признание общего собрания недействительным



№ 2-99/11РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.01.2011г. г.Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи

Подветельновой О.М, при секретаре Пичайкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ворониной Лидии Васильевны, Кузьминой Татьяны Валентиновны к Товариществу собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, протокола счетной комиссии общего собрания членов товарищества собственников жилья, повышения платы на содержание и текущий ремонт общего имущества, за электроэнергию мест общего пользования, установление обязательных платежей в специальный фонд, об исключении из Устава Товарищества собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова пункта 6.8 раздела 6,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Воронина Л.В. и Кузьмина Т.В. обратились в суд с исками к Товариществу собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова( далее ТСЖ-1), указывая, что они являются членами ТСЖ-1. 15 июля 2010г. по инициативе правления ТСЖ-1 было проведено общее собрание членов ТСЖ-1. Согласно уведомлений о проведении общего собрания, на повестку дня собрания были поставлены следующие вопросы: 1. избрание председателя и секретаря собрания; 2. избрание счетной комиссии; утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ-1 за 2009г; 4. утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-1 на 2010год; 5. установление обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества; 6. собственникам(арендаторам) нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ, оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения заключить договор с ТСЖ на оказание коммунальных услуг( холодного водоснабжения и водоотведения); 7. расчет размера платы за коммунальные услуги( холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС определять исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской государственной Думой; 8. Создать специальный фонд товарищества(резервный). Установить обязательные платежи в данный фонд ежемесячно в размере 0,10руб. с квадратного метра общей площади квартиры; 9. расчет размера платы за электроэнергию МОП (освещение лестничных площадок дворовое освещение, электроснабжение лифтов и насосов ХВС и др.) производить ежемесячно в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, при отсутствии данного прибора учета по счетам, предъявляемым поставщиком ООО « СПГЭС» из расчета 1 метр квадратный общей площади.

Истцы, оспаривая законность принятого общим собранием членов ТСЖ-1 решения от 15.07.201года, просили признать его незаконным и отменить. При этом в обоснование своих требований истец Воронина Л.В. сослалась на отсутствие кворума, нарушение порядка подсчета голосов, недопустимость проведения общего собрания членов ТСЖ-1 по вопросу обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, без надлежащего уведомления всех собственников помещений, вне зависимости от членства в ТСЖ-1, недопустимость принятия решения по вопросам, не поставленным на повестку дня собрания, каковым явился вопрос о расчете размера платы за электричество мест общего пользования, отсутствие в протоколе общего собрания сведений о принятых и утвержденных решениях, отсутствие в повестке дня и решениях общего собрания размеров тарифа на содержание и текущий ремонт. Незаконность решения общего собрания истец Воронина Л.В. связывает также с тем, что член счетной комиссии Шуваев М.А., в собрании и подсчете голосов не участвовал, подпись, проставленная от его имени, ему не принадлежит.

В обоснование своих требований о признании решения общего собрания незаконным истец Кузьмина Т.В. указала, что собрание не могло быть проведено в форме заочного голосования, поскольку являлось годовым собранием, отчетным, судя по тому, что членам ТСЖ-1 предлагалось утвердить новый финансовый план на 2010год. Повестка дня в извещениях и опросных листах, направленных членам ТСЖ различна, о месте и времени проведения собрания члены ТСЖ-1 уведомлены не были, с материалами, обсуждаемыми на собрании члены ТСЖ-1 не ознакомлены, итоги голосования и решения общего собрания до сведения членов ТСЖ-1 не доводились, тарифы на ремонт и содержание общего имущества определены без учета того обстоятельства, что <адрес> по ул. <адрес>, в котором находится принадлежащее ей помещение, признано непригодным для постоянного проживания.

Одновременно, указывая, что с 01.08.2010года ответчик увеличил плату на содержание жилья и ремонт общего имущества, потребление электроэнергии мест общего пользования, производит начисление в специальный резервный фонд и ссылаясь на незаконность этих действий, исходя из того, что решением общего собрания не определялись размеры тарифов и обязательных платежей, просили, соответственно, истец Воронина Л.В.: о признании незаконным увеличение платы, на содержание жилья и ремонт общего имущества, за электроэнергию мест общего пользования, истец Кузьмина Т.В.: о признании незаконным увеличение платы, на содержание жилья и ремонт общего имущества, начисление платежей в специальный(резервный) фонд.

Кроме того, истец Воронина Л.В просила суд исключить из Устава ТСЖ-1 пункт 6.8 раздела 6, которым определен порядок подсчета голосов, ссылаясь на его несоответствие требованиям жилищного законодательства, а также просила признать недействительным протокол счетной комиссии от 15.07.2010года указывая, что член счетной комиссии Шуваев М.А. участия в собрании, подсчете голосов не принимал, проставленная в протоколе счетной комиссии подпись, ему не принадлежит.

В судебном заседании истцы Воронина Л.В и Кузьмина Т.В., поддержали иски, по изложенным в них основаниям.

Представители ответчика, Товарищества собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова, по доверенности Гасоян Э.В. и Белова С.В. иск не признали, указывая, что общее собрание членов ТСЖ - 1 было проведено 15.07.2010года, в форме заочного голосования. Все члены ТСЖ-1 были уведомлены о проведении собрании, сроки предусмотренные жилищным кодексом РФ путем направления заказным письмом уведомления и опросного листа, в которых были указаны вопросы, поставленные на повестку дня общего собрания. Подсчёт голосов проведен счётной комиссией, результат подсчета зафиксирован в протоколе заседания счётной комиссии, который подтвердил наличие кворума при проведении общего собрания и голосование «за» по всем поставленным на повестку дня вопросам. Член счетной комиссии, Шуваев М.А., личного участия в проведении общего собрания и подсчете голосов не принимал, от его имени действовала, по доверенности, Шуваева О.В. После этого был оформлен протокол общего собрания членов ТСЖ -1 Фрунзенского района от 15.07.2010г. Собрание проголосовало за повышение платы на содержание жилья и ремонт общего имущества, за порядок расчета платы за потребление электроэнергии мест общего пользования и отчислениях в специальный резервный фонд. Порядок подсчета голосов определен пунктом 6.8 раздела 6 Устава ТСЖ-1. Согласно названного пункта Устава, каждый член ТСЖ-1 обладает на общем собрании количеством голосов, пропорциональным размеру общей площади помещений, находящейся в его собственности. Положения Устава в этой части отменены быть не могут, поскольку утверждены решением общего собрания членов ТСЖ-1 от 10.10.2007года.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела и представленные суд документы, приходит к следующему.

Судом установлено, что 15.07.2010года, по инициативе правления ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова было проведено общее собрание членов ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова. На повестку дня собрания были поставлены следующие вопросы: 1. избрание председателя и секретаря собрания; 2. избрание счетной комиссии; утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ-1 за 2009г; 4. утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-1 на 2010год; 5. установление обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества; 6. собственникам(арендаторам) нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ, оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения заключить договор с ТСЖ на оказание коммунальных услуг( холодного водоснабжения и водоотведения); 7. расчет размера платы за коммунальные услуги( холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС определять исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской государственной Думой; 8. Создать специальный фонд товарищества(резервный). Установить обязательные платежи в данный фонд ежемесячно в размере 0,10руб. с квадратного метра общей площади квартиры; 9. расчет размера платы за электроэнергию МОП(освещение лестничных площадок дворовое освещение, электроснабжение лифтов и насосов ХВС и др) производить ежемесячно в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, при отсутствии данного прибора учета по счетам, предъявляемым поставщиком ООО « СПГЭС» из расчета 1 метр квадратный общей площади.

Общее собрание было проведено в форме «опроса членов ТСЖ-1 в письменной форме», что подтверждается текстом опросного листа, уведомлением о проведении собрания, и протоколом общего собрания.

Форма проведения собрания путем опроса членов товарищества в письменной форме предусмотрена пунктом 6.1. Устава ТСЖ-1. Однако законодатель не наделяет товарищества собственников жилья правом определения в уставе формы проведения собрания.

Так, статья 146 ЖК РФ регламентирует порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья и его правомочие. В силу названной нормы ( части 1 и 2) уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Согласно ч. 3 ст. 146 ЖК РФ правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. В силу частей 4, 5, 6 ст. 146 ЖК РФ. решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Таким образом статья 146 ЖК РФ, регулирующая порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, при этом содержит отсылку к статье 45 ЖК РФ только в части определения правомочия общего собрания, что не позволяет суду руководствоваться положениями ст. 45 ЖК РФ при решении вопроса о форме проведения общего собрания членов ТСЖ.

По смыслу положений, закрепленных в части 6 ст. 146 ЖК РФ и части 1 ст. 145 ЖК РФ, уставом товарищества собственников жилья, определяется лишь порядок созыва общего собрания и порядок голосования (посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов). Глава 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ( ст.ст. 143-152ЖК РФ), регулирующая вопросы правового положения членов товарищества собственников жилья, не содержит норм, которые бы наделяли товарищества собственников жилья правом устанавливать уставом форму общего собрания членов ТСЖ ( открытое собрание или заочное собрание).

Изложенное, с учетом положений части 6 ст. 146 ЖК РФ, согласно которой посредством опроса в письменной форме возможно только голосование, позволяет сделать вывод о том, что заочным может быть только голосование, форма проведения общего собрания ТСЖ не может быть заочной.

Изложенное влечет для инициатора общего собрания обязанность, предусмотренную ч. 2 ст. 146 ЖК РФ, согласно которой в уведомлении о проведении общего собрания должны быть указаны не только сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, повестка дня общего собрания, но также место и время проведения собрания. Необходимость сообщения членам ТСЖ сведений о месте и времени проведения общего собрания членов ТСЖ, закреплена также в пункте 6.4 Устава ТСЖ-1.

Вместо с тем, как следует из текста уведомлений о проведении общего собрания 15.07.2010года и опросных листов, сведения о месте и времени проведения общего собрания в них отсутствуют, что, с учетом отсутствия доказательств доведения до членов ТСЖ-1 данной информации иным способом, влечет недействительность общего собрания и принятых на нем решений, поскольку данное обстоятельство лишило членов ТСЖ-1 принять участие в подсчете голосов, в оглашении решений, принятых счетной комиссией и общим собранием.

Кроме изложенных обстоятельств о незаконности принятого общим собранием решений свидетельствует отсутствие доказательств о наличии кворума при его проведении.

Так, согласно ст. 146ч.3 ЖК РФ, правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

В соответствии с ч.3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, положения жилищного кодекса ( ст. 146ч.3 ЖК РФ) допускает подсчет голосов в порядке предусмотренном уставом товарищества.

В уставе ТСЖ-1 правомочие общего собрание определено пунктом 6.5, согласно которому общее собрание товарищества правомочно, если на нем присутствуют более половины членов Товарищества или их представителей, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Следовательно, в силу положений, закрепленных в ст. ст. 45, 146 ЖК РФ и Уставе ТСЖ-1, для того чтобы общее собрание было правомочным необходимо наступление одновременно двух условий: присутствие на общем собрании более половины членов Товарищества и чтобы присутствующие на собрании обладали более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителей ответчика и представленных ими документов: текста оспариваемого решения общего собрания от 15.07.2010года, решения счетной комиссии, опросных листов и справки ТСЖ-1, на момент проведения общего собрания членами ТСЖ-1 являлись 590 собственников помещений ( л.д.69 Т.1), из них в общем собрании участвовало 193 опросных листа, что безусловно значительно меньше 50% от всех членов ТСЖ-1.( 590:2= 295), что свидетельствует о несоблюдении одного из необходимых для определения кворума условий, предусмотренных Уставом ТСЖ-1 (присутствие на общем собрании более половины членов Товарищества).

Изложенное, свидетельствует об отсутствии кворума при проведении 15.07.2010года общего собрания членов ТСЖ-1 и влечет незаконность всех принятых собранием решений, в том числе в части повышения размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества, расчета размера платы за электроэнергию мест общего пользования, установления обязательных платежей в специальный фонд, которые оспариваются истцами.

Удовлетворяя требования истцов о признании незаконным повышение и начисление с 01.08.2010года платы на содержание и текущий ремонт общего имущества, расчета размера платы за электроэнергию мест общего пользования, установления обязательных платежей в специальный фонд, суд кроме вышеизложенного учитывает следующее.

Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Органами управления товарищества собственников жилья в силу ст. ст. 144, 145 ЖК РФ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. В его исключительную компетенцию входит, в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Поскольку решение общего собрания, которым установлены спорные платежи и взносы, признано судом незаконным, незаконным является увеличение и установление платежей и взносов со ссылкой на решение этого собрания.

Жилищное законодательство наделяет общее собрание правом устанавливать размеры обязательных платежей и взносов членов товарищества. Понятие размера платежей предполагает установление определенной денежной суммы или порядка и ее исчисления. Однако, как следует из протокола общего собрания от 15.07.2010г., опросных листов и уведомлений о проведении собрания, на повестку дня общего собрания ставился вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление размера, который не был указан, ни в опросном листе, ни в уведомлении, ни в протоколе общего собрания.

Изложенное свидетельствует о том, что решение общего собрания в части определения размера платежей без указания суммы или порядка исчисления этого размера противоречит действующему законодательству, что позволяет удовлетворить требования истцов о признании недействительным решения общего собрания в части установления размера платежей за содержание и текущий ремонт общего имущества, за электроэнергию мест общего пользования.

Вместе с тем, не могут быть удовлетворены требования истца Ворониной Л.В. о признании незаконным протокола счетной комиссии общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Так незаконность протокола счетной комиссии, истец Воронина Л.В связывает с тем, что член счетной комиссии Шуваев М.А личного участия в работе счетной комиссии не принимал, подпись, проставленная от его имени, ему не принадлежит. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком и подтверждены представленными документами, однако оно не может повлечь удовлетворение требований истца Ворониной Л.В. о незаконности протокола счетной комиссии, поскольку в интересах члена ТСЖ-1 и члена счетной комиссии Шуваева М.А. действовало по доверенности другое лицо, что не запрещается действующим законодательством. Отказ в удовлетворении данных требований суд также связывает с отсутствием факта нарушения прав и законных интересов истца Ворониной Л.В. оспариваемым протоколом, учитывая, что в силу положений, закрепленных в статье 12 ГК РФ, восстановлению подлежит лишь нарушенное право.

Не могут быть удовлетворены требования истца Ворониной Л.В. об исключении из Устава Товарищества собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова пункта 6.8 раздела 6, по следующим основаниям.

Согласно названного пункта Устава, каждый член ТСЖ-1 обладает на общем собрании количеством голосов, пропорциональным размеру общей площади помещений, находящихся в его собственности.

В силу положений закрепленных в ст. 112 ЖК РФ, Устав товарищества членов товарищества собственников жилья принимается общим собранием. Оспариваемые положения Устава ТСЖ-1 также приняты на общем собрании, что подтверждается протоколом общего собрания ТСЖ-1 от 10.10.2007года. Данное решение общего собрания истцами не оспаривается. Кроме того положения п.6.8 Устава не противоречит действующему законодательству и не ущемляет прав и законных интересов истцов. Законодатель не предусматривает предложенного истцом Ворониной Л.В способа защиты нарушенного права путем исключения из Устава товарищества каких-либо положений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ворониной Лидии Васильевны и Кузьминой Татьяны Валентиновны к Товариществу собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, удовлетворить.

Признать незаконным решение общего собрания членов товарищества собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова от 15 июля 2010г.

Иск Ворониной Лидии Васильевны и Кузьминой Татьяны Валентиновны к Товариществу собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным повышение размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества, расчета размера платы за электроэнергию мест общего пользования, установления обязательных платежей в специальный фонд с 01.08.2010года, удовлетворить.

Признать незаконным повышение Ворониной Лидии Васильевне и Кузьминой Татьяне Валентиновне платы на содержание и текущий ремонт общего имущества, расчета размера платы за электроэнергию мест общего пользования, установления обязательных платежей в специальный фонд с 01.08.2010года.

В остальной части иска Ворониной Лидии Васильевны, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: