РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.09.2010 год г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О., с участием представителя прокуратуры г. Энгельса - помощника прокурора г. Энгельса Саратовской области ****, при секретаре Колчиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Энгельса Саратовской области в интересах *** к Министерству здравоохранения Саратовской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Обществу с ограниченной ответственностью «****» о признании незаконными действий (бездействия), компенсации морального вреда,
Установил:
Прокурор г. Энгельса Саратовской области в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнил, заявив о привлечении в качестве соответчика по данному делу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В окончательном виде исковые требования сформулированы следующим образом. Прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Саратовской области и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении ими *** лекарственного препарата «****» по рецептам от *** *** и *** серии ***; взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу *** в счет компенсации морального вреда 35000 руб. 00 коп.; признать незаконным бездействие ООО «****», выразившееся в непринятии мер по организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, выписанных ***, на получение лекарственного препарата «***» от ***, *** и *** серии ***. В ходе рассмотрения дела судом в качестве 3-х лиц были привлечены: ЗАО «****», ЗАО «***». Требования мотивированы следующим.
В прокуратуру г. Энгельса поступило обращение *** по факту отказа Министерства здравоохранения *** в предоставлении ему в *** г. лекарственного препарата «****» ( «****») («****»). В ходе проверки установлено, что в **** году *** поставлен диагноз «****». *** *** произведена трансплонтация почки в НИИ трансплантологии г. Москвы, после чего в связи с установлением нового диагноза: «****» ему пожизненно по заключению врачей требуется терапия препаратом «****».
*** *** в связи с заболеванием установлена *** группа инвалидности, степень ограничения к трудовой деятельности - ***. В настоящее время группа инвалидности *** установлена пожизненно. В связи с данным заболеванием *** постоянно наблюдается в Московском городском нефрологическом центре. По рекомендации врачей данного лечебного учреждения *** постоянно обращается в Саратовскую областную больницу к Главному нефрологу Министерства здравоохранения Саратовской области, для получения выписки из истории болезни, с которой периодически ( ***) обращается в Городскую поликлинику *** г. Энгельса, по месту своего жительства, для получения льготных рецептов на лекарственные препараты, в том числе «***».
*** главным врачом поликлиник *** г. Энгельса *** выписаны *** рецепта на получение лекарственного препарата **** В тот же день *** обратился в аптечный пункт ООО «****», находящийся в здании Городской поликлиники *** г. Энгельса, однако, указанные рецепты не были обеспечены. Отметки на обратной стороне рецептов о том, что рецепты не обеспечены, фармацевтом аптечного пункта ООО «****» *** не сделаны, данные отметки сделаны лишь *** Кроме того, вышеуказанные рецепты сотрудниками ООО «****» не были поставлены на контроль, т.е. рецепты обеспечены не были, на контроль не поставлены, сведения в Журнал отсроченного обслуживания не занесены. В настоящее время срок действия рецептов истек. На обращение *** в Министерство здравоохранения Саратовской области им был получен ответ об отсутствии данного лекарственного препарата, хотя согласно заключению врачей препарат «****» *** жизненно необходим.
Отказ Министерства здравоохранения Саратовской области в предоставлении *** лекарственного препарата «****» необоснованным и нарушающим конституционное право *** на охрану здоровья, поскольку в соответствии с п.8 Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ***, Министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции по разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; планированию и осуществлению мер по охране здоровья граждан.
Бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении *** лекарственного препарата «****» по рецептам от ***, является незаконным, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи ( в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека).
Бездействие ООО «****» в не принятии мер по организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, выписанных *** является незаконным, поскольку ООО «****» был нарушен приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, п. 2.7. которого предусматривает, что в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты его обращения отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Энгельса и *** заявленные требования поддержали ( с учетом принятых судом уточнений), просили признать незаконными бездействия ответчиков и взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу *** в счет компенсации морального ущерба 35000 руб. 00 коп.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, представив (посредством факсимильной связи) ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, с учетом представленных в письменном виде возражений.
Представитель Министерства здравоохранения Саратовской области ****, действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования *** не признала, полагая, что Министерство здравоохранения Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 г. № 2005-р закупка лекарственных средств, предназначенных для лечения после трансплантации органов и(или) тканей осуществляется централизованно, за счет средств федерального бюджета, т.е. расходные обязательства по обеспечению лекарственным препаратом «****» возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а поставка лекарственных средств в субъекты РФ возложена на организацию-поставщика - в данном случае - ЗАО «****», организация-получатель по Саратовской области - ЗАО «****», которая обеспечивает сохранность лекарственных средств с момента их приемки от организации-поставщика на основании акта передачи, а также целевое их использование на основании соответствующего распорядительного акта.
Представитель ответчика ООО «****» АО доверенности **** в судебном заседании иск не признала, пояснив, что *** действительно дважды обращался в аптечный пункт с двумя рецептами от ***, *** в связи с отсутствием препаратов**** фармацевтом по просьбе *** на оборотной стороне рецепта сделана запись об отсутствии препаратов. После *** *** в аптечный пункт не обращался. Согласно п. 2.3 Приказа МЗСР РФ № 785 от ***, Рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача(фельдшера), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой действительны в течение одного месяца. Требуемый *** препарат «****» поступил в аптечный пункт ***, если бы *** обратился в период с *** по *** ( когда истекал срок действия рецептов от ***), он был бы обеспечен лекарством.
Позиция ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации-, изложенная в письменном отзыве, сводится к не признанию исковых требований по тем основаниям, что Минздрвсоцразвития России надлежащим образом исполнило свои обязательства и обеспечило заявку Министерства здравоохранения Саратовской области на поставку лекарственного средства ******** на *** г., что подтверждается заявкой Министерства здравоохранения Саратовской области на обеспечение в ***. лекарственным средством «****», Государственными контрактами от *** ***, товарными накладными и актами приема-перадчи, представленными суду.
Представитель третьего лица - Управления Федерального Казначейства по Саратовской области, - в суд не явился, представив письменные возражения по иску и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц: ЗАО «****», ЗАО «****», МУЗ «Городская поликлиника ***» г. - возражали против удовлетворения исковых требований прокурора г. Энгельса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 49 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» ( в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и принятым в его исполнение распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2053-р больные злокачественными новообразованиям лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственным средствами, перечень которых утвержден указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.
Лекарственный препарат **** включен в Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджет лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплонтации органов и(или) тканей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2053-р.
В соответствии с Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2010 год, прилагаемой к Федеральному закону от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годы», денежные средства на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных вышеназванными заболеваниями, предусматриваются Минздравсоцразвития России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. № 682 «О закупках в 2010 году лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями, лимфоидной, кроветворной …Минздравсоцразвития России осуществляет централизованную закупку отпускаемых по рецептам врачей бесплатно лекарственных средств, в том числе для больных после трансплонтации органов и (или) тканей. Формирование заявок на поставку лекарственных средств с учетом потребности и ведение базы данных лиц, страдающих вышеперечисленными заболеваниями, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Форма заявки на поставку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных после трансплантации органов и(или) тканей, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития от 19.10.2007 г. № 650, составляется с учетом общей численности больных в субъекте РФ и не предусматривает указания персонифицированных данных больных. Минздравсоцразвития России в соответствии с Положением о закупках в 2009-2010 года лекарственных средств, предназначенных для лечения больных ( в том числе) после трансплантации органов и(или) тканей осуществляет размещение заказов на поставку лекарственных средств и заключает государственные контракты.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что *** нуждается в лекарственном препарате **** в связи с трансплантацией почки.
*** он обратился за получением данного лекарственного препарата в аптечный пункт ООО «***», где ему было отказано в выдаче указанного препарата в связи с его отсутствием.
Указанные обстоятельства подтвердили в ходе судебного заседания допрошенные свидетели: **** ( жена истца), которая дважды в *** г. вместе с *** приходила в аптечный пункт за лекарством «****», где они получили отказ в связи с отсутствием препарата, и ***, заведующая аптечным пунктом *** ООО «****», которая пояснила, что *** действительно дважды в *** г. обращались в аптечное учреждение, но в связи с отсутствием в наличии препарата, им было отказано в его выдаче, о чем она собственноручно сделала запись на рецептах, представленных *** *** ( при повторном обращении), рецепты на контроль поставлены не были и сведения о не обеспечении данных рецептов в журнал «отсроченного исполнения» не были занесены в соответствии с приказом *** Минздравсоцразвития. Данный препарата поступил в аптечное учреждение в ***., однако, *** в *** за получением препарата по рецептам от *** не обращался.
Как следует из представленных суду материалов, Министерством здравоохранения Саратовской области в Минздравсоцразвития России подана заявка на поставку лекарственного препарата **** для лечения проживающих в Саратовской области больных после трансплонтации органов и(ли тканей на *** г. в количестве ***
Минздравсоцразвития России по результатам размещения заказов на поставку соответствующих лекарственных средств заключены государственные контракты с ЗАО «***», в соответствии с которыми для больных, проживающих в ***, предусмотрена поставок лекарственного препарат *** в количестве: ***. Данные государственные контракты исполнены в полном объеме, о чем свидетельствуют акты приема-передачи.
Таким образом, Минздравсоцразвития России надлежащим образом исполнило свои обязательства и обеспечило заявку Министерства здравоохранения Саратовской области на поставку лекарственного препарата *** на ***, что свидетельствует о необоснованности заявленных Министерству здравоохранения и социального развития России требований. Что касается требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Саратовской области, выразившегося по мнению истца в непредоставлении *** лекарственного препарата «***» по двум рецептам от ***, то они также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с вышеуказанным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 г. № 2005-р и Постановлением Правительства РФ от *** « 682 Министерство здравоохранения *** не несет расходные обязательства по обеспечению лекарственным препаратом «***» отдельных категорий граждан, свои обязанности - подготовку разнарядки на лекарственные средства данной группы ( в том числе и с учетом потребности ***) Министерство здравоохранения Саратовской области исполнило.
Вместе с тем, требование о признании незаконным бездействия ООО «Витафарм», выразившееся в непринятии мер по организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Минздравсоцразвития от *** *** «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» при обращении гражданина льготной категории в лечебно-профилактическое учреждение врач, назначая лечение, выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. За получением лекарственных средств, предусмотренных Перечнем, гражданин обращается в пункт отпуска лекарственных средств.
Согласно п.2.7 вышеназванного Приказа в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты его обращения отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
В соответствии с п. 3.22 Договора от *** ***, заключенного между ЗАО «СИА Интернейшнл-Саратов» и ООО «Витафарм» на оказание ООО «Витафарм» услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных средств, ООО «Витафарм» обязуется вести отдельный учет рецептов, по которым не был осуществлен немедленный отпуск лекарственных средств (отпуск в момент обращения гражданин).
На основании изложенного, бездействие ООО «***», выразившееся в непринятии мер по организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, выписанных ***, на получение лекарственного препарата «***» от *** серия *** *** и серия *** ***, является незаконным и нарушающим конституционное право *** на охрану здоровья: *** неоднократно обращался в аптечное учреждение, при этом отметки на обратной стороне рецептов о том, что рецепты не обеспечены, фармацевтом аптечного пункта ООО «***» в день обращения в аптеку *** *** не сделаны; рецепты на контроль поставлены не были; сведения о не обеспечении данных рецептов в Журнал отсроченного обслуживания не занесены.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений по делу.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчиком - ООО «***» обоснованно не было обеспечено отсроченное обслуживание рецептов. По указанным основаниям суд находит доводы представителя ответчика о том, что если бы *** обратился в аптеку в ***, он был бы обеспечен лекарством, суд находит несостоятельным, противоречащим приказу Минздравсоцразвиия № 328, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных Законом.
На основании изложенного и руководствуясь положением ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «***», выразившееся в непринятии мер по организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, выписанных ***, на получение лекарственного препарата «***» от *** серия *** *** и серия *** ***.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными бездействия Министерства здравоохранения Саратовской области, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выразившегося в не предоставлении *** лекарственного препарата «****» по рецептам от *** *** серия *** и *** серия ***, взыскании в пользу *** с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в счет компенсации морального вреда денежных средств в сумме 35000 руб. 00 коп. - оказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.О.Ефимова