решение об удовлетворении исковых требований



дело № 2-339/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 февраля 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности.

Прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: батареи отопления, трубы в лестничных клетках и площадках, выступающие из плоскости стен расположить на высоте не менее 2,2 м.; произвести отделку на путях эвакуации (в коридорах) негорючими материалами; провести эксплуатационные испытания наружных металлических пожарных лестниц; двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, оборудовать доводчиками (устройствами для самозакрывания) и уплотнениями в притворах, проемы в лестничных клетках обеспечить дверьми с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; установить эвакуационное освещение в коридорах, холлах, фойе, служащих для эвакуации людей; эвакуационные выходы из групп, лестничных площадок лестничных клеток обеспечить шириной не менее 1,2 м.; двери, выходящие в лестничные клетки и коридоры здания привести в соответствие с п. 6.31 СНиП 21-01-97*; произвести очистку от горючих отходов и веществ, пыли, воздуховодов и вентиляционных каналов; в помещениях детского сада произвести отделку пола, стен, потолка негорючими материалами; выходы из групп детского сада с числом эвакуирующихся более 15 чел. в коридоры, а также наружу из помещений, коридоров обеспечить шириной не менее 1,2 м.; перед вторым эвакуационным выходом из младшей группы обустроить площадку; установить противопожарный люк выхода в чердачное помещение, кровлю здания, с пределом огнестойкости не менее Ei 30; провести проверку качества огнезащитной обработки конструкций кровли здания; выход из подвального помещения выполнить обособленным.

В судебном заседании старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масалова Ю.В. иск поддержала. В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова с привлечением сотрудников Отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУМЧС по Саратовской области на основании задания прокуратуры области проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывания граждан.

В ходе проведения 21 декабря 2010 года проверки в помещениях Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» выявлены вышеприведенные нарушения законодательства о пожарной безопасности, что в соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нарушают право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесса вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей, посещающих здание детского сада, а также воспитанников..

Представитель Отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУМЧС по Саратовской области поддержал требования прокурора.

Представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» признал иск частично. При этом возражает против удовлетворения требований в части обустройства эвакуационных выходов из групп, лестничных площадок лестничных клеток шириной не менее 1,2 м.; выходов из групп детского сада, с числом эвакуирующихся более 15 чел. в коридоры, а также наружу из помещений, коридоров шириной не менее 1,2 м.; выхода из подвального помещения выполнить обособленным. В обоснование своих возражений представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик», сослался на техническую невозможность выполнения данных требований в связи с ветхостью здания, в котором расположено учреждение.

Представитель третьего лица - Администрации Фрунзенского района муниципального образования «город Саратов» в судебное заседание не явился, но просил суд разрешить спор по существу в своё отсутствие.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» (далее - МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 14 «Ёжик») в соответствии с Уставом является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, учредителем является Администрация Фрунзенского района г. Саратова.

МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 14 «Ёжик» находится в кирпичном, 2-х этажном здании, расположенном по адресу: <адрес>. На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ и на основании контракта на право оперативного управления нежилым помещением от 10 марта 2005 года № 1491 МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 14 «Ёжик» несет бремя содержания указанного здания.

21 декабря 2010 года при проверке, проведенной должностными лицами отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области установлено, что в здании МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 14 «Ёжик» нарушаются требования пожарной безопасности, а именно: имеются батареи отопления, трубы в лестничных клетках и площадках, выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 м., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.32* СНиП 21-01-97*; на путях эвакуации (в коридорах) для отделки применяются горючие материалы (линолеум и др.) с неизвестными параметрами пожарной опасности, стены частично оклеены обоями, что является нарушением п.п. 3, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*; не проведены эксплуатационные испытания наружных металлических пожарных лестниц, что является нарушением п. 41 ППБ 01-03; имеются двери отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованные доводчиками (устройствами для самозакрывания) и уплотнениями в притворах, а также проемы не обеспечены данными дверьми в обеих лестничных клетках, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*; отсутствует эвакуационное освещение в коридорах, холлах, фойе, служащих для эвакуации людей, что является нарушением, п. 3 ППБ 01-03, п. 7.74 СНиП 23-05-95, п.п. 4.3, 4.4 СП 31-110-2003; ширина эвакуационных выходов из групп, лестничных площадок лестничных клеток, выходы на наружную металлическую лестницу менее 1,2 м., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97*; имеются двери открывающиеся не по направлению выхода из помещений, а также двойные двери, одна из которых открывается внутрь, а вторая наружу, что является нарушением п.п. 3, 52 ППБ 01-03, п. 6.31* СНиП 21-01-97*; не проводится очистка от горючих отходов и веществ, пыли, воздуховодов и вентиляционных каналов, что является нарушением п.п. 3, 78 ППБ 01-03, п. 7.8* СНиП 21-01- 97*; в зальных помещениях (музыкальном, спортивном классе), а также группах и других помещениях применяется горючая отделка пола, стен, потолка, сведения об уровне пожарной безопасности которых отсутствуют: линолеум, обои, потолочные панели, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 1.88 СНиП 2.08.02-89*, п. 6.25* СНиП 21-01-97*; ширина выходов из групп детского сада с числом эвакуирующихся более 15 чел. в коридоры, а также наружу из помещений, коридоров менее 1,2 м., что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97*; перед вторым эвакуационным выходом из младшей группы наружу отсутствует площадка, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 1.93* СНиП 2.08.02-89; люк выхода в чердачное помещение, на кровлю здания выполнен не противопожарным, с пределом огнестойкости менее Ei 30, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 5.14*, 8.14* СНиП 21-01-97*; не проведена проверка качества огнезащитной обработки конструкций кровли здания, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п.п. 7.1, 7.2 СНиП 21-01-97*; выход из подвального помещения ведет через общий выход под центральной лестничной клеткой, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97*.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации приняты Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, которые, в свою очередь, в совокупности направлены по своей правой природе на обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу положений ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, в том числе угрозы возникновения пожара.

Исходя из положений ст. 9 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка, в частности, игнорироваться нарушения Правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу требований ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной без опасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, до настоящего времени действуют требования ППБ, СНиП, в части, не противоречащей требованиям указанного выше Федерального закона.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, то есть требования Правил пожарной безопасности, а также иных нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.

Нарушения, допущенные МДОУ «Детский сад комбинированного типа № 14 «Ёжик» влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесса вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей, посещающих здание детского сада, а также воспитанников.

При таком положении иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Возражения ответчика относительно технической невозможности обустройства эвакуационных выходов из групп, лестничных площадок лестничных клеток шириной не менее 1,2 м.; выходов из групп детского сада, с числом эвакуирующихся более 15 чел. в коридоры, а также наружу из помещений, коридоров шириной не менее 1,2 м.; выхода из подвального помещения выполнить обособленным, не может быть принят во внимание, поскольку невозможность выполнения требований Правил пожарной безопасности из-за технического состояния здания не освобождает администрацию учреждения от соблюдения названных Правил, и не может служить основание для отказа истцу в иске в указанной части.

Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик» устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно:батареи отопления, трубы в лестничных клетках и площадках, выступающие из плоскости стен расположить на высоте не менее 2,2 м.; произвести отделку на путях эвакуации (в коридорах) негорючими материалами; провести эксплуатационные испытания наружных металлических пожарных лестниц; двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, оборудовать доводчиками (устройствами для самозакрывания) и уплотнениями в притворах, проемы в лестничных клетках обеспечить дверьми с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; установить эвакуационное освещение в коридорах, холлах, фойе, служащих для эвакуации людей; эвакуационные выходы из групп, лестничных площадок лестничных клеток обеспечить шириной не менее 1,2 м.; двери, выходящие в лестничные клетки и коридоры здания привести в соответствие с п. 6.31 СНиП 21-01-97*; произвести очистку от горючих отходов и веществ, пыли, воздуховодов и вентиляционных каналов; в помещениях детского сада произвести отделку пола, стен, потолка негорючими материалами; выходы из групп детского сада с числом эвакуирующихся более 15 чел. в коридоры, а также наружу из помещений, коридоров обеспечить шириной не менее 1,2 м.; перед вторым эвакуационным выходом из младшей группы обустроить площадку; установить противопожарный люк выхода в чердачное помещение, кровлю здания, с пределом огнестойкости не менее Ei 30; провести проверку качества огнезащитной обработки конструкций кровли здания; выход из подвального помещения выполнить обособленным.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 8 февраля 2011 года.

судья А.А. Сидоровнин