о взыскании права на вторую пенсию



№2-2742/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М..,

при секретаре Кошкиной О.А.,

с участием представителя истца Журавлева А.С.,

представителя ответчика Лежневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ждановой Антонины Ивановны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о признании права на вторую пенсию, возобновление выплаты пенсии по старости и выплате задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Жданова А.И. обратилась в суд и просит признать за ней право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г. Саратова возобновить выплату пенсии по старости с 1 января 2007 года с последующей индексацией и другими пересчетами в соответствии с действующим законодательством. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г. Саратова выплатить единовременно в пользу Ждановой Антонины Ивановны образовавшуюся задолженность с 1 января 2007 года по настоящее время, требования мотивирует тем, что она является вдовой капитана 2 ранга ФИО6, который относился к категории ветеранов подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, по подпункту «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года № 2123-1. Его служба была связана с непосредственными испытаниями ядерного оружия, в результате чего он подвергался воздействию радиации и, как следствие, был признан инвалидом 2-ой группы. Заболевание, приведшее к инвалидности, - «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска» подтверждается заключением медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска. В 1994 году ее супруг был уволен из Военно-Морской Флот Российской Федерации, находился на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Саратовской области и получал пенсию за выслугу лет (подтверждается пенсионным удостоверением). С 1 марта 2001 года и до момента смерти, наступившей 05 сентября 2006 года, ему выплачивалась надбавки к пенсии как инвалиду от военной травмы. 17.11.2004 года ее супругу было выдано удостоверение инвалида о праве на льготы серия XVI № 152695 бессрочно с предоставлением льгот и преимуществ, установленных законодательством для инвалидов Отечественной войны.

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов вынесено заключение, что причина смерти ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. С 1983 года истица вышла на пенсию и ей выплачивалась пенсия по старости, размер которой на момент смерти мужа в сентябре 2006 года составлял 2140,06 руб. С момента выхода на пенсию она находилась на иждивении мужа и по настоящее время не работает. После смерти мужа создалось положение, в котором ее пенсия по старости покрывала лишь счета за жилье и коммунальные услуги. 20.09.2006 года она обратилась в военный комиссариат Саратовской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца по линии МО РФ с представлением сообщения Начальника ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Саратова о прекращении выплаты мне пенсии по старости с 01 октября 2006 года.

Полагая, что она имеет право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и трудовой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ, с 2007 года неоднократно обращалась к инспекторам ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г.Саратова с просьбой о возобновлении выплаты пенсии по старости, как второй пенсии, наряду с получением пенсии по случаю потери кормильца по линии МО РФ.

18 августа 2010 г. в связи с очередным отказом инспектора она обратилась к начальнику ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г. Саратова с просьбой о рассмотрении вопроса о возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости по линии ПФР по пенсионному законодательству Российской Федерации.

Ответчик отказал в назначении второй пенсии по тем основаниям, что правовой статус ее мужа не относится к категории граждан, умерших вследствие причин, связанных с военной травмой, кроме того, семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска, права на получение двух пенсий по статье 29 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г. № 1244-1 по мнению ответчика не имеют. Данный отказ считает незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе досудебной подготовки 29.11.2010г. представителем истца Журавлевым А.С. представлено уточненное исковое заявление, в котором истец просит признать за право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г. Саратова возобновить выплату пенсии по старости Ждановой Антонине Ивановне с 1 октября 2006 г. с последующей индексацией и другими пересчетами в соответствии с действующим законодательством, а также выплатить единовременно в пользу Ждановой Антонины Ивановны образовавшуюся задолженность с 1 октября 2006 г. по настоящее время.

В ходе досудебной подготовки 06.12.2010г. представителем истца Журавлевым А.С. представлено уточненное исковое заявление, в котором истец просит признать за право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и пенсии по старости по линии Пенсионного фонда РФ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районе г. Саратова возобновить выплату пенсии по старости Ждановой Антонине Ивановне с 1 декабря 2010 г. с последующей индексацией и другими пересчетами в соответствии с действующим законодательством, а также выплатить единовременно в пользу Ждановой Антонины Ивановны образовавшуюся задолженность с 1 октября 2006 г. по 1 декабря 2010г.

Истица Жданова А.И. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.( л.д.26 )

В судебном заседании представитель истца Журавлев А.С. исковые требования в уточненном виде поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Лежнева Е.В. в судебном заседании иск не признала, предоставила письменные возражения, в которых указывает, необоснованными являются доводы истца о том, что Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1, распространив действие положений Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, наделило членов их семей правом на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом.

В соответствии с вышеуказанным постановлением действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

Так, Постановлением определенной категории установлен определенный перечень гарантий: лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы; лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1-3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Таким образом, семьи, потерявшие кормильца, выделены в отдельную категорию получателей льгот, однако часть 3 статьи 29 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на них не распространена, следовательно право назначения им двух пенсий вышеуказанным Постановлением не предусмотрено.

Необоснован довод истца о праве на получение двух пенсий в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца) (в ред. Федерального закона от 21.12.2006г. № 239-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007г.).

Таким образом, поскольку Жданова А.И. право на две пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не имеет, то право на две пенсии должно определяться в соответствии с законодательством Военным комиссариатом, о чем выдается справка установленного образца.

Так, Письмом МВД РФ от 26.04.2007г. № 1/3315, Минобороны РФ от 02.05.2007г. № 180/4/1-483, ПФ РФ от 02.05.2007г. № ГБ-25-26/4730 «О форме справки, выдаваемой гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1» утверждена справка, которая выдается уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и подтверждает, что указанное в справке лицо относится к категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных частью второй статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

Таким образом, при обращении за назначением второй пенсии в территориальные органы ПФР кроме документов, предусмотренных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27.02.2002 г. № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», необходимо предоставить вышеуказанную справку.

В соответствии со статьей 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Как указано в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку Жданова А.И. не обращалась в установленном законом порядке в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, к которому были бы приложены все необходимые документы, в том числе и справка из Военного комиссариата, то требование о назначении трудовой пенсии по старости с 01.10.2006г. является незаконным. Следует отметить, что в соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. Поскольку УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова не отказывало в назначении пенсии по старости Ждановой А.И. в установленном Федеральным законом РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ порядке (не выносилось решение), соответственно ее прав не нарушало. Кроме того, до 2010г. Жданова А.И. по вопросу назначения пенсии по старости в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова не обращалась.

Более того, требование о назначении трудовой пенсии по старости с 01.10.2006г. является незаконным, поскольку законодательством, действовавшим на 01.10.2006г., право на две пенсии в соответствии с Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предоставлялось только женам лиц, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. И только Федеральным законом от 21.12.2006г. № 239-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007г., были внесены изменения в статью 7 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 и право было предоставлено женам лиц, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, то есть расширен круг лиц, имеющих право на две пенсии.

Также следует отметить, что согласно ответа Военного комиссариата Саратовской области от 10.12.2010г. № 862 Жданова А.И. неоднократно обращалась к ним за выдачей справки, подтверждающей право на получение двух пенсий, однако ей, в соответствии с законодательством РФ, было отказано.

Третье лицо Военный комиссариат Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав участников процесса, обозрев материалы пенсионного дела Ждановой А.И., личное дело ФИО6 БС-112923, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений по делу.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным Законом.

При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе и стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсий, и действовал до дня вступления в законную силу названного выше Федерального закона (п.9 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1(часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указанный Закон РФ определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная настоящим Законом (в редакции Федеральных законов от 21 декабря 2006 года №239-Ф3, от 03 декабря 2007 года №319-Ф3, от 08 мая 2008 года №64-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что между Ждановой А.И. и ФИО6 был зарегистрирован брак 15.01.1957г., что подтверждается свидетельством о браке ( л.д.9),Жданову Ю.Г. по линии МО РФ была назначена пенсия за выслугу лет с 01. 07.1996г.( л.д. 10), ФИО6 являлся ветераном подразделения особого риска, принимавшего непосредственное участие в принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, по подпункту «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года № 2123-1. Его служба была связана с непосредственными испытаниями ядерного оружия, в результате чего он подвергался воздействию радиации и был признан инвалидом 2-ой группы, что подтверждается удостоверением (л.д. 11),имел право на льготы предусмотренные ст. 14 Закона РФ « Ветеранах» (л.д. 12).

Согласно справки МСЭ № 726027 от 26. 02. 2001г. ему была установлена 2 группа инвалидности, по причине связанной с участием в действии подразделения особого риска (л.д.13).

05.09.2006г. ФИО6 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 14).

Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 26.09.2007г. № 667 вынесено заключение, что причина смерти ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), суд приходит к выводу о возможности признания за Ждановой А.И. права на получение одновременно пенсии по случаю потери кормильца и трудовой пенсии по старости на основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Поскольку после вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. К ним в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» отнесены граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах. Действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на данную категорию лиц в пределах, установленных настоящим Постановлением.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (действие которой (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой) согласно пункту 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 распространено на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска), назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, статья 37, часть 3, статья 39 часть 1).

Европейский Суд, рассматривая дело «Септа против России» (решение Европейского Суда по правам человека от 15.02.2007г.) указал в своем решении, что одним из фундаментальных аспектов верховенства закона является принцип правовой определенности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П отмечено, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1,2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

При рассмотрении исковых требований суд учитывает также положения статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обращение за назначением пенсии носит заявительный характер. Днем обращения, за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе и случае: утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрены случаи восстановления выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.

Часть 4 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что прекращение или восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения на основании пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены соответствующее заявление пенсионера и все необходимые документы.

Часть 5 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) ее размер не достигает размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), установленного на день прекращения выплаты указанной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), пенсионеру восстанавливается трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

В судебном заседании установлено, что в материалах пенсионного дела Ждановой А.И. № 42088 имеется заявление, датированное 14.09.2006г. о прекращении выплаты пенсии с 01.10.20106г., в связи с переходом на получение пенсии по линии военкомата за восстановлением выплаты пенсии Жданова А.И. обратилась к ответчику 18.08.2010г. (л.д.18-19), однако ответчик неправомерно отказал ей в восстановлении выплате пенсии по старости, о чем свидетельствует ответ (л.д.20), а потому исковые требования в части взыскания задолженности подлежат удовлетворению частично за период с 01.09.2010г. по 01.12.2010г., в остальной части исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Ждановой Антониной Ивановной право на одновременное получении двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации и пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова возобновить выплату пенсии по старости Ждановой Антонине Ивановне с 1 декабря 2010 года с учетом индексации и других перерасчетов.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова выплатить единовременно в пользу Ждановой Антонины Ивановны образовавшуюся задолженность с 1 сентября 2010 года по 1 декабря 2010 года.

В остальной части иска - отказать

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения 20 декабря 2010года.

Судья И.М. Садова