о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Центр занятости населения Фрунзенского района обратился в суд с иском к Агафонову В.Я. о взыскании неосновательного обогащения в размере 58800 рублей, указав, что Агафонов В.Я. с 16.07.2009г. был признан ГУ Центром занятости населения Фрунзенского района безработным, в соответствии с Законом РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации». 24.08.09г. Агафонов В.Я. обратился с заявлением об оказании ему финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности. Заявление было подано в соответствии с Положением «Об оказании содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10.03.2009 года № 88-П. 25.08.2009г. Комиссией ГУ ЦЗН Фрунзенского района по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, было принято решение о выделении Агафонову В.Я. финансовой помощи в размере 58800 рублей. 27.08.2009г. между ГУ ЦЗН Фрунзенского района и Агафоновым В.Я. был заключен Договор № 30 об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности. Согласно п. 2.1 указанного Договора Агафонов В.Я. обязался: получить в течение 10 дней со дня подписания договора свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Кроме того, согласно данному пункту, у Агафонова В.Я. возникли обязанности: заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента подписания договора; предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет: копии документов (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана; по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района: справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период. Согласно пункту 2.2 договора ГУ ЦЗН Фрунзенского района был обязан в течение 30 календарных дней со дня получения гражданином свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выплатить Агафонову В.Я. финансовую помощь на возмещение части расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом сумме 58800 рублей. 21.09.2009 г. Агафонов В.Я. представил свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.09.2009 г. и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 347 от 14.09.2009 г. После этого ГУ ЦЗН Фрунзенского района перечислил на лицевой счет Агафонова В.Я., открытый им в отделении Сбербанка № 8622\00010, финансовую помощь, согласно платежному поручению № 998 от 22.09.2009 г. Всего Агафоновым В.Я. было получено 58800 рублей из бюджетных средств. В нарушение пункта 2.1 договора № 30 от 27.08.2009 г. Агафонов В.Я. не предоставил в ГУ ЦЗН Фрунзенского района, в течение 3 месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, копии документов, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана. Также не предоставил по истечении шести месяцев справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период. В соответствии с пунктом 3.2 договора, в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока действия договора или нецелевого использования финансовой помощи, финансовая помощь, выделенная гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежит возврату. Если гражданин не предоставил документы, подтверждающие расходы в полном объеме по истечении трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, или добровольно не возвратил полученную финансовую помощь, финансовая помощь подлежит возмещению в судебном порядке (пункт 3.3 договора). ГУ ЦЗН Фрунзенского района в адрес Агафонова В.Я. направлял письма о необходимости предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств, выделенных ему в качестве финансовой помощи, либо вернуть деньги в добровольном порядке. Однако до настоящего времени ответа от Агафонова В.Я. не поступило, из чего следует, что Агафонов, которые с него подлежат взысканию.

Представитель Государственного учреждения Центр занятости населения Фрунзенского района - Казанцева А.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила суду, что Агафонов В.Я. с 16.07.2009 г. был признан ГУ Центром занятости населения Фрунзенского района безработным, в соответствии с Законом РФ № 1032-1 от 19.04.91г. «О занятости населения в Российской Федерации». 24.08.2009 г. Агафонов В.Я. обратился с заявлением об оказании ему финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности. Заявление было подано в соответствии с «Положением об оказании содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10.03.2009 г. № 88-П. 25.08.2009 г. Комиссией ГУ ЦЗН Фрунзенского района по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, было принято решение о выделении Агафонову В.Я. финансовой помощи в размере 58800 рублей. 27.08.2009 г. между ГУ ЦЗН Фрунзенского района и Агафоновым В.Я. был заключен договор № 30 об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в рамках Областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 21.01.2009 г. № 4-П «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год», а также на основании постановления Правительства Саратовской области от 10.03.2009 года № 88-П. Согласно пункту 2.1 указанного договора Агафонов В.Я. обязался: получить в течение 10 дней со дня подписания договора свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Кроме того, согласно данному пункту, у Агафонова В.Я. возникли обязанности: заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента подписания договора; предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет: копии документов (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана; по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района: справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период. Согласно пункту 2.2 договора ГУ ЦЗН Фрунзенского района был обязан в течение 30 календарных дней со дня получения гражданином свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выплатить Агафонову В.Я. финансовую помощь на возмещение части расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в сумме 58800 рублей. 21.09.2009 г. ответчик представил свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.09.2009 г., выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей *** от 14.09.2009 г., после чего Агафонову В.Я. ГУ ЦЗН Фрунзенского района было перечислено на лицевой счет, открытый им в отделении Сбербанка № 8622\00010, финансовая помощь - 58800 рублей из бюджетных средств.

В нарушение пункта 2.1 договора № 30 от 27.08.2009 г. Агафонов В.Я. не предоставил в ГУ ЦЗН Фрунзенского района, в течение 3 месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, копии документов, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана. Также не предоставил по истечении шести месяцев справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период. В случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока действия договора или нецелевого использования финансовой помощи, финансовая помощь, выделенная гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежит возврату (пункт 3.2 договора). Если гражданин не предоставил документы, подтверждающие расходы в полном объеме по истечении трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, или добровольно не возвратил полученную финансовую помощь, финансовая помощь подлежит возмещению в судебном порядке (пункт 3.3 договора).

30.12.2009 г., 15.01.2010 г., 08.07.2010 г. ГУ ЦЗН Фрунзенского района в адрес Агафонова В.Я. направлял письма о необходимости предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств, выделенных ему в качестве финансовой помощи, либо вернуть деньги в добровольном порядке. Однако до настоящего времени ответа от Агафонова В.Я. не поступило. Также представитель истца пояснила, что не согласна с доводами ответчика поскольку статья 309 ГК РФ гласит, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Первичные учетные документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана, ответчик должен был предоставить истцу в срок, установленный договором № 30 от 27.08.2009 г., постановлением Правительства Саратовской области № 88-П от 10.03.2009г., в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, то есть не позже декабря 2009г. Финансовая помощь должна была использоваться им по целевому назначению и только по основному виду деятельности, на возмещение части расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом. Пункт 2.3 Договора № 30 от 27.08.2009 г. предусматривают право гражданина, после получения финансовой помощи, в ходе выполнения работ по бизнес-плану внести в него обоснованные дополнения, направив соответствующее обращение с обоснованием характера, причин, необходимости вносимых дополнений в бизнес-план для их согласования на заседании Комиссии. Однако Агафонов В.Я. с заявлением о внесении дополнений в бизнес-план в ГУ ЦЗН Фрунзенского района не обращался. Агафонов В.Я. объяснил непредставление справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, бухгалтерской отчетности и копии налоговой отчетности за предшествующий период тем, что специалисты ГУ Центра занятости населения Фрунзенского района не объяснили ему то, что он обязан исполнять перед государством обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей. Однако у истца никогда не возникали перед Агафоновым В.Я. подобные обязанности.

Ответчик Агафонов В.Я. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, просил в иске отказать, так как с 16.07.2009 г. он был признан ГУ Центром занятости населения Фрунзенского района безработным. 24.08.2009 г. он обратился с заявлением об оказании ему финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности. 25.08.2009 г. Комиссией ГУ ЦЗН Фрунзенского района по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, было принято решение о выделении Агафонову В.Я. финансовой помощи в размере 58800 рублей. 27.08.2009 г. между ГУ ЦЗН Фрунзенского района и Агафоновым В.Я. был заключен договор № 30 об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности. Агафонов В.Я. не отрицал факт того, что в пункте 2.1 указанного договора обязался: получить в течение 10 дней со дня подписания договора свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Не отрицал, что у него возникли в силу договора обязанности: заняться предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента подписания договора; предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет: копии документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана; по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района: справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период. Однако в силу определенных трудностей, связанных с бизнесом, указанные документы ответчик не смог представить в ГУ - ЦЗН Фрунзенского района в установленные сроки. 21.09.2009 г. Агафонов В.Я. представил свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.09.2009 г. и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей *** от *** г., после чего ГУ ЦЗН Фрунзенского района перечислил на лицевой счет Агафонова В.Я., открытый им в отделении Сбербанка № 8622\00010, финансовую помощь в размере 58800 рублей из бюджетных средств. На данные денежные средства он приобрел швейное и парикмахерское оборудование. Действительно парикмахерское оборудование не включено им в бизнес-план. Однако он открыл мастерскую только в июле 2010 г. В налоговые органы ответчик не представил документы, поскольку не осуществлял деятельность. В феврале 2010 г. предоставил первичные учетные документы сотруднику отделения милиции № 6, чем исполнил свою обязанность по договору № 30 от 27.08.2009 г., заключенному с ГУ Центр занятости населения Фрунзенского района. Также Агафонов В.Я. пояснил, что непредставление справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерской отчетности и копии налоговой отчетности за предшествующий период, лежит на специалистах ГУ Центра занятости населения Фрунзенского района, которые не объяснили ему то, что он обязан исполнять перед государством обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Заслушав представителя истца Казанцеву А.В., ответчика Агафонова В.Я., обозрев отказной материал № 345\2010 г., исследовав материалы гражданского дела, проверив обоснованность доводов представителя истца и ответчика, путем исследования письменных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.

В силу статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления, закрепляются законом, в том числе, исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (в редакции Федеральных законов от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (часть 2 статьи 3 ФЗ).

Безработными не могут быть признаны граждане, в том числе, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными (абзац в часть 3 введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определены отношения, регулируемые настоящим законом как отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделками оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

На основании пункта 1.1 Договора № 30 от 27.08.2009 г., финансовая помощь может использоваться по целевому назначению и только по основному виду деятельности, на возмещение части расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом.

Согласно Уставу, утвержденному исполняющим обязанности министра занятости, труда и миграции Саратовской области, заместителем министра - председателем комитета по занятости 13 декабря 2007 г., Государственное учреждение Центр занятости населения Фрунзенского района является государственным учреждением. Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области, как правопреемник комитета по занятости населения Саратовской области, является учредителем Центра занятости. Согласно пункту 1.5 устава Центр занятости является получателем бюджетных средств, имеет самостоятельный баланс по основной деятельности, открывает лицевые счета в установленном порядке в органах Федерального казначейства л.д.24-33).

Согласно приказу от 23.07.2009 г. Агафонов В.Я. с 16.07.2009 г. был признан ГУ Центром занятости населения Фрунзенского района безработным, в соответствии с Законом РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» л.д.9).

24.08.2009 г. Агафонов В.Я. обратился с заявлением об оказании ему финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности - оказание бытовых услуг в виде мастерской по ремонту женской и мужской одежды л.д.10). 25.08.2009 г. Комиссией ГУ ЦЗН Фрунзенского района по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, было принято решение о выделении Агафонову В.Я. финансовой помощи в размере 58800 рублей, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

27.08.2009 г. между ГУ ЦЗН Фрунзенского района и Агафоновым В.Я. был заключен договор № 30 об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2.1 указанного договора Агафонов В.Я. обязался: получить в течение 10 дней со дня подписания договора свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Кроме того, согласно данному пункту, у Агафонова В.Я. возникли обязанности: заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента подписания договора; предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет: копии документов (квитанции, товарно-транспортные накладные, чеки, закупочные акты и другие документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана; по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации предоставить в ГУ ЦЗН Фрунзенского района: справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период.

ГУ ЦЗН Фрунзенского района был обязан, в течение 30 календарных дней со дня получения гражданином свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выплатить Агафонову В.Я. финансовую помощь на возмещение части расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в сумме 58800 рублей (пункт 2.2 договора), что подтверждается договором № 30 л.д. 11), пояснениями представителя истца, и не оспаривается ответчиком.

Согласно бизнес-плана (приложение № 1 к договору № 30 от 27.08.2009 г.) Агафонов В.Я. планировал осуществлять следующий вид предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг населению в виде открытия мастерской по ремонту женской и мужской верхней одежды, в форме Индивидуального предпринимателя. Указанный вид деятельности позволяет осуществлять ее без наличия специального образования со стороны самого предпринимателя, но с привлечением двух наемных сотрудников имеющих среднее специальное образования (швея - мотористка, закройщик, мастер по пошиву мужской и женской верхней одежды). Агафоновым В.Я. подобрано два таких человека имеющих специальное образование, позволяющее работать в данной сфере деятельности. Данные услуги планируются осуществляться в небольшом арендованном помещении, площадью - 15 кв.м. Прибыль от предпринимательской деятельности будет направляться на ее расширение и развитие. В заявлении Агафонов В.Я. указал, что для организации предпринимательской деятельности необходимы затраты в сумме 81800 рублей, на которые будут закуплены необходимые материалы и оборудование: оверлог пятиниточный «Welltex» - 15 800 руб.; две универсальные стачивающие машинки -30 000 руб.; заклепочный станок -5 000 руб.; стол для осноровки - 5 000 руб.; два винтовых стула - 4 000 руб.; два обычных стула - 2 000 руб.; фурнитура - 10 000 руб.; письменный стол - 3 000 руб.; вешалка - 1 800 руб., ножницы раскройные - 800 руб.; гладильная доска -1 400 руб.; утюг - 2 000 руб. Источником средств на организацию предпринимательской деятельности является финансовая помощь ГУ ЦЗН в размере 58800 рублей, собственные финансовые средства в размере 23000 рублей л.д.12).

21.09.2009 г. Агафонов В.Я. представил свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.09.2009 г. истцу л.д. 13) и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 347 от 14.09.2009 г. л.д.14-15).

Согласно платежному поручению № 998 от 22.09.2009 г. ГУ ЦЗН Фрунзенского района перечислил на лицевой счет Агафонова В.Я. денежные средства в размере 58800 рублей из бюджетных средств л.д.17).

В судебном заседании установлено, что 14.09.2009 г. Агафонов В.Я. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 309645525700011, серия 64 № 002940603, следовательно - 13.03.2010 г. истекал шестимесячный срок подачи справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерской отчетность и копии налоговой отчетности за предшествующий период.

Как следует из материалов дела 30.12.2009 г., 15.01.2010 г., 08.07.2010 г. ГУ ЦЗН Фрунзенского района в адрес Агафонова В.Я. направлял письма о необходимости предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств, выделенных ему в качестве финансовой помощи, либо вернуть деньги в добровольном порядке л.д.18-23). Однако до настоящего времени ответа от Агафонова В.Я. не поступило.

В судебном заседании Агафонов В.Я. пояснил, что предоставил сотруднику милиции в феврале 2010 года первичные учетные документы, после того, как ЦЗН Фрунзенского района направило в следственные органы заявление о возбуждении в отношении него уголовного дела. Однако суд соглашается с доводами представителя истца, что указанные документы в установленные законом сроки должны были быть представлены в ЦЗН Фрунзенского района согласно условиям договора и действующего законодательства. Суд также учитывает, что представленные ответчиком документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, регулирующем бухгалтерский учёт в Российской Федерации, в том числе и договором № 30 от 27.08.2009 г., а именно:

1. Квитанция № 192 от 09.02.2010 г. от ЗАО «Экспресс Волга» на сумму 900 рублей - форма документации, используемой по кассовым операциям, при текущем расчетно-кассовом обслуживании, согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации Госстандарта России ОК 011-93, принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299, называется «Объявление на взнос наличными». Данная операция не является произведенными затратами, следовательно, денежные средства остались в собственности Агафонова В.Я.

2. Кассовый чек от 10.11.2009 г., товарный чек № СБ000078273 от 10.11.2009 г., заказ покупателя № 95688 от 10.11.2009 г., выданный Мебельным центром на сумму 1960 рублей. Из данных документов следует, что ответчиком было приобретено 4 стула модели Iso black NS. Данная модель является стулом простым, на 4 ножках. В бизнес-плане заложено приобретение 2-х единиц простых стульев. Соответственно, целевым образом затрачено 980 рублей. Аналогичная сумма использована нецелевым образом.

3. Товарный чек б\н от 11.11.2009г., договор купли-продажи мебели в рассрочку № ЗС от 18.11.2007г. на сумму 1950 рублей подтверждают приобретение тумбочки из ламината. Данное направление расходования финансовой помощи не заложено в бизнес-плане Агафонова В.Я. Отсутствует документ, подтверждающий факт оплаты за товар: либо кассовый чек, либо бланк строгой отчетности, либо квитанция к приходному кассовому ордеру, либо штамп «Оплачено» на самом товарном чеке. В товарном чеке, в нарушение правил ведения бухгалтерского учета в РФ, отсутствуют обязательные реквизиты. Не указано наименование хозяйствующего субъекта, продавшего товар; отсутствует номер документа; отсутствуют измерители хозяйственной операции в натуральном выражении; нет подписи лица, продавшего товар. Договор купли-продажи, приложенный к товарному чеку, датирован 2007 годом. Бланк договора заполнен частично, без указания цены товара.

4. Кассовый чек от 10.11.2009г., квитанция к приходному кассовому ордеру от 10.11.2009г.; кассовый чек от 02.12.2009г.; квитанция к приходному кассовому ордеру от 02.12.2009г.; накладная № 9479 от 02.12.2009г., выданные ИП Дулепина Г.В. «Симфония красоты» на сумму 6612 рублей свидетельствуют, что была приобретена тумбочка из ламината, кресло «Контакт», пневматическое, пятилапочное. Кресло является - специализированным парикмахерским оборудованием. Данное направление расходования финансовой помощи не заложено в бизнес-плане Агафонова В.Я. В квитанции к приходному кассовому ордеру отсутствуют подписи и расшифровки подписей главного бухгалтера и кассира реализующей организации. Таким образом, первичный учетный документ не оформлен надлежащим образом и не может быть принят к учету.

5. Кассовый чек от 10.11.2009г., товарный чек б\н и без даты, накладная № 8739 от 10.11.2009г., выданные ИП Дулепина Г.В. «Симфония красоты» на сумму 4950 рублей свидетельствуют о приобретении сушуара, который является специализированным парикмахерским оборудованием. Данное направление расходования финансовой помощи не заложено в бизнес-плане Агафонова В.Я. В нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете», в товарном чеке отсутствует следующий обязательный реквизит: дата составления документа. Товарный чек не может быть принят к учету из-за отсутствия в нем вышеуказанного реквизита. В накладной отсутствует отметка о приеме покупателем товара.

6. Кассовый чек от 28.12.2009г.; товарный чек б\н от 28.12.2009г., выданные ООО «ИнМарт» на сумму 684 рублей 60 коп. свидетельствуют о приобретении двух этажерок. Данное направление расходования финансовой помощи не заложено в бизнес-плане Агафонова В.Я.

7. Кассовый чек от 30.11.09г.; товарный чек от 30.11.09г., выданные ООО «Комплект», на сумму 2762 рубля, свидетельствуют о приобретении двух зеркал. Данное направление расходования финансовой помощи не заложено в бизнес-плане Агафонова В.Я.

8. Закупочный акт от 05.12.2009г., составленный между ИП Агафоновым В.Я. и Матвеевой Л.В., на сумму 27500 рублей, согласно которому ответчиком приобретены - оверлок трехниточный с электроприводом, машинка швейная «Подольск», машинка швейная ПМЗ. Данные направления расходования финансовой помощи, не были заложены в бизнес-плане. В бизнес-плане заложено приобретение оверлока пятиниточного. Кроме того, между сторонами не заключен договор купли-продажи.

Агафонов В.Я. представил документы о затратах на сумму 46418 рублей 60 копеек. Однако к учету, как пояснил представитель истца, если бы ответчик представил данные документы истцу в срок, могла бы быть принята сумма в размере 980 рублей. Кроме того, финансовая помощь была выделена на вид предпринимательской деятельности - «Мастерская по ремонту одежды». Фактически деньги были потрачены не по назначению.

Статья 310 Гражданского кодекса РФ гласит, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Постановление Правительства Саратовской области № 88-П от 10.03.2009г., действующим до 12.02.2010 г., и пункт 2.3 Договора № 30 от 27.08.2009 г. предусматривают право гражданина, после получения финансовой помощи, в ходе выполнения работ по бизнес-плану внести в него обоснованные дополнения, направив соответствующее обращение с обоснованием характера, причин, необходимости вносимых дополнений в бизнес-план для их согласования на заседании Комиссии, действовавшего на момент возникших правоотношений. Однако Агафонов В.Я. с заявлением о внесении дополнений в бизнес-план в ГУ ЦЗН Фрунзенского района не обращался.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Как установлено в судебном заседании, на заседании Комиссии ГУ ЦЗН Фрунзенского района 25.08.2009 г. по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан, решивших заниматься предпринимательской деятельностью, после вынесения решения о выделении гражданину Агафонову В.Я. финансовой помощи, ему были разъяснены обязанность о своевременном предоставлении отчетности, о целевом использовании бюджетных средств в рамках представленного бизнес плана. Кроме того, ответчику было рекомендовано, в случае возникновения затруднений, обращаться за консультациями к специалисту центра занятости л.д.88), в связи, с чем судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика Агафонова В.Я. о том, что специалисты ГУ Центра занятости населения Фрунзенского района не объяснили ответчику обязанность предоставлять справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерской отчетности и копии налоговой отчетности за предшествующий период, поскольку они не нашли своего подтверждения в судебном заседании и не согласуются с материалами дела.

Согласно пункту 3.2 договора об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности *** от 27.08.2009 г., в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения действия договора или нецелевое использование финансовой помощи финансовая помощь, выделенная гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежит возврату. Если гражданин не предоставил документы, подтверждающие расходы в полном объеме по истечение трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, или добровольно не возвратил полученную финансовую помощь, финансовая помощь подлежит возмещению в судебном порядке (пункт 3.3 договора), в связи, с чем суд приходит к убеждению, что исковые требования Государственного учреждения Центр занятости населения Фрунзенского района подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию денежные средства в размере 58800 рублей, полученные в виде финансовой помощи по договору об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности, поскольку Агафонов В.Я. не предоставил документы, подтверждающие расходы в полном объеме по истечение трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой (банковский) счет, не предоставил по истечении шести месяцев справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам; бухгалтерскую отчетность и копию налоговой отчетности за предшествующий период.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Агафонова В.Я. в пользу истца подлежат взыскание судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1964 рублей, оплата которых подтверждается платежным поручением № 714269 от 15.07.2010 г. л.д. 7)..

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Агафонова Вячеслава Яковлевича в пользу Государственного учреждения Центр занятости населения Фрунзенского района денежные средства в размере 58800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 1964 (одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья: