решение об удовлетворении заявления



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 ноября 2010 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Уголькова Антона Валерьевича к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включения в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильём молодых семей»,

У С Т А Н О В И Л:

Угольков А.В. обратился с заявлением, в котором просит признать отказ Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения о признании незаконным и обязать включить его с членами семьи в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильём молодых семей».

В качестве заинтересованного лица в своих интересах и для представления интересов несовершеннолетней Угольковой В.А. в дело была привлечена Уголькова Н.С.

В судебном заседании Угольков А.В. и его представитель заявление поддержали. В обоснование указывают, что заявитель с семьей в составе трех человек проживающие по адресу: г. Саратов, <адрес>, обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о признании его семьи, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Однако 16 августа 2010 года письмом за исх. № 14-14/7530 Уголькову А.В. было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Поводом к отказу послужило то, что 8 апреля 2010 года он продал своему отцу Уголькову В.Ф. 1/4 доли жилого дома общей площадью 111,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес>. На основании чего был сделан вывод, что Угольков А.В. совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий.

С данным решением Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» заявитель не согласен и считает его незаконным и необоснованным, как нарушающий положения ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации. Согласно названной нормы малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Угольков А.В. полагает, что действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал. В частности им указывается, что по смыслу соответствующих норм законодательства ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Факт продажи им части жилого дома имел бы правовое значение лишь в том случае, если бы при отсутствии такой продажи он не имел бы права претендовать на признание нуждающимся в жилом помещении. Однако, как до продажи доли, его семья также являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Жилищная обеспеченность в виде 1/4 доли жилого дома в р.п. Новые Бурасы не дает ему реальную возможность таким способом обеспечить себя отдельным жилым помещением без ущемления прав других проживающих, поскольку исходя из её размера, на каждого члена семьи приходилось 9,3 кв.м. общей площади.

Кроме того, он проживает в городе Саратове с 2004 года (обучался в ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова», с 2007 года работает в городе Саратове) и все это время нуждался в улучшении жилищных условий в городе Саратове.

Отказ Комитета нарушает его права и права его семьи на предоставление социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а в итоге право на жилище, так как приобрести жилье иным способом в г. Саратове они не имеют возможности.

В связи с тем, что его семья относится к категории «молодая семья», состоящей из молодых супругов и ребенка 2010 года рождения, и проживает в коммунальной квартире, а Угольков А.В. единственный в семье работает, имеется острая необходимость в приобретении квартиры по указанной программе. Таким образом, данным решением Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» созданы препятствия к осуществлению его права на жилище.

Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» просит отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на доводы, приведенные в сообщении от 16 августа 2010 года № 14-14/7580. При этом он полагает, что при определении нуждаемости семьи Угольковых, следует определять размер общей площади приходящегося на каждого члена семьи не только исходя из проданной доли в домовладении, но и в совокупности с той долей, которая приходится на них по месту жительства по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>

Уголькова Н.С. в судебное заседание не явилась, но от неё поступило заявление, в котором она просит разрешить спор по существу в своё отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании8 апреля 2010 года он продал своему отцу Уголькову В.Ф. 1/4 доли жилого дома общей площадью 111,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес>.

В настоящее время Угольков А.В. и его семья в составе трех человек зарегистрирована и проживает по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> Данная квартира принадлежит в равных долях на праве собственности родителям заявителя Уголькову В.Ф. и Угольковой Л.Ф.

10 августа 2010 года Угольков А.В. и его супруга Уголькова Н.С. обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о признании его семьи, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

16 августа 2010 года письмом за исх. № 14-14/7530 Уголькову А.В. было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Поводом к отказу послужило то, что Угольков А.В. совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий продав принадлежащую ему на праве собственности 1/4 доли жилого дома общей площадью 111,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес>. При этом представитель названного Комитета указывает, что данное обстоятельство является единственным препятствием для постановки семьи Уголькова А.В. на учет и включения в Программу.

Действительно, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 этого Кодекса срок.

