Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2010 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., с участием адвоката Молоковой В.М., представителя Правозащитного Центра «Мемориал» Бирюковой Ж.А. в интересах заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мохаммад Мансур Ахмад Хана о признании незаконным решения Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца о возложении обязанности рассмотреть ходатайство о предоставлении статус беженца и признании незаконным решения Федеральной миграционной службы России от 23 июля 2010 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
Мохаммад М.А.Х. обратился с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца о возложении обязанности рассмотреть ходатайство о предоставлении статус беженца и признании незаконным решения Федеральной миграционной службы России от 23 июля 2010 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года.
В судебное заседание заявитель не явился, но от него поступило заявление, в котором он просит разрешить вопрос по существу в своё отсутствие, допустив в дело для защиты его интересов представителя Правозащитного Центра «Мемориал» Бирюковой Ж.А. Протокольным определением суда, данное ходатайство было удовлетворено.
Представитель Федеральной миграционной службы России в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил и в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие, представителя указанного органа.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования своего доверителей. В обоснование указывают на то, что решением Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 11 мая 2010 года Мохаммад Мансур Ахмад Хану было отказано в рассмотрении по существу его ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Данный отказ был получен им 12 мая 2010 года и обжалован в вышестоящую инстанцию Федеральной Миграционной службы России, которая своим решением 23 июля 2010 года оставил жалобу без удовлетворения. Отказ в удовлетворении жалобы был получен заявителем 23 сентября 2010 года.
С решениями Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области и Федеральной Миграционной службы России заявитель не согласен, поскольку отказ дан со ссылкой на положения пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О беженцах» (если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ по ч. 1 ст. 322 УК РФ). Однако при этом не было учтено, что пересечение государственной границы Российской Федерации со стороны заявителей было вынужденным в силу чрезвычайных обстоятельств.
В ноябре 2006 года Мохаммад К.А.Х. и члены его семьи, в числе которых был и Мохаммад М.А.К. были вынуждены незамедлительно покинуть Афганистан в связи с тем, что в Афганистане существовала реальная опасность для их жизни по причине родовой вражды из-за раздела земельного участка. Они прибыли на территорию Таджикистана и проживали там до 2009 года. В Таджикистане всем членам семьи был присвоен официальный статус беженца по указанному основанию.
В ноябре 2009 года у них вновь возникла реальная угроза для их жизни по той же причине, и они были вынуждены бежать в Россию. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации было единственным способом избежать опасности.
24 января 2010 года, после пересечения границы Мохаммад К.А.Х. обратился в РОВД р/п. Озинки Саратовской области с изложением ситуации и просьбой оказать помощь им. Однако их продержали на морозе в течение 4-х часов, в результате переохлаждения мать и сноха умерли, так как сотрудник милиции отказался им помочь. При этом против всех членов семьи было возбуждено уголовное дело за незаконное пересечение границы.
Опасения заявителей за жизнь являются обоснованными, в случае их выдворения, они не смогут найти государственной защиты и вся семья будет убита по причине родовой вражды из-за раздела земельного участка. Обстановка в Афганистане не изменилась, что подтверждается общеизвестными фактами о нестабильности ситуации в стране.
Заявители полагают, что РФ должна соблюдать ст. 2 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» включающих право на жизнь.
Кроме того Управление федеральной миграционной службы по Саратовской области грубо нарушило нормы Административного Регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательств РФ о беженцах, которое выразилось в следующем.
После подачи ходатайства о признании беженцем сотрудники Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области по Саратовской области не провели опроса анкетирования, и не произвели обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования. Из смысла ФЗ «О беженцах РФ» процедура признания беженцем предусматривает не только подачу ходатайства о признании беженцем, но заполнение анкеты и проведение собеседований с оформлением опросных листов. Важными ее элементами являются: проверка достоверности полученных сведений о заявителе и прибывших с ним членов его семьи, обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для нахождения на ее территории, всестороннее изучение причин и обстоятельств, изложенных заявителем в ходатайстве. С этой целью привлекаются органы внутренних дел и служба безопасности, изучается обстановка в стране происхождения заявителя, сопоставляются факты обстоятельства, связанные с его ходатайством. Органы миграционной службы могут при необходимости затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия и. преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи.
Однако этого сделало не было. Поэтому заявитель не имел возможности изложить все обстоятельства, вследствие которых был вынужден покинуть Таджикистан, что могло быть учтено при разрешении ходатайства.
При рассмотрении жалобы Федеральной Миграционной службы России также не были приняты во внимание изложенные обстоятельства, не учтены, в том числе материальное состояние заявителя, состояние его здоровья и незнание законов Российской Федерации.
Представители Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области просят отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Заявитель обжаловал решение Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 11 мая 2010 года в Федеральную миграционную службу России, таким образом, выбрав возможность обжалования решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу в вышестоящий по подчиненности орган. Следовательно, в настоящее время заявитель должен обжаловать отказ Федеральной миграционной службы России в удовлетворении их жалоб.
Решение Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 11 мая 2010 года об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу являются законными и обоснованными.
1 марта 2010 года в отношении заявителей было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ. В ст. 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" самым первым основанием для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу является возбуждение уголовного дела за совершение преступления на территории Российской Федерации в отношении лица обратившегося с ходатайством. Указанное основание для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу предусмотрено и приказом Федеральной миграционной службы России от 5 декабря 2007 года № 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах». Законность решения Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 11 мая 2010 года подтверждается решением Федеральной миграционной службы России от 23 июля 2010 года, которым отказано в удовлетворении жалобы заявителей.
Кроме того, следует учитывать, что Управление Федеральной Миграционной службы Саратовской области было обязано разрешить заявление в десятидневный срок. Однако, нахождение заявителя под стражей в р/п. Озинки Саратовской области исключало возможность его опроса. Личные документы Мохаммад Мансур Ахмад Хан находились в распоряжении Управления Федеральной службы безопасности по Саратовской области и не были доступны для изучения сотрудникамУправления Федеральной Миграционной службы по Саратовской области.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании в ночь с 24 на 25 января 2010 года Мохаммад Мансур Ахмад Хан прибыл на территорию Российской Федерации.
Постановлением Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Саратовской и Самарской областям от 1 марта 2010 года в отношении Мохаммад Мансур Ахмад Хана было возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ по ч. 1 ст. 322 УК РФ, предусматривающей ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию.
Приговором Ершовского районного суда Саратовской области от 2 сентября 2010 года Мохаммад Мансур Ахмад Хан был признан виновным в совершении упомянутого выше преступления и ему назначено наказание в виде 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Судом был произведен зачет времени нахождения по стражей в срок отбывания наказания, и в связи с отбытием наказания заявитель был освобожден из-под стражи в зале суда. Приговор вступил в законную силу 11 ноября 2010 года.
21 апреля 2010 года Мохаммад Мансур Ахмад Хан обратился в Управление федеральной миграционной службы по Саратовской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
Решением Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области от 11 мая 2010 года ему было отказано в удовлетворении ходатайств, со ссылкой на положения пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О беженцах», предусматривающей обязательный отказ в рассмотрении ходатайства, если в отношении лица подавшего ходатайство возбуждено уголовное дело.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. Аналогичный порядок установлен и в п. 53 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (с изменениями от 22 января 2010 г.), утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 5 декабря 2007 года № 451.
Исходя из смыслового содержания упомянутых норм, гражданину предоставлено право выбора порядка обжалования решения территориального органа Федеральной миграционной службы в суд либо вышестоящий по подчиненности орган. Обращение в вышестоящий по подчиненности орган исключает возможность последующего обжалования того же решения территориального органа в суд. Однако в случае несогласия с решением вышестоящего по подчиненности органа, в данном случае Федеральной миграционной службы России, в суд может быть обжаловано решение этого вышестоящего органа.
Как установлено судом, заявитель использовал свое право на обжалование решений Управление федеральной миграционной службы по Саратовской области от 14 апреля 2010 года подав жалобу в Федеральную миграционную службы России. В таком случае, он утратил право обжаловать тоже решение в суд, но вправе обжаловать в судебном порядке решение от 23 июля 2010 года принятое по его жалобе Федеральной миграционной службой России.
Относительно довода о допущенных нарушениях Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, что не было учтено Федеральной Миграционной службы России при рассмотрении жалобы Мохаммад Мансур Ахмад Хан на решениеУправления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года, суд приходит к следующему,.
Последовательность административных процедур рассмотрения ходатайства указана в п. 25 - 40 названного регламента и действительно предусматривает проведение индивидуального собеседования, а также обязательного дактилоскопирования лица, обратившегося с ходатайством.
Вместе с тем из текстового содержания положений регулирующих процедуру рассмотрения ходатайства видно, что она рассчитана на присутствие лица, подавшего ходатайство в территориальном органе Федеральной миграционной службы, поскольку включает в себя обязанность после принятия документов, удостоверяющие личность заявителя, создание их ксерокопий, проверку тождественности личности предъявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе и т.п.
Как установлено судом Мохаммад Мансур Ахмад Хан направил ходатайства по почте и в тот же день на запрос Управления федеральной миграционной службы по Саратовской области поступило сообщение Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Саратовской и Самарской областям о наличии возбужденного уголовного дела в отношении Мохаммад Мансур Ахмад Хан, за совершение преступления на территории РФ по ч. 1 ст. 322 УК РФ.
Правовыми последствиями выявления факта возбуждения уголовного дела в силу п. 12 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О беженцах» является отказ в рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца по существу. При этом названные нормы не наделяют территориальный орган Федеральный орган миграционной службы полномочиями по проверке обоснованности возбуждения уголовного дела, тяжести содеянного, как ошибочно полагает заявитель, поскольку разрешение этих вопросов входит в компетенцию соответствующего суда. Положения упомянутых норм по своему смысловому содержанию, являются присекательными. Поэтому выявление любого обстоятельства влекущего отказ в рассмотрении ходатайства само по себе исключало необходимость дальнейшего осуществления процедуры рассмотрения ходатайства, установленной регламентом, как то проведение собеседования, дактилоскопирования, выяснение и учёт материального положения заявителя, состояния его здоровья и иные обстоятельства, на которые указывают представители Мохаммад Мансур Ахмад Хан.
В связи с чем, суд полагает правильным вывод Федеральной Миграционной службы России данный сделанный в решении от 23 июля 2010 года при рассмотрении жалобы Мохаммад Мансур Ахмад Хан об отсутствии оснований для отмены решения Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года.
При таком положении заявление Мохаммад Мансур Ахмад Хан нельзя признать обоснованным и оно не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Мохаммад Мансур Ахмад Хану отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца о возложении обязанности рассмотреть ходатайство о предоставлении статус беженца и признании незаконным решения Федеральной миграционной службы России от 23 июля 2010 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение Управления Федеральной Миграционной службы Саратовской области от 11 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 17 ноября 2010 года.
Судья А.А. Сидоровнин