о признании действий незаконными



Дело *** г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2010 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Литвиновой М. В.,

с участием старшего помощника прокурора Радаева И.С.,

при секретаре Лосенковой С.А.,

с участием представителя ответчика - Логиновой Т.Н.,

представителя Администрации Фрунзенского района Муниципального образования «Город Саратов» - Кузьминой Н.А.,

представителя отдела ГПН по Фрунзенскому району управления Государственного пожарного надзора УУ МЧС России по Саратовской области - Петропавлова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанностей по устранению нарушений Правил и норм пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанностей по устранению нарушений Правил и норм пожарной безопасности, указав, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Фрунзенского района г. Саратова (далее - МОУ «СОШ № 1») в соответствии с Уставом является муниципальным общеобразовательным учреждением, находится в кирпичном, 3-х этажном здании, площадью - 3505,2 кв.м, расположенном по адресу: ***, ***. *** года при проверке, проведенной должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова, установлено, что в здании МОУ «СОШ № 1» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно: показатели пожарной безопасности материалов, применяемых к отделке пола на путях эвакуации (2 этажа) не соответствуют требованиям нормативных документов, что является нарушением статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 53 ППБ 01-03; показатели пожарной опасности материалов, применяемых к отделке стен на путях эвакуации (тамбур на входе в школу, вестибюль), не соответствуют требованиям нормативных документов, что является нарушением статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 53 ППБ 01-03; лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, что является нарушением части 8 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.18* СНиП 21-01-97*; в лестничных клетках (за исключением лестничной клетки под №12 Лит Б 1 поэтажного плана БТИ) здания школы отсутствуют выходы, ведущие непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию, что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», 6.34* СНиП 21-01-97*; двери выходов из лестничных клеток на чердак выполнены не в соответствии с нормативными документами (не противопожарные 2-го типа, размерами менее 0,75x1,5), что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 8.4* СНиП 21-01-97*; вестибюль (1 этаж) не отделен от примыкающего коридора перегородками с дверями, что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.15*СНиП 21-01-97; в актовом зале (2 этажа) эвакуационные выходы расположены, не рассредоточено. Минимальное расстояние L, м, между эвакуационными выходами не соответствует нормативному значению, что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.15* ГНиП 21-01-97*; слуховые окна чердачного помещения не остеклены, что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.1.17 ППБ 101-89.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации приняты Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-53 «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, которые, в свою очередь, в совокупности направлены по своей правой природе на обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу положений статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и груд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, в том числе угрозы возникновения пожара.

Исходя из статьи 9 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка, в частности, игнорироваться нарушения Правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу требований статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Нарушения, допущенные МОУ «СОШ № 1» влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей, как обучающихся, так и посещающих здание школы, в связи, с чем прокурор просит обязать МОУ «СОШ №1» устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: произвести отделку пола на путях эвакуации (2 этажа) негорючими материалами; произвести отделку стен на путях эвакуации (тамбур на выходе в школу; вестибюль) негорючими материалами; отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать в лестничных клетках (за исключением лестничной клетки по № 12 Лит Б1 - поэтажного плана БТИ) выходы из здания школы, ведущие непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию; выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; отделить вестибюль 1-го этажа от коридора перегородками с дверями; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующему нормативному значению.

Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 09 июля 2010 года по делу в качестве третьих лиц привлечены - Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по охране культурного наследия Саратовской области, Министерство образования Саратовской области.

Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 июля 2010 года по делу в качестве третьего лица привлечен - Отдел Государственного пожарного надзора по Фрунзенскому району г. Саратова.

Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 июля 2010 года в порядке статьи 39 ГПК РФ, было принято заявление об уточнении исковых требований, по которым прокурор просил произвести отделку пола на путях эвакуации (2 этаж) материалами класса пожарной опасности не более КМ 2; произвести отделку стен на путях эвакуации (тамбур на выходе в школу, вестибюль) материалами класса пожарной опасности не более КМ 1; отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать в лестничных клетках (за исключением лестничной клетки по № 12 Лит Б 1 поэтажного плана БТИ) выходы из здания школы, ведущие непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию; выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми 2-го типа; отделить вестибюль 1-го этажа от коридора перегородками с дверями; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующему нормативному значению не менее 15 м.; остеклить слуховые окна чердака.

26 августа 2010 года от процессуального истца - прокурора Фрунзенского района г. Саратова - Радаева И.С., поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части проведения отделки пола на путях эвакуации (2 этаж) материалами класса пожарной опасности не более КМ 2; отделения лестничной клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудования в лестничных клетках (за исключением лестничной клетки по № 12 Лит Б 1 поэтажного плана БТИ) выходов из здания школы, ведущих непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию; отделения вестибюля 1-го этажа от коридора перегородками с дверями; остекления слухового окна чердака, в связи, с чем производство по делу в этой части исковых требований было прекращено.

В судебном заседании 30 августа 2010 года прокурор отказался от исковых требований в части понуждения истца произвести отделку стен на путях эвакуации (тамбур на выходе в школу, вестибюль) материалами класса пожарной безопасности КМ 1, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанного требования. В связи, с чем определением суда в этой части заявленных требований производство по делу было прекращено. Исковые требования о понуждении МОУ «СОШ № 1» Фрунзенского района г. Саратова устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности, а, именно: выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующем нормативному значению, прокурор поддержал, пояснив, что 14.05.2010 года при проверке, проведенной должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова, были установлено, что в здании МОУ «СОШ № 1» нарушаются выше указанные требования пожарной безопасности. Факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности подтверждается заключением эксперта ООО «НИДСЭ», проведенной в ходе рассмотрения дела. В силу требований статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Нарушения, допущенные МОУ «СОШ № 1», влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей, как обучающихся, так и посещающих здание школы. При этом не согласился с пояснениями представителя ответчика, что факт исполнения требования в части обустройства эвакуационных выходов в актовом зале на расстоянии соответствующем нормативному значению, исполнен, поскольку директором данного образовательного учреждения издан приказ № 252 от 27.07.2010 г., которым разрешено проведение в актовом зале мероприятий с численностью обучающихся не более 50 человек, а также установлено, что все мероприятия необходимо согласовывать с директором школы, так как данный приказ не согласован с должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова и не свидетельствует об устранении нарушений.

Представитель МОУ «СОШ № 1» - Логинова Т.Н., являющаяся директором образовательного учреждения частично признала заявленные исковые требования. МОУ «СОШ № 1» в ближайшее время будут оборудованы выходы в чердачное помещение противопожарными дверьми. Факт исполнения требования в части обустройства эвакуационных выходов в актовом зале на расстояние соответствующего нормативному значению, исполнен, поскольку издан приказ № 252 от 27.07.2010 г., которым разрешено проведение в актовом зале мероприятий с численностью обучающихся не более 50 человек, а также установлено, что все мероприятия в актовом зале необходимо согласовывать с заместителем директора по воспитательной работе, что исключает использование актового зала в режиме, в котором он ранее использовался. Проведение мероприятий численностью более 50 человек возможно по согласованию в рядом расположенных предприятиях. Полагает, что необходимости письменно согласовывать приказ с должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова не имеется, поскольку была достигнута устная договоренность.

Представитель Администрации Фрунзенского района Муниципального образования «Город Саратов» - Кузьмина Н.А., действующая по доверенности, полагает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, так как директором школы издан приказ № 252 от 27.07.2010 г., которым разрешено проведение в актовом зале мероприятий с численностью обучающихся не более 50 человек, а также установлено, что все мероприятия в актовом зале необходимо согласовывать с заместителем директора по воспитательной работе, что исключает использование актового зала в прежнем режиме. Проведение мероприятий численностью более 50 человек возможно по согласованию в рядом расположенных предприятиях. Полагает, что необходимости письменно согласовывать приказ с должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова не имеется, поскольку была достигнута устная договоренность.

Представитель отдела ГПН по Фрунзенскому району управления Государственного пожарного надзора УУ МЧС России по Саратовской области - Петропавлов А.А. полагает, что в МОУ «СОШ № 1» Фрунзенского района г. Саратова, имеются нарушения Правил и норм пожарной безопасности, которые следует устранить, а, именно: выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующем нормативному значению. Нарушения данных требований подтверждаются и заключением эксперта. Однако, полагает, что 14.05.2010 года при проверке, проведенной должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова, более полно, чем в заключении эксперта, были установлены нарушения требований пожарной безопасности в здании МОУ «СОШ № 1».

Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Муниципальных образований.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487 - 1 (далее - Основы), гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами, международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, в том числе угрозы возникновения пожара (статья 24 Основ).

