о взыскании денежных средств



Дело № 2-2736/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2010 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Литвиновой М.В.,

при секретаре Лосенковой С.А.,

с участием истца Бригинец Н.С.,

представителя истца Кибальник В.С.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Бунтяковой Т.Н.,

представителя третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Саратовской области Федюкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по иску Бригинец Николая Степановича к Государственному учреждению - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, третье лицо - Филиал Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования в г. Балашове, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Саратовской области, Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о взыскании денежных средств по выплате компенсации стоимости санаторно-курортной путевки за 2008 год, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бригинец Н.С. обратился в суд с иском к Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, третье лицо - Филиал Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Саратовской области о признании действий незаконными в части не предоставления ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации стоимости санаторно-курортной путевки в размере 13629 руб., морального вреда в размере 20000 руб., обосновывая требования тем, что является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в силу Федерального закона № 122 «О социальной защите инвалидов» от 22.08.2004 г. имеет право на ежегодное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Им добросовестно выполнен обязательный порядок для реализации своего права на санаторно-курортное лечение, все необходимые документы были предоставлены ответчику. Однако путевка в 2008 г. истцу предоставлена не была. В апреле 2009 года Бригинец Н.С. обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов на санаторно-курортное лечение за 2008 г., однако расходы не возмещены. Считает, что Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации грубо нарушены нормы Федерального закона № 122, статей 18, 39, 41 Конституции Российской Федерации, а также материальные права, нематериальные блага и личные неимущественные права истца. Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.11.2007 г. № 683 установлен размер одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях - 649 рублей. Из медицинских документов следует, что истец имел право на получение путевки в 2008 г., поэтому в связи с не предоставлением путевки понес убытки в размере 13629 рублей (649 руб. х 21 день). Моральный вред в размере 20000 рублей, обосновывает тем, что не получил квалифицированного медицинского лечения в условиях санатория и его физические, нравственные страдания причинили ему существенный вред. Именно санаторно-курортное лечение позволяет истцу не испытывать дополнительные боли и позволяет поправить здоровье, в связи с чем, обратился в суд с иском, просит признать действия ответчика об отказе компенсировать истцу не предоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение - незаконным; обязать ответчика выплатить убытки в размере 13629 рублей, моральный вред - 20 000 рублей.

В судебном заседании Бригинец Н.С. и его представитель Кибальник В.С., действующий по доверенности, отказались от части исковых требований, а именно: от признания незаконным действий ГУ - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе компенсировать предоставление ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение, в связи, с чем судом был принят отказ от части заявленных требований и производство по делу в части признания незаконными действий ответчика определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 21.12.2010 г. прекращено. Истец, уточнив исковые требования, просил взыскать с ответчика в его пользу денежные средства по выплате компенсации стоимости санаторно-курортной путевки за 2008 год - 13629 руб., моральный вред в размере 10000 руб., обосновывая требования тем, что Бригинец Н.С. является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в силу Федерального закона № 122 «О социальной защите инвалидов» от 22.08.2004 г. имеет право на ежегодное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Им добросовестно выполнен обязательный порядок для реализации своего права на санаторно-курортное лечение, все необходимые документы были предоставлены ответчику. Однако путевка в 2008 г. истцу предоставлена не была. В апреле 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов на санаторно-курортное лечение за 2008 г., но расходы не возмещены. Считает, что Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации грубо нарушены нормы закона № 122, Конституции Российской Федерации, а также материальные права, нематериальные блага и личные неимущественные права истца. Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.11.2007 г. № 683 установлен размер одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях - 649 рублей. Из медицинских документов следует, что истец имел право на получение путевки в 2008 г., в связи с ее не предоставлением понес убытки в размере 13629 руб., из расчета расходов по 649 руб. в день за 21 день. Моральный вред в размере 10000 руб., обосновывая тем, что не получил квалифицированного медицинского лечения в условиях санатория и его физические и нравственные страдания причинили ему существенный вред. Именно санаторно-курортное лечение позволяет истцу не испытывать дополнительные боли и позволяет поправить его здоровье. Также Бригтнец Н.С. пояснил, что в 2008 г. не получал уведомление о предоставлении дополнительной медицинской справки, ввиду истечения шестимесячного срока действия, а, кроме того, телефон, указанный в письме Фонда 60-5-60 никогда истцу не принадлежал, а, следовательно, его никто не извещал о предоставлении путевки в санаторий «Октябрьское ущелье» с 28 ноября 2008 г.

Представитель Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Бунтякова Т.Н., действующая по доверенности, исковые требования Бригинец Н.С. не признала, считает их, не подлежащими удовлетворению, полагая, что Государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу. При этом пояснила, что Бригинец Н.С., являясь инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, имел право в 2008 году на получение набора социальных услуг в натуральном выражении, в состав которых входит и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 осуществление мер социальной поддержки гражданам, являющимся инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Статьей 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования предоставления социальных услуг отдельных категорий граждан, в том числе граждан, являющихся инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктами 1 и 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004г. № 864, установлено, что финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с пунктом 4 Правил от 29.12.2004г. № 864, в целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1997г. № 178-ФЗ на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность (дополнительная) по распределению гражданам отдельных категорий, к которым относится и Бригинец Н.С, путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета Фонду для этих целей. Согласно статье 2 Федерального закона от 14.02.2010 г. № 8-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год» исполнение бюджета утверждено, то есть финансовый год «закрыт», средства на финансирование путевок за этот год отсутствуют. В пределах средств, выделенных Фонду из федерального бюджета, отделение заключает Государственные контракты с санаторно-курортными учреждениями, ставшими победителями конкурсного отбора в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», осуществляет оплату стоимости путевок, ставших предметом контракта. Гражданам, обратившимся за получением путевок в установленном порядке, при наличии всех необходимых документов, в пределах осуществленного финансирования выделяется путевка. Цель рекомендуемого лечения в санаториях и курортах и предоставление им путевки в оздоровлении граждан, а не в улучшении их материального положения за счет компенсации их стоимости. Также представитель ответчика Бунтякова Т.Н. пояснила, что 24.12.2009 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области заключено соглашение о передаче Правительству Саратовской области осуществления полномочий, в том числе и по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение инвалидам за счет средств федерального бюджета. В соответствии с указанным соглашением Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 2010 г. не финансируется средствами из федерального бюджета, в том числе и на обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Таким образом, Отделение не может ответить по обязательствам Российской Федерации в 2008 г. по требованиям истца. Статья 6 Федерального закона от 21.07.2007г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» устанавливал финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов. Закон не предусматривал расходы на компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение в 2008 году (так же, как и на последующие), хотя с 2002 г. по 2004 г. закон давал прямое указание на компенсацию неиспользованной путевки именно инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., на который ссылается истец, внес изменения в законодательные акты Российской Федерации относительно социальной защиты населения, в связи, с чем изменена система льгот гражданам, имеющим на них право. По выбору граждан они могут являться получателями единой денежной выплаты либо социального пакета услуг в натуральном выражении. Указанным законом отменена возможность компенсации стоимости неиспользованной путевки на санаторно-курортное лечение, в связи, с чем Бригинец Н.С. не имеет правового основания требовать компенсации стоимости неиспользованной путевки на санаторно-курортное лечение. В 2008 г. право истца на санаторно-курортное лечение отделением нарушено не было. Предоставление гражданам льготной категории путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний. Бригинец Н.С. обратился в Филиал № 8 Отделения с заявлением о предоставлении путевки 15.01.2008 г., предоставив при этом медицинскую справку для получения путевки формы 070/у-04, действующей только до 14.07.2008г., с показаниями лечения в санаториях Южного берега Крыма, Кисловодска. Наличие указанной справки для решения вопроса о выделении путевки является необходимым условием, так как состояние здоровья инвалида может меняться и, соответственно, могут меняться медицинские показания или противопоказания на санаторно-курортное лечение. Однако, в 2008 году ни одной путевки в указанные санатории в Филиал № 8 (г. Балашов) не поступало. Кроме того, Филиалом № 8 Отделения уведомлением от 19.11.2008 г. было предложено истцу получить путевку в местный санаторий ЗАО «Санаторий Октябрьское ущелье», при условии предоставления новой справки для получения путевки формы 070/у-04. Бригинец Н.С. не воспользовался указанным предложением, не обновил необходимую справку, а, следовательно, с 14.07.2008 г. Бригинец Н.С. не имел медицинских показаний на лечение в санаториях, в связи, с чем и право его на санаторно-курортное лечение Отделением нарушено быть не могло. Полагает, что не подлежит взысканию компенсация морального вреда, поскольку Отделение не допускало умышленных, виновных действий. Действующее законодательство о социальной защите инвалидов не содержит нормы, предусматривающие компенсацию морального вреда по настоящим спорам.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Саратовской области - Федюкина А.А., действующая по доверенностям, пояснила, что согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, или казны муниципального образования. Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со статьей 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101 (с изменениями от 02.08.2005 г.) Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих ровней, других фондов. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, с изменениями от 24.05.2010 г., путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Пункт 3.7 данного Порядка указывает, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с изменениями от 22.07.2008 г.) установлено, что в 2008 г. и в плановый период 2009 г. и 2010 г. Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов», Фонд вправе осуществлять в 2010 г. финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 864 (с изменениями от 03.09.2010 г.), установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Пункты 19, 20, 21 Правил предусматривают, что Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда, которые представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал. Полагает, что в случае установления незаконности действий сотрудников Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, отсутствуют основания для взыскания компенсации неполученной путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств казны Российской Федерации, а при решении вопроса о взыскании морального вреда суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Все поступающие в органы Федерального казначейства средства федерального бюджета имеют строго адресный и целевой характер и зачисляются на лицевые счета конкретных бюджетополучателей. Действующим законодательством на органы Федерального казначейства не возложена обязанность по финансированию путевок на санаторно-курортное лечение.

Представитель третьих лиц - Филиал № 8 Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание. ГУ УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в связи, с чем суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи», с последующими изменениями и дополнениями, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно, имеют инвалиды.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 328 от 29.12.2004 г., утвержден порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пунктов 3.1-3.6 которого, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляется в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 256 от 22.11.2004 г. «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», граждане, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04.

Судом установлено, что Бригинец Н.С., 14.03.1951 года рождения, является инвалидом второй группы, имеет заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС, имеет ограничение способности к трудовой деятельности. Инвалидность истцу установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 № 4902117, выданной 16.02.2004 г. Министерством труда и социального развития Российской Федерации (л.д.6) и никем не оспаривается.

15.01.2008 г. Бригинец Н.С. обратился в Государственное учреждению - Саратовское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на любой период 2008 г. (л.д.10), с приложением справки для получения путевки Формы 070/у-04, выданной 14.01.2008 г. МУ «Балашовская центральная районная больница», в которой медицинским учреждением были указаны предпочтительные места лечения - Южный берег Крыма, Кисловодск (л.д. 11), а также были приложены необходимые документы: копия справки об инвалидности, копия паспорта истца.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги - дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (в ред. Федерального закона от 25.11.2006 № 195-ФЗ).

Из сообщения № 09\11129 от 26.11.2010 г. ГУ - УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области, Бригинец Н.С. является получателем ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по категории инвалид 2 группы в силу статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. в соответствии со статьей 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофа на Чернобыльской АЭС».

В период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., и с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. Бригинец Н.С. имел право на получение набора социальных услуг в натуральном выражении. Ввиду того, что Бригинец Н.С. отказался письменным заявлением от полного набора социальных услуг (заявление от 06.09.2005 г., от 28.06.2006 г., от 10.04.2008 г), истец получал ежемесячную денежную выплату в полном объеме, включая стоимость набора социальных услуг с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г., и с 01.01.2009 г. по настоящее время в денежном выражении. Соответственно, в этот период Бригинец Н.С. не имел права на предоставление набора социальных услуг (л.д.45-46). В 2008 году Бригинец Н.С. не получал компенсацию в денежном выражении за набор социальных услуг, предусмотренных законом, поэтому, являясь инвалидом 2 группы, и, имея право на получение бесплатного санаторно-курортного лечения, на законных основаниях обратился в Фонд социального страхования с заявлением установленного образца о предоставлении ему путевки, с приложением необходимого пакета документов. Однако путевку в 2008 году Бригинец Н.С. не получил, что никем не оспаривается, то есть истец не реализовал гарантированное ему Конституцией Российской Федерации социальное право.

Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 12 ГПК РФ).

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений по делу.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную выплату.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что Филиалом № 8 Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 году была предложена Бригинец Н.С. путевка в санаторий-курорт ЗАО «Санаторий Октябрьское ущелье», либо в иное санаторно-курортное учреждение, а истец в установленном законом порядке отказался от данного вида социальной льготы, а ответчиком такие доказательства не представлены. Следовательно, суд не может согласиться с доводами ответчика, что указанная путевка истцу предлагалась.

Ответчиком представлено уведомление от 19.11.2008 г. о возможности предоставления истцу с 28.11.2008 г. санаторно-курортной путевки в санаторий «Октябрьское ущелье» при предоставлении дополнительно медицинской справки, подтверждающее выполнение обязательств Фонда перед Бригинец Н.С. Однако данное уведомление не может быть принято судом в качестве указанного доказательства, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие направление уведомления истцу, получение его истцом и его отказ от санаторно-курортной путевки в установленном порядке. Кроме того, данное уведомление никем не подписано. Как пояснил в судебном заседании истец, никакое уведомление из Фонда он не получал и от санаторно - курортного лечения не отказывался, поскольку в силу своего состояния здоровья нуждался в оздоровлении. Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика, 16.06.2009 г. истцу было направлено письмо, в котором указано, что по случаю предоставления Бригинец Н.С. с 28.11.2008 г. путевки в санаторий «Октябрьское ущелье» ему поступал звонок на телефон 60-5-60, однако специалисту отделения Фонда было сообщено об отъезде истца из города (л.д. 12). Истец суду пояснил, что никаких звонков на его домашний телефон не поступало, а указанный в письме номер телефона ему не принадлежит. Абонентом данного телефонного номера является Илясова Т.А., проживающая по другому адресу. Пояснения истца подтверждаются справкой, предоставленной из МТУ г. Балашова от 16.12.2010 г., согласно которой номер 60-5-60 не принадлежит Бригенец Н.С., а, следовательно, суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что о наличии путевки истец ставился в известность, однако своим правом не воспользовался, следовательно, вины Фонда в не предоставлении путевки не имеется. Именно по указанным выше основаниям суд находит доводы ответчика об отказе Бригинец Н.С. воспользоваться предложенной путевкой несостоятельными.

В силу пунктов 3.6, 3.7, 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 (в редакции Приказов Минздравсоцразвития РФ от 05.09.2005 № 547, от 07.10.2005 № 623. от 13.06.2006 № 477, от 18.09.2006 № 666, от 01.06.2007 N 387, от 21.03.2008 № 134н), граждане, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 2.11.2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2004 г., регистрационный № 6189).

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.

Судом установлено, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения указанных выше норм закона. То обстоятельство, что путевка Бригинец Н.С. не предоставлена, в том числе в виду недостаточности финансирования государством указанной социальной программы, не может являться основанием для лишения его этой льготы в 2008 году, поскольку согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных Законом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированные медицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2008 год» и перечисленных Фонду. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.11.2007 г. № 683 стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении установлена в размере 649 руб. Стоимость пребывания в санаторно-курортном учреждении за 21 день, соответственно, составляет 13629 руб. 00 коп., исходя из следующего расчета: 649 руб. х 21 день. Правильность данного расчета никем не оспорена.

Таким образом, суд считает требования Бригинец Н.С. о признании за ним права на получение денежной компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение в 2008 году в сумме 13629 руб. 00 коп. подлежащими удовлетворению, поскольку им были соблюдены все необходимые условия для получения гарантированной Законом социальной услуги. При этом довод ответчика о том, что срок действия медицинской справки, выданной 14.01.2008 г., для получения санаторно-курортной путевки, был установлен только 6 месяцев, следовательно, истец обязан был предоставить еще одну медицинскую справку, подтверждающую необходимость в санаторно - курортном лечении, судом не может быть принят во внимание, так как не основан на законе. При этом суд учитывает, что медицинская справка установленного образца, форма которого утверждена Приказом Минздрава и Соцразвития 22.11.2004 г. № 255, была сдана истцом 15.01.2008 г. со всеми необходимыми документами в региональное отделение Фонда Социального страхования в г. Балашове и вины Бригинец Н.С. в том, что ему своевременно не была выдана санаторно-курортная путевка, не имеется. Следовательно, говорить о необходимости обновления медицинской справки, оснований не имеется.

Суд так же учитывает, что согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Суд полагает, что меры социальной защиты инвалидов, являющиеся расходными обязательствами Российской Федерации, должны выполняться в отношении инвалидов надлежащим образом.

Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, в Российской Федерации предусмотрена возможность замены социального пакета льгот в натуральной форме на денежную компенсацию. Таким образом, гражданину гарантирована реализация его прав на социальное обеспечение и компенсацию, в том числе, путем выплаты их денежной компенсации. В соответствии с правовой позицией, высказанной Европейским Судом по правам человека, недостаток у государства денежных средств не является основанием к освобождению государства от исполнения обязанностей перед гражданином.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных слуг устанавливается Правительством Российской Федерации в форме правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 29.14.2004г. № 264. Согласно пункту 4 Указанных правил, финансирование расходов, связанных с поддержкой отдельных категорий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год - Фонду социального страхования Российской Федерации.

Суд не может согласиться с позицией представителя ответчика о том, что Государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является по делу ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, или казны муниципального образования. Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со статьей 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101 (с изменениями от 02.08.2005 г.) Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, с изменениями от 24.05.2010 г., путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Фонд также вправе осуществлять в 2010 г. финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 864 (с изменениями от 03.09.2010 г.), установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Пункты 19, 20, 21 Правил предусматривают, что Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда, которые представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Все поступающие в органы Федерального казначейства средства федерального бюджета имеют строго адресный и целевой характер и зачисляются на лицевые счета конкретных бюджетополучателей. Действующим законодательством на органы Федерального казначейства не возложена обязанность по финансированию путевок на санаторно-курортное лечение.

Суд полагает, что наличие соглашения между ГУ - Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Правительством Саратовской области о сотрудничестве по вопросам передачи информации, а также Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно от 2009 года, правового значения при определении ответственности Фонда по обязательствам 2008 г. не имеет, поскольку определяет общие правила передачи информации (сведений), необходимых для реализации программ по социальной защите инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов, в целях повышения качества и эффективности деятельности органов государственной власти по реабилитации инвалидов и предоставлению услуг в области санаторно-курортного лечения.

В соответствии с частью 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как видно из существа заявленных требований, а также обстоятельств дела, Бригинец Н.С. защищает в судебном порядке свое право на предоставление одного из видов социальной услуги, то есть нарушенное право носит имущественный характер. Законом, регулирующим спорные правоотношения, возможность компенсации морального вреда также не предусмотрена, поэтому исковые требования Бригинца Н.С. о взыскании морального вреда в размере 10000 рублей удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь положением ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Бригинец Николая Степановича денежные средства по выплате компенсации стоимости санаторно-курортной путевки за 2008 год в размере 13629 (тринадцати тысяч шестисот двадцати девяти) рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья: М.В. Литвинова