Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2010 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Плешивиной Галины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию со дня первоначального обращения за ней с включением в стаж лечебной деятельности периодов работы в Саратовском областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и времени нахождении на курсах повышения квалификации
У С Т А Н О В И Л:
Плешивина Г.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным Решения комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №245 от 28 мая 2010 года (Протокол №1031 от 28.05.2010г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности.
Кроме того истец просит обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть со 2 апреля 2010 года, с учетом включения в стаж лечебной деятельности следующих периодов: с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года в должности старшего фельдшера-лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД»; Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года, с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года.
Истец также заявлял требования, от которых затем отказался о включении в стаж лечебной деятельности: Периоды работы: в должности фельдшера-лаборанта с 1 февраля 1994 года по 16 ноября 1994 года в Саратовском областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД; с 17 ноября 1994 года по 30 сентября 1997 года в должности фельдшера-лаборанта ГМУ «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД»; с 1 октября 1997 года по 31 октября 1999 года в должности старшего фельдшера-лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД»; Периоды работы с 1 ноября 1999 года по 29 января 2000 года в должности старшего фельдшера-лаборанта, с 30 января 2000 года по 24 февраля 2002 года, с 28 марта 2002 года по 22 апреля 2002 года в должности фельдшера- лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД». Этот отказ был принят судом.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования. В обоснование указывают на то, что Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова №245 от 28 мая 2010 года (Протоколом №1031 от 28.05.2010г.) Плешивиной Г.А. отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены периоды работы с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года в должности старшего фельдшера-лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД», так как должность «старший фельдшер-лаборант» не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
Кроме того в стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года и с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года со ссылкой на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 и Разъяснения Министерства труда России от 22 мая 1996 года №5.
Отказ ответчика в назначении пенсии и включения в стаж лечебной деятельности спорных периодов работы истец считает незаконным, поскольку к периодам работы до 1 ноября 1999 года необходимо применить Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464. Согласно указанному Списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности имели право на досрочную трудовую пенсию. При этом вышеуказанным Списком должности среднего медицинского персонала не конкретизированы. В этой редакции данная норма действовала до 1 ноября 1999 года. Ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в ст.31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» не придана обратная сила этим нормативным актам.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и применяемым к периодам работы с 1 ноября 1999 года по 1 ноября 2002 года, предусмотрены должности «старший фельдшер» и «фельдшер-лаборант». После 1 ноября 1999 года необходимо применить Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.
Работая старшим фельдшером-лаборантом в течение полного рабочего дня истец выполняла обязанности фельдшера-лаборанта, а также помимо своих основных функциональных обязанностей выполняла организационно-распорядительные функции, о чем свидетельствуют её функциональные обязанности, а также повышенный размер оплаты труда.
К тому же в настоящее время работодатель исправил ошибку в приказе о переводе истца с должности «фельдшер-лаборант» на должность «старший фельдшер-лаборант», поскольку последняя должность не предусмотрена номенклатурой должностей учреждений здравоохранения и штатным расписанием Государственного медицинского учреждения «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД».
Исключение из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года и с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года со ссылкой, что возможность включения нахождения на курсах в стаж не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ №516, Разъяснениями Министерства труда России от 22 мая 1996 года №5 является незаконным поскольку, согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 является необоснованной, так как согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Кроме того, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника, установленные законодательством взносы в соответствующие фонды социального страхования, в том числе и в Пенсионный фонд РФ. Тем самым указанный период деятельности медицинского работника является страховым и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующий требованиям законодательства о пенсиях (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Представитель третьего лица - Администрации Государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» просит удовлетворить иск ссылаясь на то, что в названном учреждении издан приказ от 7 октября 2010 года «О внесении изменений в штатное расписание, тарификационные списки, приказы и трудовые книжки в соответствии с действующим законодательством», в котором признается неправильной трактовка п. 3, п.п. 3.2.5. и п.п. 3.2.8. приказа Минздравмедпрома РФ № 35 от 20 февраля 1995 года «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» и п. 3, п.п. 3.2., 3.2.6. и 3.2.9. приказа Минздрава РФ № 48 от 24 февраля 1998 года «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» как основание для перевода Плешивиной Г.А. с должности фельдшера-лаборанта на должность старшего фельдшера-лаборанта. С целью приведения наименования должностей в структурных подразделениях в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД» в соответствии с действующим законодательством, в том числе с Постановлениями Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и №781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия...» внесены соответствующие изменения и должность Плешивиной Г.А. поименована как «фельдшер-лаборант».
Прохождение повышения квалификации 1 раз в 5 лет является неотъемлемой частью осуществления лечебной деятельности врачей и средних медицинских работников, в том числе в соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)».
За указанные периоды курсов повышения квалификации все перечисления в Пенсионный Фонд РФ проводились в полном объеме, так как рабочее место за работником - Плешивиной Г.А. сохранялось на все периоды прохождения повышения квалификации и выплачивался среднемесячный заработок также за все периоды прохождения повышения квалификации.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова иск не признал. В обоснование возражений указывает на то, что устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 84-0 и от 29 января 2009 года № 67-0-0).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Списком от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены должности среднего медперсонала: фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер.
Согласно трудовой книжке и справке № 216-к от 31 марта 2010 года Плешивина Г.А. с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года работала в должности старшего фельдшера-лаборанта в лаборатории.
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года №17/19пб при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова как государственный правоприменительный орган принимает решения исключительно на основании имеющихся у него сведений и в полном соответствии с законодательством. Поскольку Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 года № 781 должность «старший фельдшер-лаборант» не предусмотрена, оснований для включения работы за период с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года не имеется.
Кроме того, следует отметить, что согласно штатным расписаниям за 1998-2000 годах в лаборатории диагностики ВИЧ/СПИДа, индикаторных инфекций, клинической иммунологии кроме должности «старший фельдшер-лаборант» предусмотрена также должность «фельдшер-лаборант», работа в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Таким образом, действия ответчика по не включению в стаж лечебной деятельности спорного периода работы Плешивиной Г.А. в должности старшего фельдшера-лаборанта в лаборатории законны и обоснованны.
Необоснованными являются требования о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (с изменениями от 26 мая 2009 г.), предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы, то есть периодов осуществления трудовых функций. Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации данными Правилами не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 выше указанных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены.
Аналогичные нормы имели место в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Таким образом, курсы повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, так как являются лишь условием для осуществления трудовых функций, а не осуществление самих функций.
Кроме того, следует отметить, что даже при включении спорных периодов стаж лечебной деятельности будет составлять 29 лет 11 месяцев 29 дней, то есть не достаточный для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (менее 30 лет).
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, 2 апреля 2010 года Плешивина Г.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова для назначения досрочной пенсии по старостив соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова №245 от 28 мая 2010 года (Протоколом №1031 от 28.05.2010г.) Плешивиной Г.А. отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены периоды работы с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года в должности старшего фельдшера-лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД», так как должность «старший фельдшер-лаборант» не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
Кроме того в стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года и с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года со ссылкой на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 и Разъяснения Министерства труда России от 22 мая 1996 года №5.
Указанное решение не может быть признано законным по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки и справки № 216-к от 31 марта 2010 года Плешивина Г.А. с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года работала в должности старшего фельдшера-лаборанта в лаборатории.
Данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В тоже время в период до 1 ноября 1999 года действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Согласно указанному Списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности имели право на досрочную трудовую пенсию. При этом вышеуказанным Списком должности среднего медицинского персонала не конкретизированы. Следовательно правом на льготную пенсию обладали все лица среднего медицинского персонала независимо от наименования должности.
Кроме того, согласно приказу руководителя Государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» от 7 октября 2010 года «О внесении изменений в штатное расписание, тарификационные списки, приказы и трудовые книжки в соответствии с действующим законодательством», наименования должности Плешивиной Г.А. и штатного расписания, были приведены в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и поименована как «фельдшер-лаборант». Соответствующие записи внесены в трудовую книжку истца. Должность «фельдшер-лаборант» в Списке Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 года № 781.
При таком положении период работы с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года в должности «фельдшер-лаборант» в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в том числе и в период после 1 ноября 1999 года.
Довод представителя ответчика о том, что наличие в должностных обязанностях истца дополнительных функций свидетельствует о невозможности исполнения Плешивиной Г.А. обязанностей фельдшера-лаборанта в течение всего рабочего дня, является предположением.
Сравнительный анализ должностной инструкции «старшего фельдшера лаборанта» с должностной инструкцией «фельдшера-лаборанта» позволяет сделать вывод, что по своему объёму эти обязанности различаются незначительно. Дополнительные обязанности старшего фельдшера-лаборанта, в сравнении с обязанностями фельдшера-лаборанта позволяли исполнять их в рамках рабочего времени без ущерба, то есть не за счет исполнения основных обязанностей фельдшера-лаборанта.
Исключение из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года и с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года со ссылкой на то, что возможность включения времени нахождения на курсах не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ №516, Разъяснениями Министерства труда России от 22 мая 1996 года №5 является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 197 названного кодекса установлено право работников на повышение квалификации.
Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Необходимость повышения квалификации среднего медицинского персонала, предусмотрена многочисленными законодательными актами, в частности Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 года № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003 г.); Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 16 ноября 2004 г.). Об обязательности повешения квалификации медицинских работников можно сделать вывод исходя из содержания раздела II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 года № 869.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 является необоснованной, так как согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Следовательно, Плешивина Г.А. была обязана проходить повышение квалификации в рамках исполнения им своих служебных обязанностей.
При этом ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, не упомянуты периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации.
При таких обстоятельствах, требования истца о включении времени нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Относительно возражений ответчика, что и в случае включения в стаж, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, всех спорных периодов работы, это стаж будет составлять 29 лет 11 месяцев и 29 дней, что меньше необходимого 30 летнего стажа, является несостоятельным.
Данный довод основан на содержании справки, выданной Администрацией Государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» в которой указано на начало работы истца в учреждении со 2 апреля 1980 года.
Между тем, содержание справки противоречит записи № 1 трудовой книжки истца. Согласно этой записи Плешивина Г.А. была принята на работу с 1 апреля 1980 года на основании приказа от 2 апреля 1980 года № 40. Эта дата указана в форме № 417 (исчислении стажа работы).
При этом необходимо учитывать, что основным документом для исчисления стажа, является не справка работодателя, а данные содержащиеся в трудовой книжке.
Поскольку судом установлен факт начала работы истца с 1 апреля 1980 года, а не со 2 апреля того же года, с этого дня и подлежит исчислению стаж лечебной деятельности истца. С учетом указанного дня на момент обращения истца за пенсией 2 апреля 2010 года, при включении в стаж спорных периодов работы, дает стаж лечебной деятельности в размере 30 лет ровно.
При таком положении требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Плешивиной Галины Александровны удовлетворить.
Признании незаконным Решения комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова №245 от 28 мая 2010 года (Протокол №1031 от 28.05.2010г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Плешивиной Галине Александровне досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть со 2 апреля 2010 года, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию период работы с 1 октября 1997 года по 29 января 2000 года в должности фельдшера-лаборанта в Государственном медицинском учреждении «Саратовский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2002 года по 27 марта 2002 года, с 13 июня 2007 года по 13 июля 2007 года;
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 22 октября 2010 года.
Судья А.А. Сидоровнин