Исходя из положения статьи 9 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении, не могут ущемляться права ребенка, в частности, игнорироваться нарушения Правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

В соответствии с действующем законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также утверждены Правила пожарной безопасности Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации 18.06.2003 г. за № 313, 22.07.2008 г. принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» принят постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 г. № 18-7, которые, в свою очередь, в совокупности, направлены по своей правовой природе на обеспечение пожарной безопасности и должны исполняться всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.

В силу требований статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Фрунзенского района г. Саратова является юридическим лицом и расположено по адресу: ***, ***, 124, что подтверждается Уставом л.д. 9-12). На основании приказа по отделу образования Администрации Фрунзенского района г. Саратова № 143/к от 31.08.2004 г. директором указанной школы назначена Логинова Т.Н. л.д. 16).

Согласно пункту 1.2 Устава МОУ «СОШ № 1» является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным образовательным учреждением, является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.7 Устава). Для достижения целей в своей деятельности, Учреждение может от своего имени приобретать, осуществлять личные имущественные и неимущественные права, нести ответственности, исполнять обязанность.

Уставом закреплено, что МОУ «СОШ № 1» осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что 14.05.2010 г. была проведена проверка должностными лицами ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова, в ходе, которой установлено, что в здании МОУ «СОШ №1» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно: произвести отделку пола на путях эвакуации (2 этажа) негорючими материалами; произвести отделку стен на путях эвакуации (тамбур на выходе в школу; вестибюль) негорючими материалами; отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать в лестничных клетках (за исключением лестничной клетки по № 12 Лит Б 1 - поэтажного плана БТИ) выходы из здания школы, ведущие непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию; выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; отделить вестибюль 1-го этажа от коридора перегородками с дверями; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующему нормативному значению.

В судебном заседании 22 июля 2010 года по ходатайству представителя ответчика, который не согласился с тем, что возможно устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности в здании школы, так как проведение таких работ повлечет разрушение памятника архитектуры и будет связано с необоснованно высокими материальными затратами, а также полагавшей, что не все, указанные в акте нарушения, имеют место, по делу была назначена строительно - техническая экспертиза л.д. 225-229).

Согласно заключению Эксперта ООО «НИЛСЭ» № 7162 от 13.08.2010 г. л.д. 245-249), в МОУ «СОШ №1» Фрунзенского района имеются следующие нарушения правил и норм пожарной безопасности, перечисленные в иске и в акте проверки ОГПН по Фрунзенскому району г. Саратова от 14.05.2010 г., а именно: пункты 2,5 и 7. Экспертизой установлено, что выходы в чердачное помещение необходимо оборудовать противопожарными дверьми; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующем нормативному значению. Выполнение необходимых строительно - технических работ не повлечет изменение конструктивных особенностей архитектурного памятника истории и культуры. Дальнейшая эксплуатация здания школы, без устранения выявленных нарушений правил и норм пожарной безопасности, может создавать угрозу жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Суд соглашается с данным заключением, принимает его в качестве доказательства, поскольку оснований сомневаться в его достоверности у суда не имеется. Заключение составлено экспертами Афониной Л.Г., Елдановым Н.А., имеющим высшее образование, значительный стаж экспертной работы, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по стать 307 УК РФ, со ссылкой на нормативные документы. Данное заключение соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду доказательств. Заинтересованности экспертов по данному делу судом также не установлено, в связи, с чем суд не может согласиться с доводами ответчика и третьих лиц, что оснований для удовлетворения требований об обустройстве эвакуационных выходом в актовом зале на расстоянии соответствующем нормативному значению, не имеется. Приказ № 252 от 27.07.2010 г. директора школы, которым разрешено проведение в актовом зале мероприятий с численностью обучающихся не более 50 человек, а также установлено, что все мероприятия в актовом зале необходимо согласовывать с заместителем директора по воспитательной работе, не может быть принят судом, поскольку не исключает использование актового зала в прежнем режиме. Кроме того, ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие согласие должностных лиц ОГПН по Фрунзенскому району при наличии данного приказа считать выявленное нарушение устраненным.

С учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд, полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, в связи, с чем следует обязать МОУ «СОШ № 1» Фунзенского района г. Саратова, устранить выявленные нарушения Правил и норм пожарной безопасности, а, именно: выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующем нормативному значению, так как установленные нарушения требований Правил пожарной безопасности, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью детей и сотрудников учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Саратова удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Фрунзенского района г. Саратова, расположенное по адресу: ***, ***, устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности, а, именно: выходы в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверьми; эвакуационные выходы в актовом зале обустроить на расстоянии соответствующем нормативному значению.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья: