о признании незаконным бездействия муниципального органа



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и возложении обязанности по выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением № в Администрацию МО «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам МО «Город Саратов» о предоставлении права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 549 кв.м. для размещения автостоянки. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ от Комитета по земельным ресурсам, в котором было указано, что на основании заявления и прилагаемых документов изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, которая направлена на утверждение. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Однако до настоящего времени утвержденная схема расположения земельного участка заявителем не получена, в связи с этим заявитель не может осуществлять дальнейшие действия по формированию земельного участка под автостоянку, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и получения его в аренду. Согласно статье 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Аналогичная норма содержится в статье 61 Устава муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Согласно Положению о Комитете по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов» одной из задач комитета является обеспечение распоряжения органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке и пределах, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с пунктом 3.6.4 указанного Положения комитет согласовывает, утверждает в пределах полномочий, предоставленных муниципальными правовыми актами, и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В связи с вышеизложенным, прошу признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» Комитета по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов» незаконным и обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов», Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения путем выдачи ФИО1 схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 549 кв.м. для размещения автостоянки.

В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были уточнены требования, и он просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования « <адрес>», Комитета по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в нарушении требований законодательства об утверждении и выдачи в месячный срок со дня обращения с заявлением ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязав Администрацию муниципального образования « <адрес>», Комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения путем выдачи ФИО1 утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 549 кв.м. для размещения автостоянки.

ФИО1 в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Его представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявление, просила его удовлетворить. Дала объяснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности ФИО4, просил отказать в удовлетворении заявления, обосновывая возражения тем, что Комитетом была изготовлена схема, копия заявления первоначально поступила в Администрацию муниципального образования «город Саратов». В соответствии с Земельным кодексом РФ, схемы утверждает не Комитет, а орган местного самоуправления, комитет - это самостоятельное юридическое лицо, и окончательное решение принимает глава администрации города.

Представитель Администрации муниципального образования « <адрес>» по доверенности ФИО5 просил отказать в удовлетворении заявления, обосновывая тем, что схема не попадала в Администрацию, она была изготовлена Комитетом. Документ, не попавший в администрацию, не может быть ни утвержден, ни отклонен. Требование заявителя о возложении обязанности на государственные органы утвердить и выдать схему не подлежат удовлетворению, так как суд не должен подменять собой уполномоченный орган. В соответствии с порядком утверждения схем, существует перечень документов, которые должны были быть представлены заявителем. В данном случае, документы, установленные перечнем, были предоставлены не в полном объеме. А согласно п.2.8 указанного положения, в случае не предоставления всех документов, схема не подлежит выдаче и согласованию.

Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « <адрес>», извещенный о дате времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В силу ч.2 ст. 257 ГПК РФ его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Определением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по земельным ресурсам и администрации муниципального образования «Город Саратов» заменен на Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « <адрес>».

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушаются права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.2,3,4 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 29 земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст.ст. 33,34 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятому решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 67-649 (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>. Администрацией города руководит глава администрации муниципального образования «Город Саратов», именуемый по тексту настоящего Устава «глава администрации города», на принципах единоначалия. Администрация города обладает правами юридического лица. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес>, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города. Администрация города обеспечивает исполнение полномочий главы администрации города. Администрация города разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов. Структура администрации города - это перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города с правами юридического лица учреждаются решениями городской Думы с одновременным утверждением Положений о них. Функции и порядок деятельности структурных подразделений администрации города, не являющихся юридическими лицами, определяются Положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой администрации города. Руководители подразделений администрации города по доверенности главы администрации города могут заключать договоры, соглашения, открывать счета в банках. Должностные инструкции сотрудников администрации города, ее отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений утверждаются руководителем соответствующего подразделения администрации города. Финансирование администрации города, ее отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений осуществляется в соответствии с утвержденным городской Думой бюджетом города.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1обратился к И.о. главы администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО6, И.о. председателя комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО7 с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством по адресу: <адрес>. Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» пояснил, что заявление ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в администрации муниципального образования «Город Саратов», а ДД.ММ.ГГГГ передано в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов». Данные обстоятельства представителем администрации муниципального образования «Город Саратов» не оспаривались.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» был дан ответ ФИО1 о том, что схема расположения испрашиваемого земельного участка изготовлена и после утверждения указанной схемы комитет по земельным ресурсам и муниципального образования «Город Саратов» вернется к рассмотрению его заявления о предоставлении права аренды на земельный участок.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, принятым Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам землепользования (далее - комитет). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация) на основании указанного в пункте 2.1 Положения заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте утверждается решением Саратовской городской Думы.

В соответствии с п.п.1.4, 2.1, 2.5 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принятым решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № Схема является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам землепользования. Схема утверждается и выдается в месячный срок со дня поступления заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка.

В своем заявлении ФИО1 указывает на то, что был нарушен срок, в течение которого ему должна быть выдана утвержденная схема расположения земельного участка. Обязанность по рассмотрению в месячный срок заявления, выдачи утвержденной схемы расположения земельного участка либо уведомлении заявителя об отказе в ее утверждении, в соответствии с положениями Земельного кодекса и Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» для целей, не связанных со строительством, принятым Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, возложена именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов». Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в соответствии п.1.1 Положения о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности. Обязанность по утверждению и выдачи схемы расположения в месячный срок на него законом не возложена. Следовательно, оснований для признания незаконным бездействия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « <адрес>», выразившегося в нарушении требований законодательства об утверждении и выдачи в месячный срок со дня обращения с заявлением ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не имеется. В части удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконным бездействия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и возложении на него обязанности по устранению допущенного нарушения надлежит отказать.

На основании исследованных доказательств, судом установлено, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» в месячный срок со дня поступления заявления ФИО1 не был решен вопрос о выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п.2.8 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принятым решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, как пояснил представитель администрации муниципального образования «Город Саратов», заявитель в письменном виде также не уведомлялся.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в нарушении требований законодательства об утверждении и выдачи в месячный срок со дня обращения с заявлением ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории

На основании ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

ФИО1 просит устранить допущенное нарушение путем возложения обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать ему утвержденную схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, заводской район, ул. <адрес>ю 549 кв.м. для размещения автостоянки.

Указанный способ для восстановления нарушенного права не может быть избран, поскольку суд не вправе выйти за пределы заявленных требований и предрешить существо решения, которое должно быть принято органом местного самоуправления. Для восстановления прав ФИО1 считает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность рассмотреть в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу по поданному Оленевым Д.В. заявлению вопрос о наличии либо отсутствии оснований к выдаче ФИО1 утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, заводской район, ул. <адрес>ю 549 кв.м. для размещения автостоянки.

Определяя двухнедельный срок для восстановления прав заявителя, суд исходит из того, что с момента подачи Оленевым Д.В. заявления прошло более двух месяцев, а также объективной возможности устранения допущенного нарушения.

В ходе рассмотрения представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», не заявляя ходатайство о передаче дела по подсудности, полагает, что данное заявление не подсудно Фрунзенскому районному суду <адрес>, поскольку Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Город Саратов», которая зарегистрирована в <адрес> и фактически обжалуется ее бездействие. Указанные доводы суд находит несостоятельными, поскольку в силу ч.2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которого оспариваются. ФИО1 обратился в суд с заявление о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», юридический адрес, которого <адрес>, (п. 4.4. Положения о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №), Поскольку предусмотрена альтернативная подсудность, то заявитель вправе был обратиться в суд по месту нахождения комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», то есть во Фрунзенский районный суд <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» по не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и возложении обязанности по выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в нарушении требований законодательства об утверждении и выдачи в месячный срок со дня обращения с заявлением ФИО1, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязав Администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу вопроса о наличии либо отсутствии основание к выдаче ФИО1 утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, заводской район, ул. <адрес>ю 549 кв.м. для размещения автостоянки.

В остальной части в удовлетворении требований ФИО8 к Администрации муниципального образования «Город Саратов» отказать.

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и возложении обязанности по выдаче утвержденной схему расположения земельного участка - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Аршинова