дело №2-200/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.
при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского Михаила Владимировича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Воронежский М. В. обратился в суд указав, что 9 апреля 2010 года умер его дядя Тугулев Глеб Викторович, что подтверждается свидетельством о смерти 11-РУ №690933 от 12.04.2010 г.
25.01.2010 г. между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Тугулевым Г. В. был заключен договор №1306-10 на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>, однако, указанный договор не прошел государственную регистрацию, в связи со смертью Тугулева Г. В.. Он является единственным наследником умершего Тугулева Г. Б., других наследников не имеется. 10 августа 2010 года он обратился в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество умершего, но в выдаче свидетельства было отказано и рекомендовано обратиться в суд. В связи с чем, просит признать за Тугулевым Г. В. факт владения на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу : <адрес>; признать спорную квартиру наследственным имуществом и признать за собой право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу : г<адрес>
В судебном заседании Воронежский М. В. доводы искового заявления поддержал, дав объяснения, аналогичные в нем изложенным.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Агентства по приватизации жилищного фонда г. Саратова в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Воронежский М.В. является единственным наследником после умершего 09.04.2010г. Тугулева Г.В. После смерти последнего открылось наследство в состав, которого входит квартира № 27 расположенная по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов приватизационного дела 25 января 2010 год между Администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Тугулеым Г.В. был заключен договор на приватизацию жилого помещения №1306-10 в соответствии с которым Тугулев Г.В. приобретает в собственность квартиру №27 в доме <адрес>. Однако Тугулев Г.В. не успел провести государственную регистрацию указанного договора в связи со смертью, в связи с чем, его наследнику Воронежскому М.В. постановлением временно исполняющего обязанности нотариуса было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в качестве одного из основания для регистрации права является вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с. п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) передача жилых помещений в собственность граждан, оформляется договором передачи, заключенным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятия, учреждения с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное по договору приватизации жилое помещение, возникает с момента регистрации права в Едином государственном реестре учреждений юстиции.
Согласно разъяснений, Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразил волю на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Таким образом, у Тугулева Г.В. фактически возникло право собственности на указанную квартиру, несмотря на то, что договор приватизации жилого помещения не прошел государственной регистрации в связи со смертью Тугулева Г. В., на основании изложенного исковое требование Воронежского М.В. о признании за Тугулевым Г.В. факта владения на праве собственности квартирой №<адрес> подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе об установлении факта принятия наследства.
Согласно ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности в соответствии со ст. 1141 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет предшествующих очередей, то есть, если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
После смерти Тугулева Г.В. его наследник Воронежский М. В. осуществлял содержание наследственного имущества квартиры №27 в доме <адрес>, что было установлено в судебном заседании, что свидетельствует о фактическом принятии Воронежским М.В. наследственного имущества после смерти Тугулева Г.В.
При указанных обстоятельствах требования истца о признании за ним права собственности на указанную квартиру в порядке наследования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Тугулевым Глебом Викторовичем факт владения на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> наследственным имуществом, оставшимся после смерти Тугулева Глеба Викторовича.
Признать за Воронежским Михаилом Владимировичем право собственности в порядке наследования по закону на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 01 февраля 2011 года.
Судья А. А. Негласон