Вместе с тем факт изменения оснований и условия пользования жилым помещением у Уголькова А.В. имел бы правовое значение лишь в том случае, если бы при отсутствии такого изменения он не имел права претендовать на признание нуждающимся в жилом помещении.

Согласно п. 1.2 Решения Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 года № 63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площади жилого помещения" (с изменениями от 30 октября 2008 г.) учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

При площади проданной 1/4 доли жилого дома в размере 111,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес>, на семью Уголькова А.В. приходилось по 9,3 кв.м. общей площади (111,6 кв.м. : 4 : 3 члена семьи).

Таким образом, и при условии сохранения им за собой права собственности на указанную долю в домовладении семья Угольков А.В. имела право быть поставленной на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения и на признание его семьи, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Соответственно, заключение договора купли-продажи от 8 апреля 2010 1/4 доли в домовладении, расположенном по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес> не может расцениваться как ухудшение жилищных условий, влекущее отказ в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В настоящее время семья Уголькова А.В. зарегистрирована и проживает в комнате коммунальной квартиры общей площадью 24,78 кв. метров по адресу: г. Саратов, <адрес>, находящейся в собственности Уголькова В.Ф. и Угольковой Л.Ф. (по 1/2 доли у каждого) на основании договора купли-продажи квартиры от 11 ноября 2005 года. Таким образом, с учетом двух собственников, на праве пользования у каждого члена семьи приходится по 4,96 кв.м. (24,78 кв.м. : 5), а без учета таковых 8,26 кв.м. (24,78 кв.м : 3).

Довод представителя Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов», что при расчете обеспеченности жилой площадью необходимо учитывать и площадь, приходящуюся на одного члена семьи, по месту жительства Угольковых А.В. является несостоятельным, поскольку подобный принцип подсчёта общей площади законом не предусмотрен.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 49 и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, по смыслу которых принятие гражданина на учет нуждающихся и его дальнейшее обеспечение жилым помещением на условиях социального найма ставится в зависимость от возможности его признания малоимущим и от наличия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Между тем, помещение, расположенное по адресу:г. Саратов, ул. <адрес> занимается семьей Уголькова не по договору социального найма, а по согласованию с сособственниками этого помещения.

Необходимо учитывать, что оба жилых помещения расположены в различных населенных пунктах и не могли быть использованы семьёй заявителя одновременно. То есть Угольковы могли проживать как собственники по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, р.п. Новые Бурасы, <адрес>, где на каждого члена семьи приходится по 9,3 кв.м., либо на правах пользователей жилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> где на каждого члена семьи приходится от 4,96 до 8,26 кв.м.

Кроме того, представителем Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» не учитывается, что упомянутые выше помещения находились бы в пользовании семьи Угольковых по различным правовым основаниям. В первом случае в силу правомочий собственника на пользование своим имуществом, согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, во втором, в силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ на основании волеизъявления собственника предоставившего Угольковым право пользования жилым помещением. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ право пользования Угольниковых может быть прекращено по волеизъявлению собственников жилого помещения в любое время.

Следовательно, представителем ответчика допускается сложение безусловного права собственника на пользование принадлежащим им жилым помещением не ограниченного временем, и права пользователя жилым помещением, зависящего от волеизъявления собственника жилого помещения, которое может быть в любое время прекращено. Однако сложение различных по своей правовой природе прав, противоречит общим принципам гражданского законодательства.

При таком положении заявление является обоснованным и подлежит удовлетворении.

Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Уголькова Антона Валерьевича признать обоснованным.

Признать отказ Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включения в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильём молодых семей» (сообщение от 16 августа 2010 года № 14-14/7580 незаконным и обязать Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «город Саратов» устранить допущенные нарушения прав Уголькова Антона Валерьевича, Угольковой Наталии Сергеевны и Угольковой Василисы Антоновны по постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включения в качестве участников подпрограммы «Обеспечения жильём молодых семей».

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 9 ноября 2010 года.

Судья А.А. Сидоровнин