о признании права на пенсию



Дело № 2-390/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Литвиновой М.В.,

при секретаре Лосенковой С.А.,

с участием истца - Сластухиной О.Н.,

представителя истца - Шакиной Н.С.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова - Лежневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове дело по иску Сластухиной Ольги Николаевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочное назначение льготной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сластухина О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии за лечебную деятельность, признании права на досрочное назначение льготной пенсии, указав, что Решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №807 от 09.12.2010 г. (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2889 от 09.12.2010г.), Сластухиной О.Н. отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены периоды нахождения: на курсах повышения квалификации с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009г., со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516; периоды работы с 16.04.1979г. по 15.10.1979г., с 05.05.1980г. по 03.08.1984 г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции, со ссылкой, что должность «дезинфектор» не поименована в Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999г. №377.

Отказ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова считает незаконным и необоснованным, так как данным отказом нарушено право истца на досрочную пенсию за 30 лет лечебной деятельности, которые имеются, по следующим основаниям:

1. Исключение из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1996г. по 19.03.1996г., с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009г. со ссылкой, что вышеуказанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №516 является незаконным поскольку, согласно статье 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995г. №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 является незаконной, так как согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника установленные законодательством взносы в соответствующие фонды социального страхования, в т.ч. и в Пенсионный фонд Российской Федерации. Тем самым указанный период деятельности медицинского работника является страховым и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующий требованиям законодательства о пенсиях (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Исключение из стажа лечебной деятельности периодов работы с 16.04.1979г. по 15.10.1979г., с 05.05.1980г. по 03.08.1984г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции, со ссылкой, что должность «дезинфектор» не поименована в Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999г. №377, является незаконным. Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, правом на пенсию за выслугу лет пользовались «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности». Требований предъявляемых к наименованию учреждений, законодательство, действовавшее до 01.11.1999г., не предъявляло. Ссылка пенсионного фонда, в обосновании своего отказа, на Номенклатуру должностей, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. №377, является необоснованной, так как придает данному нормативному документу обратную силу. Согласно подпункту 20 пункта 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 30 лет в городе. На момент подачи заявления, на 30.11.2010г., истцом был выработан необходимый стаж для назначения данного вида пенсии - 31 год 27 дней. Исходя из вышеизложенного, просит признать незаконным Решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 807 от 09.12.2010г. (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2889 от 09.12.2010г.) и назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 30.11.2010 г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности: периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов работы с 16.04.1979 г. по 15.10.1979 г., с 05.05.1980 г. по 03.08.1984 г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции.

Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 07.02.2011 г. было прекращено производство по делу в части включения периодов работы с 16.04.1979 г. по 15.10.1979 г., с 05.05.1980 г. по 03.08.1984 г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции, поскольку данные периоды были включены ответчиком в стаж работы истца, в связи, с чем истец отказалась в этой части от заявленных требований.

В судебном заседании истец Сластухина О.Н., представитель истца - Шакина Н.С., действующая на оснвоании доверенности, уточнили исковые требования и просили обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 10.12.2010 г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности: периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1996 г. по 19.03.1996г., с 17.10.2000 г. по 16.12.2000 г., с 11.03.2002 г. по 20.04.2002 г., с 06.06.2005 г. по 12.06.2005 г., с 01.07.2005 г. по 02.07.2005 г., с 29.01.2007 г. по 10.03.2007 г., 23.11.2007г., 28.10.2008 г.. с 16.02.2009 г. по 28.02.2009 г.; а также просили взыскать с ответчика в пользу истца расходы, связанные с оплатой государствесной пошлины в размере 200 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 730 руб., обосновывая требования тем, что решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 807 от 09.12.2010 г. (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2889 от 09.12.2010г.), Сластухиной О.Н. отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены периоды нахождения: на курсах повышения квалификации с 20.02.1996 г. по 19.03.1996 г., с 17.10.2000 г. по 16.12.2000 г., с 11.03.2002 г. по 20.04.2002 г., с 06.06.2005 г. по 12.06.200 5г., с 01.07.2005 г. по 02.07.2005 г., с 29.01.2007 г. по 10.03.2007 г., 23.11.2007 г., 28.10.2008 г., с 16.02.2009 г. по 28.02.2009 г., со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11,07.2002г. №516; периоды работы с 16.04.1979г. по 15.10.1979г., с 05.05.1980г. по 03.08.1984 г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции, со ссылкой, что должность «дезинфектор» не поименована в Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. № 377. Отказ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова считает незаконным и необоснованным, так как данным отказом нарушено право истца на досрочную пенсию за 30 лет лечебной деятельности, которые имеются, по следующим основаниям: Исключение из стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1996 г. по 19.03.1996 г., с 17.10.2000 г. по 16.12.2000 г., с 11.03.2002 г. по 20.04.2002 г с 06.06.2005г. по 12.06.2005 г., с 01.07.2005 г. по 02.07.2005 г., с 29.01.2007 г. по 10.03.2007 г., 23.11.2007 г., 28.10.2008 г., с 16.02.2009 г. по 28.02.2009 г., со ссылкой, что вышеуказанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №516 является незаконным поскольку, согласно статье 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995г. №610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Согласно статье 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 является незаконной, так как согласно подпункту 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, считаю, что курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника установленные законодательством взносы в соответствующие фонды социального страхования, в т.ч. и в Пенсионный фонд РФ. Тем самым указанный период деятельности медицинского работника является страховым и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующий требованиям законодательства о пенсиях (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 30 лет в городе.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова - Лежнева Е.В., действующая на основании доверенности, считает исковые требования Сластухиной О.Н. незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1996г. по 19.03.1996г, с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009г. не могут быть засчитаны в стаж лечебной деятельности по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы (то есть периодов осуществления трудовых функций, обязанностей). Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации данными Правилами не предусмотрено. В соответствии с пунктом 2 выше указанных Правил,. при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516. В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.В силу пункта 5 вышеуказанных Правил наравне с периодами работы в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды перевода на другую нельготную работу в связи с производственной необходимостью (пункт 9) и в соответствии с медицинским заключением беременной женщины (пункт 12), период испытания при приеме на работу (п.ункт 10), период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) (пункт 11), время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу (пункт 14). Таким образом, Правила содержат исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены. Также следует отметить, что в Правилах... приведен не исчерпывающий перечень периодов, не подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ. Так, данными Правилами не предусмотрен отпуск без сохранения заработной платы, административный отпуск и т.п. Аналогичные нормы имели место в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066. Таким образом, курсы повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, так как являются лишь условием для осуществления трудовых функций, а не осуществление самих функций.В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 судам предоставлено право решать вопрос о тождественности вида учреждения с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором работал истец, выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем учреждениям и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ данным правом не наделены и вопрос о назначении или отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости решается ими на основании представленных заявителем документов.Кроме того, далее при включении в стаж лечебной деятельности Сластухиной О.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации по состоянию на 30.11.2010г. стаж будет составлять 29 года 11 месяцев 24 дня, то есть недостаточный для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством РФ,представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований Сластухиной О.Н. отказать в полном объеме.

Заслушав истца Сластухину О.Н., представителя истца - Шакину Н.С., представитель ответчика - Лежневу Е.В, обозрев пенсионное дело истца, исследовав материалы дела, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.

Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам - лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17.12.2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18,19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 г.).

Постановлением № 70 от 17.10.2003 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласованного с Пенсионным Фондом Российской Федерации, утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г. - Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1066, регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до 01.11.1999 г. и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 (с 12.11.2002 г.) применяются Список и Правила, утвержденные указанным Постановлением.

Согласно заявлению, имеющемуся в пенсионного дела Сластухина О.Н. 30.11.2010 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 807 от 09.12.2010 г. (Протокол заседания Комиссии № 2889 от 09.12.2010 г.), Сластухиной О.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 9,10-12).

Обосновывая отказ, ответчик указал, что при определении права на данный вид пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указанная пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независими от их возраста. Сластухина О.Н. имеет 29 лет 5 месяцев 06 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленного по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, и 24 года 8 месяцев 08 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленного с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П.

В судебном заседании установлено, что при оценке пенсионных прав Сластухиной О.Н. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 период работы с 16.04.1979г. по 15.10.1979г., с 15.05.1980г. по 03.08.1984г. в должности дезинфектора Городской дезинфекционной станции, были включеныв стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что подтверждается материалами дела и пояснениями представителя ответчика.

Суд считает, что периоды нахождения Сластухиной О.Н. на курсах повышения квалификации с 20.02.1996г. по 19.03.1996г, с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009 г., что подтверждается справкой уточняющей особый характер работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии (л.д. 25), должны быть включены в стаж лечебной деятельности. При этом суд исходит из следующего.

Статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы при условии, что эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (статья 187 ТК РФ).

Аналогичные положения содержались и в статье 112 КЗоТ РФ.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. К таким категориям работников относятся медицинские работники, поскольку систематическое прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием работы по специальности, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения.

Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями), медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации, то есть это является обязательным условием допуска к лечебной работе.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 года № 610, предусмотрено, что повышение квалификации или обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г.

Факт нахождения Сластухиной О.Н. на курсах повышения квалификации подтверждается материалами дела, матриалами пенсионного дела, никем не оспаривается.

В пункте 5 Правил, среди периодов, которые не включаются в стаж работ, периоды нахождения в учебных отпусках не поименованы. Следовательно, период нахождения работников на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которого работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того, обучение на курсах повышения квалификации во всех случаях оформлялось командировочным удостоверением. За время обучения за истцом сохранялось место работы, производились отчисления в пенсионный фонд, что также нашло отражение в пенсионном деле истца.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.02.1996г. по 19.03.1996г, с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009 г., подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Требования истца в части назначения досрочной пенсии со дня обращения - 10 декабря 2010 года подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городе. С учетом включения в стаж истца спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у Сластухиной О.Н. имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

На основании статьи 98 ГПК РФ, в случае, если иск удовлетворен, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи, с чем с ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 руб., оплата, которых подтверждается платежным документом (л.д. 7), расходы, связанные с оформлением нотариальной доверенности в размере 730 руб., что подтверждается доверенностью.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сластухиной Ольги Николаевны - удовлетворить.

Обязать Управление ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Сластухиной Ольги Николаевне в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы, в календарном исчислении:

- с 20.02.1996г. по 19.03.1996г, с 17.10.2000г. по 16.12.2000г., с 11.03.2002г. по 20.04.2002г., с 06.06.2005г. по 12.06.2005г., с 01.07.2005г. по 02.07.2005г., с 29.01.2007г. по 10.03.2007г., 23.11.2007г., 28.10.2008г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009 г. - нахождение на курсах повышения квалификации.

Признать за Сластухиной Ольгой Николаевной право на досрочную пенсию по старости с 10 декабря 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Сластухиной Ольги Николаевны судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 (двести) рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 730 (семьсот тридцать) рублей, а всего 930 (девятьсот тридцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовской областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья: