признание права на пенсию



№ 2-2682/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07.12.2010г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Смирновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саратове гражданское дело по иску Чертовского Федора Федоровича к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на назначение пенсии по выслуге лет,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Чертовской Ф.Ф. в период с 05.08.1984года по 31.12.1998года проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации. Его выслуга на момент увольнения составила: в календарном исчислении - 14 лет 04 месяца, 6 дней, в льготном исчислении- 16 лет 00 месяцев 02 дня. В период с 05.08.1984года по 31.12.1998года истец являлся курсантом Рязанского Высшего Воздушно-Десантного командного училища им. Генерала армии Ф.Ф.Маргелова. В августе 2010года истец обратился в районный Военный комиссариат с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет со ссылкой на то обстоятельство, что период его обучения в училище должен засчитываться в выслугу лет в льготном исчислении ( 1 месяц службы за 1,5 месяца), что дает ему права на назначение пенсии по выслуге лет. В удовлетворении заявления, истцу было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что в период обучения истец относился к категории лиц, проходивших службу по призыву. Данная категория военнослужащих не наделена правом исчисления срока службы в льготном порядке, даже если их служба была связана с систематическим совершением прыжков с парашютом. Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии за выслугу лет, истец просил суд обязать ответчика включить в выслугу лет период обучения в Рязанском высшем воздушно-десантном училище с 05.08.1984г. по 28.09.1988г., в льготном порядке и признать за ним право на назначение пенсии по выслуге лет с 20.08.2010г

В ходе рассмотрения настоящего дела истец уточнил основания иска и указал, что кроме периода обучения в училище, в выслугу лет в льготном исчислении подлежат включению другие периоды службы, поскольку он проходил службу в должностях выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в воздушно-десантных войсках, согласно п. "г" ст. 3 постановления "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими годовых норм таких прыжков.

В судебном заседании истец, Чертовской Ф.Ф. поддержал требования, по изложенным в иске основаниям.

Представитель Военного комиссариата Саратовской области, просил в удовлетворении иска отказать, полагая, что истец пропустил срок исковой давности, а также по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1, до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, предусмотрено, что граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву. В соответствии с пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительная срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. В период обучения в училище истец был наделен статусом военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, данная категория военнослужащих не имеет права на льготное исчисление периода службы, даже если служба связана с систематическим совершением прыжков с парашютом. Одновременно представитель ответчика пояснила, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитан период службы истца в Могочинском районе Читинской области и в п. Магдагачи Амурской области, на основании п.п.»г»п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Выслуга лет истца составляет - 16 лет 00 месяцев 02 дня, что исключает возможность назначения пенсии за выслугу лет.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. "г" ст. 3 постановления "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими годовых норм таких прыжков.

При этом названное постановление и действующее законодательство не наделяет правом льготного исчисления выслуги лет лиц, проходящих военную службу по призыву.

Судом установлено, что истец, Чертовской Ф.Ф. в период с 05.08.1984года по 31.12.1998года проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации. Его выслуга на момент увольнения составила: в календарном исчислении - 14 лет 04 месяца, 6 дней, в льготном исчислении- 16 лет 00 месяцев 02 дня. В период с 05.08.1984года по 31.12.1998года истец являлся курсантом Рязанского Высшего Воздушно-Десантного командного училища им. Генерала армии Ф.Ф.Маргелова.

Согласно части 2 статьи 11 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Аналогичные положения сохранены в законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1, до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В частности, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", хотя и предусматривает единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, но разделяет военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы. (по призыву, по контракту).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 того же Закона, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительная срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Положения приведенных выше норм действующего на момент возникновения правоотношений, позволяют суду сделать вывод о том, что истец в период обучения в Рязанском Высшем Воздушно-Десантном командном училище, имел статус военнослужащих срочной службы, и выполнял программу парашютных прыжков, установленную для военнослужащих срочной службы, поэтому время прохождения им действительной военной службы в учебном заведении ВДВ засчитывается в календарном исчислении и в выслугу лет на льготных условиях для начисления пенсий зачету не подлежит.

Обсуждая требования истца о назначении ему пенсии за выслугу лет, суд также учитывает следующее.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями), право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу названной нормы право для назначения пенсии по выслуге лет возникает у военнослужащих по п.»а» ч.1 ст. 13, имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20лет и более. По пункту «б» ч.1 ст. 13 Закона право возникает при наступлении одновременно нескольких условий: увольнение с военной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями; достижение на день увольнения возраста 45 лет; наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.

Как следует из материалов личного дела, истец в возрасте 32 лет (19.09.1966года рождения) уволен из вооруженных сил, в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 30.10.1998года, исключен из списка личного состава части с 31.12.1998года, его выслуга лет в льготном исчислении на день увольнения составила 16 лет 00 месяцев 02 дня, что исключает возможность назначения пенсии за выслугу лет как по пункту «а»ч.1ст.13 Закона таки и по п.»б»ч.1ст.13 названного Закона.

Требования истца о назначении пенсии за выслугу лет, со ссылкой на то обстоятельство, что соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступило после увольнения со службы, не основано на законе, поэтому удовлетворению не подлежит, поскольку в п. "б" ст. 13 комментируемого Закона однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Вопрос о соотношении двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22 мая 1996 г. N 72-О, от 4 июня 1998 г. N 80-О, от 26 октября 1999 г. N 139-О и от 14 декабря 1999 г. N 206-О.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что комментируемый Закон является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. "а" ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. "б" ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).

Доказательств того, что выслуга лет произведена ответчиком неверно истцом представлено не было, напротив правильность исчисления выслуги лет подтверждается имеющимися в материалах личного дела военнослужащего Чертовского Ф.Ф, документами.

Согласно ст. 18 Закона « О пенсионном обеспечении военнослужащих …» в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" ч.1 статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 названного Закона.

Из материалов личного дела истца усматривается, что по основаниям, предусмотренным п.п. «г» п.3 названного Постановления, истцу в льготном порядке ( 1год службы за 1,5 года) засчитаны периоды прохождения службы в Могочинском районе Читинской области и в п. Магдагачи Амурской области.

Доказательств того, что другие периоды службы, подлежат зачету в выслугу лет в льготном исчислении, истцом представлено не было.

При этом не состоятельна ссылка истца как на доказательство возникновения права на исчисление периода службы в льготном порядке, на справку от 25.12.1996года, выданную ему командиром войсковой части №, в которой указано, что по состоянию на 01.12.1996года он имеет всего 82 прыжка с парашютом и что в текущем году денежное вознаграждение выплачено за 9 прыжков, по следующим основаниям.

Согласно п. "г" ст. 3 названного выше постановления "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 23 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими годовых норм таких прыжков.

Предоставленная суду справка не содержит сведений о периоде, за который произведен подсчет количества прыжков с парашюта, места службы, должности и выполнения требований о годовой норме таких прыжков, следовательно не может подтверждать того обстоятельства, что весь период службы истца или какой-либо из отдельных его периодов подлежит зачету в выслугу лет в льготном порядке.

Изложенное не позволяет суду удовлетворить требования истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Чертовскому Федору Федоровичу в иске к Военному комиссариату Саратовской области о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке периода обучения в Рязанском высшем воздушно-десантном училище с 05.08.1984г. по 28.09.1988г. и признании права на назначении пенсии за выслугу лет с 20.08.2010г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: