о признании незаконным решения комиссии



2-2825\10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М..,

при секретаре Кошкиной О.А.,

с участием истца Мешковой Н.В.

представителя ответчика Лежневой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешковой Натальи Васильевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии по возрасту,

УСТАНОВИЛ:

Мешкова Н.В. обратилась в суд и просит признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 25.05.2010г. №214 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части исключения периодов работы с 03.08.1987 г. по 11.07.1989 г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники; периодов - с 01.12.1990 г. по 27.11.1994 г. врачебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000 г. по10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005 г. по 12.05.2005 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и
Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 24.02.2010 г. с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов: с 03.08.1987 г. по 11.07.1989 г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники; периодов - с 01.12.1990 г. по 27.11.1994 г. в лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000 г. по 10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно- консультативный центр г. Саратова»; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005г. по 12.05.2005 г. Взыскать расходы по оплате госпошлины с ответчика, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 25.05.2010 г. № 214 отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, так как в стаж лечебной деятельности (протокол от 25.05.2010 г. № 883) не были включены следующие периоды:

с 03.08.1987 г. по 11.07.1989 г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники.

с 01.12.1990 г. по 27.11.1994 г. в лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000 г. по 10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры.

периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005 г. по 12.05.2005 г.

Отказ Кировского, Октябрьского и Фрунзенского пенсионного фонда в предоставлении пенсии, считает, незаконным и необоснованным, так как нарушено ее право на досрочную пенсию за 30 лет лечебной деятельности.

В ходе досудебной подготовки пор делу уточнила требования в части и просит признать незаконным решение Комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 25.05.2010 г. № 214 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части исключения периодов работы с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статиста хозрасчетной поликлиники,

периодов - с 01. 12.1990г. по 27.11.1994г. в лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994г. по 26.11.2000г., с 29.12.2000 г. по 10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры,

- периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005 г. по 12.05.2005 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 24.02.2010 г. с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов: с 03.08.1987 г. по 11.07.1989 г. в должности медицинского статиста хозрасчетной поликлиники; периодов - с 01.12.1990 г. по 27.11.1994 г. в лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000г. по 10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11. 04.2005 г. по 12.05.2005 г. Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей с ответчика.

В судебном заседании истица Мешкова Н.В. исковые требования в уточненном виде поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Лежнева Е.В. иск не признала, полагая, что оспариваемое истцом, решение комиссии по пенсионным вопросам, вынесено в соответствии с действующим законодательством. В обоснование своих возражений представила письменный отзыв, в котором ссылается что в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27. Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем законодательстве. Таким образом, право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью предоставляется не только лишь за осуществление определенной деятельности, но данная деятельность должна осуществляться в определенной должности и определенном учреждении здравоохранения, предусмотренном законодательством. Как отмечает Конституционный Суд РФ, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятны воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации |от 18 апреля 2006 года № 84-О и от 29 января 2009 года № 67-О-О). В статье 27 п.1 пп.20 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, в Списке профессий и должностей. ... утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06,09.1991г. № 464, в Списке должностей..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, в Списке должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 используется термин «учреждение». Таким образом, единственную организационно-правовую форму юридического лица, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пении по старости - «учреждение». При осуществлении пенсионного обеспечения УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском района г.Саратова руководствуется не только Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и соответствующими постановлениями, принятыми для его реализации, а всей системой законодательства в целом. Так, понятие «учреждение», в частности, раскрывается в гражданском законодательстве. В соответствии со ст. 114 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Таким образом, учреждение и предприятие являются различными организационно-правовыми формами юридического лица, имеющими различные цели и задачи. В соответствии с трудовой книжкой (дата заполнения 14.08.1980г.) Мешкова П.В. работала с 01.12.1990г. по 27.11.1994г. в должности медицинской сестры в Лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994г. по 26.11.2000г., с 29.12.2000г. по 10.04.2005г.. с 13.05.2005г. по 31.05.2008г. в должности медицинской сестры в Муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр», с 01.06.2008г. по 23.02.2010г. в должности медицинской сестры в Муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр». Таким образом, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в ММУП Лечебно-консультационный центр» деятельности, осуществляемой в поликлинике также не установлена. Кроме того, период работы в Лечебно-консультативном центре с 01.12.1990г. по 23.02.2010г. не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как ни Списком должностей..., Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, ни Списком Должностей и учреждений..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от ""19.10.2002г. № 781, ни Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999. №395, применяемой при отнесении учреждений к учреждениям здравоохранения при рассмотрении права на пенсию в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, не предусмотрен лечебно-консультационный центр. Необоснованна ссылка истицы на п. 8 раздела «Наименование учреждений» Списка (должностей и учреждений..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10,2002г. №781. Пункт 8 не просто предусматривает центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а содержит исчерпывающий перечень таких центров, который расширительному толкованию не подлежит. Независимо от наименования предусмотрены только центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лечебно-консультативный центр является муниципальным, следовательно не подпадает под данное положение. Среди иных центров, строго предусмотренных п.8, лечебно-консультативный центр не значится. Кроме того и Устав ММП «Лечебно-консультативный центр» от 28.11.1994г. и Устав ММУП «Лечебно-консультативный центр» от 2008г. указывает, что данное предприятие является коммерческой организацией, целью которого кроме сохранения и укрепления здоровья населения является извлечение прибыли; среди направлений деятельности кроме медицинского обслуживания предусмотрено:

- оказание комплекса сопутствующих лечению и оздоровлению бытовых, коммунальных, торговых, страховых, сервисных, социально-психологических и других услуг;

- развитие и внедрение новых видов и форм платных медицинских услуг;

- купля, продажа лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, очков и оправ;

- проведение на базе ЛКЦ научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины и здравоохранения;

- редакционно-издательская деятельность в части выпуска медицинской литературы по различным направлениям.

Таким образом, Лечебно-консультативный центр не является учреждением и по своим основным направлениям деятельности не тождественен учреждениям здравоохранения, предусмотренным Списками должностей и учреждений. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.05.1984г. по 14.06.1984г., с 27.11.2000г. по 28.12.2000г.. с И.04.2005г. по 12.05.2005г. не могут быть засчитаны в стаж лечебной деятельности. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы (т.е. периодов осуществления трудовых функций, обязанностей). Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации данными Правилами не предусмотрено. В соответствии с п. 2 выше указанных Правил... при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами..., применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены. Аналогичные нормы имели место в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Таким образом, курсы повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, так как являются лишь условием для осуществления трудовых функций, а не осуществление самих функций. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 судам предоставлено право решать вопрос о тождественности вида учреждения с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором работал истец, выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем учреждениям и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ данным правом не наделены и вопрос о назначении или отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости решается ими на основании представленных заявителем документов в соответствии с законодательством. Таким образом, действия ответчика по не включению в стаж лечебной деятельности спорных периодов работы Мешковой Н.В. законны и обоснованны. Учитывая, что стаж лечебной деятельности Мешковой Натальи Васильевны па дату обращения, то есть на 24.02.2010г. составил 9 лет 4 дня по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, 10 лет 11 месяцев 13 дней с учётом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то решение Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова об отказе Мешковой Наталье Васильевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ законно и обоснованно.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонами не оспаривается факт обращения истца за назначением досрочной пенсии по старости, в связи лечебной деятельностью 24.02.2010 г. Следовательно, на Мешкову Н.В. распространяются положения Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 ст. 7 названного Закона, право на трудовую пенсию имеют женщины достигшие возраста 55 лет.

Вместе с тем, Законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан.

Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщинами возраста 55 лет, если они являются лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.

Пунктом 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Как видно из обжалуемого решения от 25.05.2010 г. № 214, причиной отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости послужило отсутствие необходимой продолжительность стажа лечебной деятельности составляющего, по мнению комиссии 9 лет 4 дня стажа по нормам п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 ФЗ « О Трудовых пенсиях в РФ», исчисленного по постановлению Правительства РФ от29.10.2002г. № 781, и 10 лет 11 месяцев 13 дней стажа дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.

При этом Мешковой Н.В. отказано во включении в стаж, периодов работы с с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статиста хозрасчетной поликлиники, периодов - с 01.12.1990г. по 27.11.1994г. в лечебно-консультативном центре в должности медицинской сестры, с 28.11.1994г. по 26.11.2000г., с 29.12.2000г. по 10.04.2005г., 13.05.2005г. по 31.05.2008г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» медицинской сестры, с 01.06.2008г. по 23.02.2010г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры, а так же периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984г. по 14.06.1984г., с 27.11.2000г. по 28.12.2000г., с 11. 04.2005г. по 12.05.2005г. (л.д.13-17).

Так как Мешкова Н.В. обратилась за назначением пенсии 24.02.2010г., при решении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии ответчик обосновано руководствовался Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781, поскольку при его принятии были признаны недействующими, все ранее принятые постановления Правительства, регулирующие порядок и условия, включения в стаж, времени работы лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность.

Согласно абз. 2 п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

Однако, исключение периодов работы истца с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники является незаконным, так согласно пп. 20 ч.1 ст. 27 закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» пенсия медицинским работникам назначается за осуществление лечебной и иной деятельностью, связанной с охраной здоровья граждан.

До 01.11.1999 года действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, согласно которого назначение пенсии за выслугу лет производилось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности - лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. При этом в данном постановлении не указывались должности относящиеся к среднему медицинскому персоналу.

Письмом Министерства труда и соц. развития от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. № 06-25/8625 «О исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет...» предусматривалось применять номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденного приказом Минздрава России от 15.10.1999 года. Согласно данному приказу (приложение № 3) к среднему медицинскому персоналу отнесен медицинский статистик.

Далее, Приказом Минздрава от 22.01.2001 года № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения систем стандартизации в здравоохранении» определен стандарт требований к персоналу (группа 4), где указывается, что к среднему медицинскому персоналу относятся медицинские работники, имеющие диплом об окончании среднего специального медицинского учебного заведения по специальности медицинская сестра.

Судом установлено, что Мешкова Н.В. имеет диплом об окончании медицинского училища по специальности медицинская сестра, давало ей право на занятие должности медицинский статистик. Таким образом, период с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники подлежит включению в стаж дающий право на получение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Исключение ответчиком периодов работы истца с 01.12.1990 г. по 27.11.1994г. в лечебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000 г. по 10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно- консультативный центр г. Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры не основано на законе по следующим основаниям.

До 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, согласно которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной работы в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности.

Хозрасчетная поликлиника была создана, на основании приказа Саратовского Управления отдела здравоохранения от 12.11.1990 г. № 139, согласно которому она была преобразована в лечебно-консультативный центр г. Саратова. В этом статусе существует и до настоящего времени. Однако переименование лечебного учреждения не повлияло на изменение целевого назначения создания предприятия, основная цель его создания - оказание квалифицированной медпомощи. Более того, с момента создания и до настоящего времени учреждение является подведомственным городскому комитету здравоохранения г. Саратова, о чем свидетельствует Решение Саратовской городской Думы от 29.11.2007 г. № 22-216 (осуществляет полномочия администратора доходов, полученных от оказания услуг муниципальными учреждениями и предприятиями здравоохранения), Устав (утвержден комитетом здравоохранения г. Саратова).

После 01.11.1999 г. вступило в действие Постановление Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка...», где уже конкретизируются лечебные учреждения. В п. 7 центры (наименование учреждения) - указывается на наличие центров осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичная норма прописана в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в п. 8.

Согласно Уставу предприятие учреждено от лица муниципального образования г. Саратов, в лице городского комитета здравоохранения, который является органом власти субъектов РФ.

Предприятие создано как лечебно-консультативный центр с целью оказания высококвалифицированной медицинской помощи и проведению мероприятий по профилактике заболеваний. Доказательством являются наличие лицензий на осуществление исключительно медицинскую деятельность; штатные расписания, где указано, что возглавляет учреждение главный врач со специальным профессиональным образованием, который подчиняется непосредственно председателю комитета здравоохранения, и наличие в нем медицинского персонала соответствующего по полноте содержания любому лечебному учреждению. А также должностные инструкции и приказы о направлении на курсы усовершенствования, поскольку медицинские работники не имеют право допуска к занятию должности без периодического подтверждения своей квалификации как специалиста.

Истец работает в данном лечебном учреждении с 1983 года и по настоящее время, выполняя функциональные обязанности медицинской сестры, и поскольку характер работы по профилю не изменился, то изменение наименования поликлиники в центр не носит принципиального значения, а значит, не исключает права на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ в п. 9 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» при рассмотрении делами в судах, следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности -решается по конкретным обстоятельствам каждого дела (характеру и специфики, условий осуществляемой работы, выполнения функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности предприятия)

Таким образом, эти периоды работы должны быть учтены при назначении досрочной трудовой пенсии.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005 г. по 12.05.2005 г.подлежат включению в стаж лечебной деятельности, поскольку согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

А согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995г. № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников.

Судом установлено, что во всех случаях направления истца на курсы усовершенствования ей оформлялось командировочное удостоверение, сохранялось место работы и средняя заработная плата, а, следовательно, производились отчисления, в том числе и в пенсионный Фонд, данные обстоятельства никем не оспаривались.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, периоды работы с 03.08.1987 г. по 11.07.1989 г. в должности медицинского статистика хозрасчетной поликлиники; периодов - с 01.12.1990 г. по 27.11.1994 г. врачебно-консультативном центре, с 28.11.1994 г. по 26.11.2000 г., с 29.12.2000 г. по10.04.2005 г., 13.05.2005 г. по 31.05.2008 г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова», с 01.06.2008 г. по 23.02.2010 г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова»; - периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984 г. по 14.06.1984 г., с 27.11.2000 г. по 28.12.2000 г., с 11.04.2005 г. по 12.05.2005 г. подлежат включению в стаж работы дающий право на досрочную пенсию по старости.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 25.05.2010г. № 214 об отказе Мешковой Наталье Васильевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части исключения периодов работы с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статиста хозрасчетной поликлиники, периодов - с 01. 12.1990г. по 27.11.1994г. в лечебно-консультативном центре в должности медицинской сестры, с 28.11.1994г. по 26.11.2000г., с 29.12.2000г. по 10.04.2005г., 13.05.2005г. по 31.05.2008г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г.Саратова» в должности медицинской сестры, с 01.06.2008г. по 23.02.2010г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры, а, так же периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984г. по 14.06.1984г., с 27.11.2000г. по 28.12.2000г., с 11.04.2005г. по 12.05.2005г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Мешковой Наталье Васильевне досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии с 24.02.2010г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов: с 03.08.1987г. по 11.07.1989г. в должности медицинского статиста хозрасчетной поликлиники, периодов - с 01.12.1990г. по 27.11.1994г. в лечебно-консультативном центре в должности медицинской сестры, с 28.11.1994г. по 26.11.2000г., с 29.12.2000г. по 10.04.2005г., 13.05.2005г. по 31.05.2008г. в муниципальном медицинском предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» медицинской сестры, с 01.06.2008г. по 23.02.2010г. в муниципальном медицинском унитарном предприятии «Лечебно-консультативный центр г. Саратова» в должности медицинской сестры, а так же периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.05.1984г. по 14.06.1984г., с 27.11.2000г. по 28.12.2000г., с 11. 04.2005г. по 12.05.2005г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Мешковой Натальи Васильевны 200 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения 17 декабря 2010года.

Судья И.М. Садовая