об индексации сумм возмещения вреда здоровью



Дело №№

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

07.10.2010год г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.., с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В.., при секретаре Колчиной Л.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Веселова Дмитрия Павловича, Назаренко Владимира Степановича об индексации сумм возмещения здоровью и взыскании задолженности по выплатам,

УСТАНОВИЛ:

Веселов Д.П. и Назаренко В.С.. обратились с требованиями к Военному комиссариату Саратовской области об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Определением суда от 24.09.2010 г. дела по искам Веселова Д.П. и Назаренко В.С. объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Требования истцов мотивированы тем, что ответчик выплачивал каждому из них на основании пункта 13 статьи 14 Федерального закона РФ №179- ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную сумму возмещении вреда здоровью на основании решений судов, которыми были проиндексированы указанные суммы, в связи с чем, просят проиндексировать указанные выплаты, взыскать сумму образовавшейся задолженности.

Согласно решению Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24.02.2010 г в пользу Веселова Д.П. взыскана задолженность, образовавшаяся в результате неправомерного занижения суммы возмещения вреда за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. включительно в размере 136290 руб. 12 коп. Согласно решению Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03.03.2010 г. в пользу Назаренко В.С.. взыскана задолженность, образовавшаяся в результате неправомерного занижения суммы возмещения вреда за период с 01.01.2002 г. по 3.12.2009 г. включительно в размере 107002 руб.14 коп. Вместе с тем, из текстов указанных решений следует, что сумма задолженности, фактически выплаченная в апреле 2010 г., на самом деле складывается из задолженностей, определенных по состоянию на более ранние периоды времени, а именно, за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. Очевидно, что одни и те же суммы, взятые по номиналу в различные годы, имеют различную покупательскую способность в связи с инфляционными процессами. Указанное свидетельствует о том, что несвоевременной выплатой истцам причитавшихся денежных средств им причинен материальный ущерб (убытки), которые в соответствии со ст.ст. 15. и 16 ГК РФ подлежат возмещению за счет средств Федерального бюджет.

На основании изложенного, с учетом принятых в ходе рассмотрения дела по существу уточнений, Веселов Д.П. просит взыскать с ответчика в свою пользу за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. с учетом индексов потребительских цен в марте 2010 г. к соответствующему месяцу в размере 58795 руб. 79 коп. Указывая, что задолженность в данном случае составляет разницу между общей проиндексированной суммой ежемесячных задолженностей (195085,84 руб.) и суммой недоплаты (без учета инфляционных потерь), установленной решением суда от 24.02.2010 г. ( 136290,12 руб.), т.е. 195085,84 - 136290,12 = 58795,72 руб.

Назаренко В.С. с учетом принятых в ходе рассмотрения дела по существу уточнений, просит взыскать с ответчика в свою пользу за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. с учетом индексов потребительских цен в марте 2010 г. к соответствующему месяцу в размере 46465 руб. 46 коп. Указывая, что задолженность в данном случае составляет разницу между общей проиндексированной суммой ежемесячных задолженностей ( 153467,60 руб.) и суммой недоплаты ( без учета инфляционных потерь), установленных решением суда от 03.03.2010 г. ( 107002,14 руб.), т.е. 153467,60 - 107002,14 = 46465,46 руб.

В судебное заседание истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.

Представитель истцов Журавлев А.С., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Воякина М.А. иск не признала, просила оставить его без удовлетворения. Пояснив, что правильность представленных истцами расчетов задолженности ответчик не оспаривает.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иски удовлетворить, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что в период военной службы Веселов Д.П. и Назаренко В.С. принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего получили повреждения здоровья вследствие воздействия радиации. Каждый из них является инвалидом 2 группы, из-за облучения у них наступила стойкая утрата трудоспособности: у Веселова Д.П. - 80%, у Назаренко В.С. - 100%, что подтверждается справками МСЭ. По решениям суда ответчиком в пользу истцов ежемесячно выплачивается компенсация в счет возмещения вреда здоровью. Кроме того, по решениям суда в пользу каждого из истцов взыскана задолженность, образовавшаяся в результате неправомерного занижения ответчиком суммы возмещения вреда за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. Суммы задолженностей за указанные периоды фактически были получены ответчиками в апреле 2010 г. Таким образом, в результате несвоевременной выплаты причитающихся денежных средств ответчикам причинены убытки, которые в соответствии со ст.ст. 15, 16 ГК РФ подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995года №179-ФЗ).

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 2005года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.02г по 31 мая 2004г гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006годах недополученных сумм. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №847, от 07.05.05г №292, от 25.04.06г №246 и от 21.03.07г№171 утверждены Правила индексации в 2004г, 2005г, 2006г и 2007г размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этим постановлением Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий год.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 5 апреля 2005года №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.00г с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 ФЗ от 19.06.00г №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г№11-П и касается индексации размера ежемесячной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью.

Таким образом, истцы имеют право на индексацию указанных сумм в соответствие с ежегодными Постановлениями Правительства РФ, с учетом выплаченных ему ответчиком сумм.

В соответствие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года №35 (в редакции от 05.04.2005г) часть третья статьи 2-й Федерального Закона от 12 февраля 2001года №5-ФЗ, предполагает право инвалида на индексацию размеров выплат, предусмотренных в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений, тогда как ограничения, касающиеся максимального размера выплат, устанавливаемые в соответствие с нормами Закона «О бюджете Фонда социального страхования» являются способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяются на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм возмещения вреда здоровью.

В связи, с чем положения Постановления правительства РФ от 07.05.2005г. о том, что суммы выплат возмещения, после индексации не должны превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования» применимы только для целей той индексации, которая производится одновременно с первичным расчетом сумм возмещения и не могут применяться для целей индексации ранее уже назначенных и получаемых сумм.

Данный вывод подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного суда РФ от 01. 12.1997г. №18 -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24 ноября 1995года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой признанный ранее государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться (п.2 мотивировочной части Постановления), причем в пункте 1-м мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. указывается, что выраженные в принятом 1 декабря 1997 года Постановлении правовые позиции сохраняют силу и в соответствие со ст. 125 часть 6 Конституции РФ, статьями 6,79, 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации, иных участников правовых отношений, а их преодоление при установлении нового правового регулирования недопустимо.

15.02.2001г. вступил в действие Закон № 5 - ФЗ, установивший новую редакцию Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая предполагает иной принцип индексации размера возмещения вреда здоровью чернобыльцам, а именно - в зависимости от ежегодного коэффициента роста прожиточного минимума.

Из Постановления Конституционного суда РФ от 19.07.2002г. следует, что в связи с принятием и вступлением в действие в феврале 2001г. Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», (ч.2 Закона), индексация сумм возмещения вреда инвалидам - Чернобыльцам производится пропорционально росту величины прожиточного минимума. Причем до законодательного закрепления четкого порядка определения прожиточного минимума по Российской Федерации в целом, (п.5.3 Постановления КС), инвалиды-чернобыльцы имеют право в судебном порядке требовать применения для индексации суммы возмещения вреда, ранее выплачиваемой им, индексов роста прожиточного минимума субъекта Федерации, т.е. Саратовской области.

Кроме того, как в Постановлении Конституционного суда РФ от 01.12.1997г., так и в Постановлении от 19.07.2002г. указывалось, что в какой бы форме государство не возмещало бы гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, вред, причиненный их здоровью, любые из них относятся к объему возмещаемого вреда. Более того, в пункте 5.1 мотивировочной части последнего Постановления прямо установлено, что выбор способов определения размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы и критериев их индексации, выступающих в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя. Однако главное при этом состоит в том, чтобы при осуществлении такого выбора законодателем соблюдались конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. И здесь же говориться о том, что в данном случае в качестве критерия индексации был избран рост прожиточного минимума. Все выше сказанное, подтверждается абзацами третьим и четвертым пункта 5.3 Мотивировочной части Постановления.

Следовательно, данная правовая позиция Конституционного суда свидетельствует о том, что индексации в той же форме, что и возмещение вреда здоровью подлежат и иные выплаты, входящие в объем возмещаемого вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.

В Определении Конституционного Суда РФ от 3.11.2006 года № 445-О указано, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина государством, ограничение выплат трехлетним сроком исковой давности, установленное ст. 208 ГК РФ, не позволяет пострадавшим гражданам получить соответствующие суммы вследствие недоплаты или несвоевременной их выплаты по вине ответчика, что не соответствует ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что данное положение ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшими лицами, по вине органов, осуществляющих такие выплаты.

Согласно решению Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24.02.2010 г., недоплата Веселову Д.П. сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. составляет 136290 руб. 12 коп. Согласно решению Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03.03.2010 г., недоплата Назаренко В.С. за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. составляет 107002 руб. 14 коп. Данные суммы рассчитаны без учета инфляционных потерь.

Согласно приведенного истцами расчета, проверенного судом и не оспоренного ответчиком, размер убытков по возмещению вреда здоровью определяется путем индексации помесячной недоплаты сумм возмещения вреда здоровью на индексы потребительских цен. Поскольку за указанный период задолженность выплачена в апреле 2010 г., расчет инфляционных убытков по возмещению вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. произведен с учетом индекса потребительских цен в марте 2010 г. к соответствующему месяцу указанного периода.

Согласно вышеизложенного, задолженность составляет разницу между общей проиндексированной суммой ежемесячных задолженностей и суммой недоплаты (без учета инфляционных потерь), установленной решением суда.

Соответственно, в пользу Веселова Д.П. подлежит взысканию денежная сумма исходя из следующего расчета: 195085 - 136290,12. = 58795,72 руб.

В пользу Назаренко В.С. подлежит взысканию денежная сумма, исходя из следующего расчета: 153467,60 - 107002,14 = 46465,46 руб.

При этом, за основу при вынесении решения суд принимает расчет, представленный истцами, не оспоренный ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Веселова Дмитрия Павловича за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной сумме возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002г. по 31 декабря 2009г. с учетом индексов потребительских цен в марте 2010 г. к соответствующему месяцу в размере 58 795 руб. 72 коп.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Назаренко Владимира Степановича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной сумме возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2009 г. с учетом индексов потребительских цен в марте 2010 г. к соответствующему месяцу в размере 46 465 руб. 46 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: Е.О.Ефимова