признание решения общего собрания членов ТСЖ недействительным



+№ 2-№/10РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.11.2010г. г.Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи

Подветельновой О.М, при секретаре Смирновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бакановой Галины Николаевны, Баканова Александра Васильевича, Бакановой Ольги Александровны, Хованской Анны Максимовны, Хованской Ольги Геннадьевны, Хованского Максима Александровича к Товариществу собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья

УСТАНОВИЛ:

Истцы, Баканова Г.Н., Баканов А.В., Баканова О.А., Хованская А.М., Хованская О.Г., Хованский М.А. обратились с настоящим иском к Товариществу собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова ( далее ТСЖ № 5 ) и просили признать незаконным решение общего собрания членов товарищества собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова от 10 июля 2010г. в части повышения тарифов на текущий ремонт, на содержание жилья: вывоз ТБО, на содержание лифта и в части создания специального фонда с обязательными ежемесячными платежами в размере 0,1 руб. с квадратного метра общей площади квартиры, просили также признать незаконными результаты голосования по данным вопросам и отменить решение. В обоснование своих требований истцы указывают, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> <адрес>., обслуживание дома осуществляет Товарищество собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова. Истцы, Баканова Г.Н и Хованская А.М. являются членами ТСЖ № 5. 10 июля 2010г. по инициативе ТСЖ, состоялось общее собрание членов товарищества собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова, в форме заочного голосования, реализованного путем направления в адрес членов ТСЖ уведомлений и опросных листов. Согласно пункта пятого опросного листа, на повестку дня общего собрания был поставлен вопрос об установлении размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества. В пункте девятом опросного листа поставлен вопрос о создании фонда товарищества(резервный), об установлении обязательных платежей в данный фонд ежемесячно в размере 0,1 руб. с квадратного метра общей площади квартиры. Истцы полагают, что при проведении собрания и голосовании отсутствовал кворум, что законодатель не допускает проведение общего собрания в форме заочного голосования, что повышение размера платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества, создание специального резервного фонда необоснованно и незаконно.

Истцы Баканов А.В., Баканова О.А., Хованская О.Г., Хованский М.А. в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела без их участия.

Истцы Баканова Г.Н и Хованская А.М., действуя в своих интересах и на основании доверенностей в интересах членов своей семьи, поддержали иск, по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика, Товарищества собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова и третьего лица - Ассоциации товариществ собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова, по доверенности Гасоян Э.В. и Лещенко А.А. иск не признали, указывая, что общее собрание членов ТСЖ № 5 было проведено 10.07.2010года, в форме заочного голосования. Все члены ТСЖ были уведомлены о проведении собрании, путем направления заказным письмом уведомления и опросного листа, в который были включены вопросы, поставленные на повестку дня общего собрания: вопрос № 1: избрание председателем собрания Татаркова Г.Н., секретарём собрания Богучарскую И. В.; вопрос № 2: избрание счётной комиссии в составе Кошелькова В.В., Ипполитовой В.П., Кочелаевой А.В.; вопрос № 3: утверждение отчёта ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ за 2009 год; вопрос № 4: утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-5 на 2010 год; вопрос № 5: установление размера обязательных платежей для собственников помещений и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома; вопрос № 6: заключение договора с управляющим для осуществления правления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ №5, сроком на 1 год; вопрос № 7: о заключении договора с ТСЖ на оказание коммунальных услуг собственниками либо арендаторами нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ и оборудованных общедомовыми приборами учёта ХВС; вопрос № 8: о расчёте размера платы за коммунальные услуги (ХВС и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта ХВС и ГВС, исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждённых Саратовской городской Думой; вопрос № 9: о создании специального резервного фонда товарищества, установлении обязательных платежей в данный фонд ежемесячно в размере 0,1 рублей с кв. м. общей площади квартиры. Подсчёт голосов проводился счётной комиссией, результат которого был зафиксирован в протоколе заседания счётной комиссии и подтвердил наличие кворума при проведении общего собрания и голосовании по всем поставленным на повестку дня вопросам. После этого был оформлен протокол общего собрания членов ТСЖ № 5 Фрунзенского района от 10.07.2010г.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела и представленные суд документы, приходит к следующему.

Согласно п. 8.1. Устава ТСЖ № 5 и ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В силу ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Каждый член обладает на общем собрании количеством голосов, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 146 ЖК РФ и п. 8.1 Устава ТСЖ-5, общее собрание членов Товарищества может быть проведено, в том числе, посредством опроса в письменной форме членов Товарищества. Форму проведения собрания определяет лицо, по инициативе которого созывается общее собрание, либо правление.

Статья 146 ЖК РФ регламентирует порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Решения по вопросам указанным в повестке дня проводимого собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель,

В соответствии с пунктом 8.10 Устава ТСЖ № 5, решения, принятые на общем собрании членов Товарищества, должны быть занесены в протокол общего собрания членов Товарищества. Протокол общего собрания членов Товарищества подписывается председателем Правления и секретарём общего собрания членов Товарищества.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 30.06.2010года, в адрес членов ТСЖ № 5 были направлены уведомления и опросные листы (бланки для голосования) о проведении общего собрания членов ТСЖ в количестве 736 штук, в которых, указано дата проведения собрания, его форма проведения - заочное голосование, повестка дня общего собрания, порядок голосования, а также время и место ознакомления с необходимыми документами, которые будут утверждаться и учитываться при проведении общего собрания ( Т1, л.д.11, 157-201). Кроме того, собственникам нежилых помещений, являющимися членами ТСЖ № 5 уведомления и опросные листы также вручались нарочно, под роспись, в количестве 28 штук, о чём свидетельствует реестр членов ТСЖ № 5 нежилых помещений по оповещению и голосованию. Собственнику муниципального жилого фонда, в лице Администрации Фрунзенского района, так же вручалось уведомление и опросный лист. Всего было направлено 765 опросных листов. До окончания голосования возвратилось 194 опросных листов из которых следует, что участие в голосовании приняли 191 член ТСЖ № 5, что составляет 57% от общего числа членов ТСЖ №5, имеющих в собственности 26 356,7 кв. м., и подтверждает правомочность общего собрания.

10.07.2010года состоялось общее собрание членов ТСЖ № 5 Фрунзенского района г. Саратова в форме заочного голосования. Форма проведения собрания не противоречит положениям, закрепленным в ст. 146 п.6, 47ЖК РФ и Уставу ТСЖ «№ 5.

Подсчёт голосов проводился счётной комиссией, результат которого был зафиксирован в протоколе заседания счётной комиссии. После чего, был оформлен протокол общего собрания членов ТСЖ - 5 Фрунзенского района от 10.07.2010г.

По результатам общего собрания членов ТСЖ проводимого в форме заочного голосования большинством голосов приняты решения: вопрос № 1: избрание председателем собрания -Татаркова Г.Н., секретарём собрания Богучарскую И. В.; вопрос № 2: избрание счётной комиссии в составе Кошелькова В.В., Ипполитовой В.П., Кочелаевой А.В.; вопрос № 3: утверждение отчёта ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ за 2009 год; вопрос № 4: утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-5 на 2010 год; вопрос № 5: установление размера обязательных платежей для собственников помещений и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома; вопрос № 6: заключение договора с управляющим для осуществления правления многоквартирными домами, входящими в ТСЖ №5, сроком на 1 год; вопрос № 7: о заключении договора с ТСЖ на оказание коммунальных услуг собственниками либо арендаторами нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ и оборудованных общедомовыми приборами учёта ХВС; вопрос № 8: о расчёте размера платы за коммунальные услуги (ХВС и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта ХВС и ГВС, исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждённых Саратовской городской Думой; вопрос № 9: о создании специального резервного фонда товарищества, установлении обязательных платежей в данный фонд ежемесячно в размере 0,1 рублей с кв. м. общей площади квартиры.( л.д.Т.1 л.д.126-129).

Обсуждая доводы истцов о нарушении ответчиков порядка подсчета госов ми определения кворума, суд исходит из следующего. Изначально, при формировании ТСЖ, на собрании собственников помещений в многоквартирном доме голосование ведется с учетом количества "квадратных метров", принадлежащих каждому собственнику, по правилам статьи 45 ЖК РФ.

Впоследствии, после создания ТСЖ, утверждения Устава и регистрации ТСЖ, как юридического лица, общее собрание членов ТСЖ проводится по правилам, закрепленным в статье 146 ЖК РФ, где подсчет голосов происходит с учетом количества членов ТСЖ, проголосовавших за принятие данного решения, вне зависимости от количества принадлежащих собственникам помещений квадратных метров в доме. Количество голосов, которым обладает на общем собрании каждый собственник помещения в многоквартирном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч.3 ст.48 ЖК РФ).

Понятие доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме приведено законодателем в статье 37 ЖК РФ, а также в ст. 15 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", где указано, что эта доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Общее собрание собственников помещений правомочно (имеет кворум), если в нём приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Решения общего собрания собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников. Исключение составляют решения о реконструкции дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; пределах использования земельного участка, на котором расположен дом, в том числе введение ограничений пользования им, о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (ст.44 ч.2 п.п.1-3 ЖК РФ), которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников.

В соответствии со ст. 145 ч.2 ЖК РФ, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 28).

Согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Исходя из п. 31 указанных Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковыми для всех собственников помещений.

Положения, приведенных выше норм действующего законодательства позволяют суду сделать вывод о том, что общее собрание правомочно устанавливать размеры платежей. Понятие размера платежей предполагает установление определенной денежной суммы или порядка и ее исчисления. Однако как следует из протокола общего собрания от 10.07.2010г ( Т. 1 л.д.126-129) опросного листа ( Т. 1 л.д.29), на повестку дня общего собрания, пятым пунктом был поставлен вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление размера, поскольку ссылка на размер отсутствует как в опросном листе так и в протоколе общего собрания.

Изложенное свидетельствует о том, что решение общего собрания в части определения размера платежей без указания суммы или порядка исчисления этого размера противоречит действующему законодательству и указанным выше нормативно -правовым актам, что позволяет удовлетворить требования истцов о признании недействительным решения общего собрания в части установления размера платежей ха содержание и текущий ремонт общего имущества.

Вместе с тем, требования истцов о признании незаконным решения по вопросу девятому, о создании специального фонда, решения общего собрания в целом, результатов голосования, удовлетворены быть не могут, по следующим основаниям.

Согласно ст. 145 ч.2 ЖК РФ и Устава ТСЖ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, вопрос об образовании специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Представленные ответчиком доказательства того обстоятельства, что общее собрание членов ТСЖ № 5 от 10.07.2010г. было правомочно, что решение было принято при наличии кворума и большинством голосов, истцами опровергнуты не были. Показания допрошенных судом свидетелей, не повлияли на результаты голосования и правомочность общего собрания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бакановой Галины Николаевны, Баканова Александра Васильевича, Бакановой Ольги Александровны Хованской Анны Максимовны, Хованской Ольги Геннадьевны, Хованского Максима Александровича к Товариществу собственников жилья «№ 5 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным решения общего собрания членов товариществу собственников жилья, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение общего собрания членов товарищества собственников жилья № 5 Фрунзенского района г. Саратова от 10 июля 2010г. в части повышения тарифов на содержание жилья, вывоз ТБО и на содержание лифта, ремонт жилья

В остальной части иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: