о признании незаконным



Дело №2-294(объ.408)/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре Кошкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, объединенное гражданское дело по

иску Кривова Алексея Николаевича к Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным действия по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить и выдать схему расположения земельного участка для целей не связанных со строительством,

иску Букиной Ольги Дмитриевны к Администрация муниципального образования «Город Саратов», ТСЖ «Октябрьское ущелье», о признании незаконным действия по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить и выдать схему расположения земельного участка для целей не связанных со строительством, признании права на приобретение в аренду земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Букина О.Д. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрация муниципального образования «Город Саратов», ТСЖ «Октябрьское ущелье» и просит признать незаконными действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу: <адрес>, б/я, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу: <адрес>, б/н, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). Признать право на приобретение в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу <адрес>, дом б\н для целей не связанных со строительством - под размещение объекта физической культуры и спорта.

Мотивирует свои требования тем, что 30.12.2009 года она обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 2607 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством, -размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки). В тот же день в администрацию муниципального образования «Город Саратов» подала заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, к которому приложила топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск CD-R.

Письмом администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по архитектуре и градостроительству от 29.01.2010 года № 01-05-842б было рассмотрено по существу и отказано в удовлетворении заявления от 30.12.2009г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка отклонена от согласования. Букина О.Д. считает, что отказ Администрации муниципального образования «Город Саратов» в утверждении схемы расположения земельного участка незаконен.

Из содержания писем Администрации МО «Город Саратов» от 29.01.2010г. №01-10-05-842б и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что, по мнению органа местного самоуправления, предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно и противоречит п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ в связи с большой площадью испрашиваемого участка, отсутствием утвержденного в установленном порядке проекта планировки части территории города, в пределах которой расположен участок, отсутствием сложившейся структуры существующей жилой застройки на этой территории. Между тем, данные доводы Администрации муниципального образования «Город Саратов» не основаны на действующем законодательстве.

В письме от 26.03.2010г. №373ск /03ф подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, одним их основных видов разрешенного использования земельных участков данной зоны является размещение объектов физической культуры и спорта, включая спортивные площадки.

В соответствии с п.1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при ограничении предельных размеров земельных участков определенного вида использования соответствующие оговорки должны содержаться в градостроительном регламенте.

Однако в подпунктах 44.1 - 44.4 пункта 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008года №27-280, также не установлены ограничения максимальных и минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в аренду для размещения оборудованных спортивных площадок. Какой-либо другой градостроительной документации (проектов планировки территории, проектов межевания территории, в пределах которой расположен участок) в настоящее время не имеется. Поскольку испрашиваемый вид использования земельного участка (спортивная площадка) соответствует его принадлежности к территориальной зоне Ж-4, а какие-либо ограничения предельных размеров земельных участков данного вида использования законодательно не установлены, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу: <адрес>, б/н, по мотиву его излишне большой площади является не правомерным и не соответствующим действующему законодательству (ст.ст. 11.9, 33, 34 Земельного кодекса РФ, ст.30 Градостроительного кодекса РФ).

Поскольку администрация муниципального образования «Город Саратов» рассмотрела по существу заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и неправомерно отказала в утверждении этой схемы, допущенное нарушение прав истца, которое устранимо только путем понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов» к утверждению и выдаче схемы расположения участка, признании права на заключение договора аренды.

Кривов А.Н. обратился в суд с аналогичными требованиями, по изложенным выше основаниям в отношении земельного участка площадью 3000 кв.м. по адресу <адрес> б\н.

Определением суда от 10.02.2011г. производство по делу в отношении Кривова А.Н. прекращено за не подведомственностью.

В отношении искового заявления Букиной О.Д. решая вопрос о подведомственности рассмотрения спора суд приходит к выводу о том, что данный спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции по следующим основаниям.

п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июля 1996г. N6/8, разъяснено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Часть 2 ст. 27 АПК РФ устанавливает, что к подведомственности арбитражных судов отнесены дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Статьей 29 АПК РФ (в действующей редакции) установлена подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе и об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Гражданин признается индивидуальным предпринимателем и вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Букина О.Д. согласно выписке из единого государственного реестра индивидуального предпринимателя от 12. 01.2011г. была зарегистрирована и состояла на учете как индивидуальный предприниматель с 18. 09. 2009г. по 06.12.2010г. (л.д.95). С заявлением о предоставлении земельного участка Букина О.Д. обратилась в Администрацию муниципального образования « Город Саратов» 30.12.2009г. как физическое лицо, настоящее исковое заявление Букиной О.Д. подано 18.01.2011г. т.е. после прекращения у нее статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данный спор затрагивает интересы истца как физического лица и не носит иной экономический характер, связанный с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью Букиной О.Д. либо иной экономической деятельностью в настоящее время.

В ходе судебного заседания представитель истцов Лукьянов В.Н. заявленные требования по указанным основаниям поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Букина О.Д. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.А., представитель ответчика ТСЖ «Октябрьское ущелье» Пегов А.П., представители третьего лица ТОС «Октябрьское ущелье» Хабеев Р.Р., Климова О.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц Комитет по земельным ресурсам Администрации МО «город Саратов», Комитет по управлению имуществом МО «Город Саратов», Администрации Фрунзенского района г.Саратова, МУП «ГБТИ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев материалы проверки прокуратуры города Саратова № 572-ж-2010г. по заявлению Хабеева Р.Р., гражданское дело Фрунзенского районного суда г. Саратова по иску 2-2013\10 по иску Пегова А.П. к Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления, понуждении устранить нарушения, гражданское дело Волжского районного суда г. Саратова 2- 3257\10 по иску Букиной О.Д. о признании незаконными действий органа местного самоуправления, гражданское дело Волжского районного суда г. Саратова 2- 3141\10 по иску Кривова А.Н. о признании незаконными действий органа местного самоуправления, обозрев план поселка « Октябрьское ущелье» суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановлении положения существовавшего до нарушения права и др.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (статья 1 ГК РФ).

Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, а также по совершению с ним сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством.

В судебном заседании установлено, что 30.12.2009г. Букина О.Д. обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 2607 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Шелковичная, б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством, -размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), а так же в тот же день подала заявление об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка, к которому приложила топографо-геодезический материал.

Письмом Администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по архитектуре и градостроительству от 29.01.2010г. № 01-05-842б заявление рассмотрено по существу и ей отказано в удовлетворении заявление от 30.12.2009г. об утверждении и выдаче схемы, схема расположения земельного участка отклонена от согласования.

Из содержания писем Администрации МО «Город Саратов» от 29.01.2010г. №01-10-05-842б и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно и противоречит п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ в связи с большой площадью испрашиваемого участка, отсутствием утвержденного в установленном порядке проекта планировки части территории города, в пределах которой расположен участок, отсутствием сложившейся структуры существующей жилой застройки на этой территории.

Решением Саратовской городской Думы от 29. 04.2008г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (вступившим в законную силу 17. 05.2008г. и действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», которые обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц.

Согласно п. 2.3 Правила регламентируют, в том числе и деятельность по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в федеральной областной и муниципальной собственности и сформированные в установленном законодательством порядке, физическим и юридическим лицам.

п.3.8 Правил предусматривает градостроительный регламент в части видов разрешенного использования недвижимости, который включает в себя - основные виды разрешенного использования недвижимости, которые, при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов - строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены :

- условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе с применением процедур Публичных слушаний;

- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Виды использования недвижимости, отсутствующие в списках пункта 42 Правил, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований.

Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливаются, как правило, несколько видов разрешенного использования недвижимости.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок по адресу <адрес> дом б\н относится к зоне Ж-4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа.

Оборудованные спортивные площадки для зоны Ж-4 относятся к основным разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон (таблица 5.1 Правил)

Решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010г. № 53-632 (действующее на момент рассмотрения спора) утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством, согласно которого пунктом 2.1. предусмотрено, что граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам землепользования. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Пунктом 2.2. Администрация муниципального образования «Город Саратов» на основании указанного в пункте 2.1 Положения заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте утверждается решением Саратовской городской Думы.

Пунктом 3.1. предусмотрено предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

Пункт 3.2. устанавливает, что земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, в том числе и для размещения оборудованных спортивных площадок, детских площадок.

Пунктом 2.8. Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте предусмотрено, что в случаях: наличия на момент обращения с заявлением споров о правах на испрашиваемый земельный участок, несоответствия размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков, предоставления недостоверных сведений, а также сведений, противоречащих Генеральному плану города Саратова, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», иным правовым актам. Схема не подлежит утверждению, о чем заявитель уведомляется в письменном виде.

Постановлением Администрации г. Саратова от 05.02.1999г. № 82 улицам в Октябрьском ущелье Фрунзенского района присвоены названия Лучистая, Светлая, Зеленая долина, Серебряный ручей, Соловьиная( л.д. 225)

В судебном заседании установлено, что 28.12.2004г. между Администрацией города Саратова и исполнительным органом субъекта ТОС «Октябрьское ущелье» заключен договор о передаче исполнительному органу субъекта ТОС «Октябрьское ущелье» г.Саратова отдельных полномочий Администрации г.Саратова и предоставлении необходимых для реализации материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1.1 указанного договора исполнительный орган ТОС Октябрьское ущелье» принял на себя обязательства по строительству детской площадки.

04.07.2005 г. между СТОС «Октябрьское ущелье» и Администрацией г. Саратова был заключен договор № 01-02-40/85 о передаче исполнительному органу субъекта ТОС «Октябрьское ущелье» г. Саратова отдельных полномочий администрации г. Саратова и предоставлении необходимых для реализации материальных и финансовых средств по оборудованию необходимым снаряжением детской площадки и по проведению торжественного открытия площадки.

Сроки окончания действия вышеуказанных договоров определены - 31.12.2004 г. и 31.12.2005 г. В рамках этих двух договоров Администрация г.Саратова финансировала исполнительный орган ТОС «Октябрьское ущелье» в соответствии с перечнем мероприятий по исполнению передаваемых полномочий на общую сумму 165000 руб. (по первому договору 80000 руб.; по второму договору 85000 руб.), кроме того дополнительно по договору от 28.12.2004 г. б/н были привлечены денежные средства граждан в размере 10020 рублей.

Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.10.2005 г. с бюджета МО «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу ТОС «Октябрьское ущелье» взыскано 78278 руб. в возмещение расходов по строительству детской площадки на основании договора о передаче отдельных полномочий от 28.12. 2004 г. (дело № 4113/05-4). Решение вступило в законную силу. Данные обстоятельства никем не оспариваются.

Законом Саратовской области от 20.07.1998 г. № 36-ЗСО «О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области», действовавшим в период заключения договора о передаче полномочий, к собственности субъектов территориального общественного самоуправления относятся денежные средства и имущество, передаваемое им, как органом местного самоуправления, так и иным субъектом. Аналогичные положения содержатся в Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове, принятым решением Саратовской городской Думы от 28.07.2006 г. № 8-55.

ТОС «Октябрьское ущелье» обладает правами юридического лица системы местного самоуправления с момента его регистрации, имеет в собственности и в безвозмездном пользовании обособленное имущество, может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчикам в судах Российской Федерации (пункт 1.5 Устава, утвержденного Конференцией жителей ТОС «Октябрьское ущелье») (л.д. 219-229 том 1), состоит на учете в ИФНС (л.д. 230 т.1).

В соответствии с пунктом 2 Уставом ТОС «Октябрьское ущелье» основной целью деятельности территориального общественного самоуправления является привлечение жителей и юридических лиц, находящихся на его территории, к решению различных социальных проблем.

28.12.2004 г. на общем собрании ТОС «Октябрьское ущелье» было принято решение о передаче отдельных прав и обязанностей ТСЖ «Октябрьское ущелье» на строительство детской площадки, спортивной площадки и стадиона с привлечением для целей строительства указанных объектов денежных средств ТСЖ «Октябрьское ущелье» и средств граждан - жителей микрорайона «Октябрьское ущелье». Для целей реализации указанного решения между ТОС «Октябрьское ущелье» и ТСЖ «Октябрьское ущелье» было заключено соглашение о передаче отдельных прав и обязанностей.

Судом установлено, что обязанность надлежащим образом заботиться обо всем имуществе, обеспечивать его учет, надлежащее хранение и исправное состояние возложена на ТОС «Октябрьское ущелье». Из условий договоров от 28.12.2004 г. б/н и от 04.07.2005 г. № 01-02-40/85 следует, что Администрация г. Саратова передала Исполнительному органу ТОС «Октябрьское ущелье» отдельные полномочия по строительству и оборудованию детской площадки. Следовательно, ТОС «Октябрьское ущелье» действовала в рамках договорных обязательств в интересах Администрации г. Саратова.

Факт содержания указанных выше объектов ТСЖ «Октябрьское ущелье» подтверждается представленными письменными доказательствами по делу (л.д.167-192), а именно счетами - фактурами, платежными поручениями, штатным расписанием, должностной инструкцией управляющего ТСЖ «Октябрьское ущелье».

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок указываемый истцом как <адрес> б\н фактически имеет наложение на земельный участок по адресу <адрес> долина 20 «а», что подтверждается схемой расположения земельного участка ( л.д.77 гражданское дело 2-3257\10 Волжского районного суда <адрес> ), кроме того данный факт подтвержден представителем истца в ходе судебного заседания.

Согласно техническим паспортам МУП «ГБТИ» и кадастровым паспортам сооружения (установлено решением Фрунзенского районного суда <адрес> 2- 285\11 Т.2 л.д.1-13) на <адрес> «А» имеются следующие завершенные строительством сооружения: детская площадка, инвентарный номер 63:401:001:015826900, площадь застройки - 337,4 кв.м.; спортивная площадка, инвентарный номер 63:401:001:015826920, площадь застройки - 222.5 кв.м.; стадион, инвентарный номер 63:401:001:015826910, площадь застройки - 1285,8 кв.м. данные обстоятельства подтверждаются фотодокументами и не отрицались стороной истца, кроме того как пояснили представители ответчика ТСЖ «Октябрьское ущелье», представитель ТОС «Октябрьское ущелье» на данном земельном участке в том числе расположены зеленые насаждения, в том числе и деревья ценных и редких пород, посаженные за счет денежных средств жителей поселка Октябрьское ущелье, т.е. на испрашиваемом земельном участке расположены объекты спортивного и рекреационного назначения. Указанные сооружения были возведены в рамках передачи полномочий Администрацией муниципального образования « город Саратов» и ТОС «Октябрьское ущелье»

Методическими рекомендациями по поведению межевания объектов землеустройства от 17. 02. 2003г. пунктом 17.7. предусмотрено, что сведения о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами. отражаются на карте (плане) объекта землеустройства па основе имеющихся документов и обозначаются на местности только по желанию заинтересованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка.

Пунктом 17.8. предусмотрено, что сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, отображаются на карте (плане) объекта землеустройства, если это предусмотрено заданием па выполнение работ.

В противном случае сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражаются в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

В предоставленных истцом документах, а именно схеме расположения земельного участка, плане земельного участка не имеется указания на наличие объектов и зеленых насаждений, что не соответствует фактическим обстоятельствам, т.е. составленная схема содержит недостоверные сведения.

Как установлено в ходе судебного заседания изготовление кадастрового плана истцу произведено на основании Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», однако на дату его изготовления указанный приказ признан утратившим силу с 01. 01. 2009г., и действующим являлся Приказ № 412 от 24. 11.2008г. « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

Статьей 33 ЗК РФ определены нормы предоставления земельных участков, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Испрашиваемый Букиной земельный участок предполагается использовать для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки).

п.8.77. п.8.78 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007года №230-П. содержат основные рекомендации по планировке и застройке городских и сельских поселений Саратовской области, которые распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих объектов, (п.1.1 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области).

Согласно п.8.78 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области комплексные физкультурно-спортивные площадки для детей дошкольного возраста (на 75 детей) должны иметь площадь не менее 150 кв. метров, школьного возраста (100 детей) - не менее 250 кв. метров.

Земельный участок истребуемый истцом площадью 2607 кв.м. значительно превышает необходимую площадь подобных объектов размещаемых в границах жилых территорий и противоречит принципам ст. 34 ЗК РФ в связи с несоответствием принципам эффективности управления и распоряжения земельными участками.

Как установлено в ходе судебного заседания на испрашиваемом земельном участке уже имеются и объекты оборудованной спортивной площадки используемые жителями Октябрьского ущелья Фрунзенского района г. Саратова на безвозмездной основе, сохранить которые у истца намерений не имеется, что подтверждается пояснениями представителя истца в ходе судебного заседания, о том что ему не известны намерения своего доверителя о сохранении имеющихся объектов.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

На основании вышеизложенного исковые требования о признании незаконным действия по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу г. Саратов ул. Шелковичная б\н, для целей не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), понуждении утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу г. Саратов ул. Шелковичная б\н, для целей не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки) удовлетворению не подлежат.

Решая вопрос о возможности удовлетворения исковых требований о признании права на приобретение в аренду сроком на 49 лет земельного участка г. Саратов ул. Шелковичная б\н суд приходит к следующему.

Согласно статье 4 Закона Саратовской области № 23-ЗСО от 21 мая 2004 г. «О земле» (в редакции от 27.05.2009 г.), вступившего в силу 12.06.2009г., орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев: приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года. В указанных случаях распоряжение земельными участками осуществляли органы местного самоуправления города Саратова. Законом Саратовской области от 7 октября 2009 г. N144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле», статья 4 признана утратившей силу.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На основании Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Закона Саратовской области от 7 октября 2009 г. N 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность не разграничена, переданы органам местного самоуправления.

Статьей 22 Уставу города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города которую составляют: Саратовская городская Дума, именуемая - представительный орган, Глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы, администрация муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетная палата - контрольный орган.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладают органы местного самоуправления, а потому по заявленным требованиям ТСЖ «Октябрьское ущелье» надлежащим ответчиком не является. Относительно заявленного требования по существу суд приходит к выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению, так как на спорном земельном участке принадлежащего муниципалитету имеются объекты, возведенные, в том числе и за счет средств муниципалитета, что было установлено и не оспаривается. Указанные объекты используются неограниченным кругом лиц жителей г Саратова по прямому назначению.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

При таких обстоятельствах требования Букиной О.Д. о признании права аренды на земельный участок удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Букиной Ольге Дмитриевне в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Город Саратов», ТСЖ «Октябрьское ущелье» о признании незаконным действия по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу <адрес> б\н, для целей не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), понуждении утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 2607 кв.м. по адресу <адрес> б\н, для целей не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки) признании права на приобретение в аренду сроком на 49 лет земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 15 февраля 2011г.

Судья: И.М.Садовая