Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.09. 2010 года ***
Фрунзенский районный суд *** в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О., при секретаре ***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда ( ГУ УПФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан,
у с т а н о в и л :
*** обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от ***, которым УПФ исключен из страхового и общего трудового стажа истца период его работы с *** по *** в Профсоюзе работников свободного труда Саратовской области. В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнил требования относительно спорного периода: просит признать незаконным исключение из общего и страхового стажа период его работы с *** по *** ( до момента прекращения деятельности организации и исключении данных о ней из единого государственного реестр). Требования обосновывает тем, что при назначении ему пенсии в *** году УПФ признал страховым стажем период его работы в Профсоюзе с *** по ***, но отказался признать страховым стажем период его работы в том же Профсоюзе с *** на том основании, что *** он был поставлен ( тем же Профсоюзом) на персонифицированный учет в УПФР, а Профсоюз не представил в УПФР отчет о своей деятельности за период с *** г.г. Ссылаясь на ст.ст. 19, 39, 45 Конституции РФ, на Постановление Конституционного Суда РФ от *** ***-П, просит обязать ответчика включить в его страховой и общий стаж период работы с *** по *** в Профсоюзе работников свободного труда *** и произвести перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости с даты ее назначения - с ***
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении
Представитель ответчика ***, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования не признала, пояснила, что исключение из страхового и общего стажа ответчика спорного периода произведено в соответствии с п.2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Дата регистрации *** в системе государственного пенсионного страхования - *** Согласно сведениям ОПУ и ВЗСЛ управления ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратов Профсоюз работников свободного труда Саратовской области последний отчет о стаже, заработной плате, на которую начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, о суммах начисленных застрахованному лицу *** страховых взносов бал представлен работодателем за 4 квартал 1998 г..
в назначении пенсии *** мотивирован отсутствием у истицы требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, законодательство бывшего Союза СССР, действующее в спорный Просит в иске отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ( часть1) Конституции РФ - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитании детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчислении трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 ч.1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, том числе, независимо от рода и места деятельности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 1(часть1),2, 15(часть4), 17 (часть1),18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано при возникновении права на назначении пенсии по старости.
Согласно статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статья 10 настоящего Федерального закона устанавливает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными гражданами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, при подсчете страхового стажа, период работы или иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждается документами, выданными в установленном порядке работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлены организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете ( статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
В силу статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Из содержания статей 13, 25, 25.1 настоящего Федерального закона следует, что территориальные органы Пенсионного фонда РФ наделены правом предъявлять требования об уплате страхователями недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Анализ указанных требований действующего федерального законодательства, положений пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от *** «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» ( пункт 5), согласно которым органы Пенсионного фонда РФ представляют интересы застрахованных лиц перед страхователями, можно сделать вывод, что сам факт невыполнения страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного федерального закона о своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ не является основанием для отказа застрахованному лицу во включении в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию периодов работы застрахованных лиц, если в указанный период страхователь производил соответствующие удержания из заработной платы, но не перечислял их в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с записями № *** во вкладышах в трудовую книжку *** избран председателем профсоюза работников свободного труда Саратовской области с *** ( протокол П съезда от ***), освобожден от должности председателя *** ( протокол пленума *** от ***) Индивидуальные сведения на *** в Пенсионный фонд РФ за период работы с *** по *** вышеуказанная организация не представила. Согласно сведениям ОПУ и ВСЗЛ Управления РФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова истребовать индивидуальные сведения не представилось возможным. Профсоюз работников свободного труда снят с учета в УАФР в *** *** и последний отчет принят за ***. Оплата взносов производилась с 1993 г. по 1998 *** по старости *** назначена с *** При этом в общий и в страховой стаж истца был засчитан период его работы в Профсоюзе работников свободного труда *** с *** по ***, а с *** - по *** - не засчитан.
Согласно представленным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области сведениям, *** Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области на основании решения Саратовского областного суда от *** вынесено распоряжение *** о прекращении деятельности организации- Профессионального союза работников свободного труда Саратовской области об исключении данных об организации из единого государственного реестра. Данное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждено сведениями Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области, а также пояснениями истца, который просит зачесть в страховой и общий стаж период его работы до момента прекращения деятельности Профсоюза.
Постановлением от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункт 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункт7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и *** *** и жалобами граждан ***, *** и ***» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию.
Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 ( части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы *** с *** по *** в Профсоюзе работников свободного труда Саратовской области подлежит включению в общий трудовой и страховой стаж истца, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение. По указанным основаниям исковые требования *** подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова *** от *** в части исключения из страхового и общего трудового стажа *** периода работы с *** по *** в Профсоюзе работников труда Саратовской области.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ ( УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в страховой и общий стаж *** период его работы с *** по *** в Профсоюзе работников свободного труда Саратовской области и произвести перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости с даты ее назначения - ***
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.О.Ефимова