дело № 2-305/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Неупокоевой Зинаиды Петровны к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о взыскании недополученных сумм пенсии и убытков, вызванных обесцениваем недополученных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Неупокоева З.П. обратилась с иском к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области овзыскании с ответчика недополученные суммы пенсии в размере 7991 руб. и 3100 руб. в счет возмещения судебных расходов, а всего, 11091 рублей.
В ходе подготовки дела к рассмотрению истец изменил, свои требования (принцип расчета задолженности) и просил суд взыскатьнедополученную сумму пенсии в период с января 2007 года по март 2010 года, в размере 19 558 руб., а также дополнил свои требования и просил взыскать убытки, вызванные обесцениваем недополученных сумм в размере 20 000 руб.
В судебном заседании истец поддержал свои требования. В обоснование которых указывает, что являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца с января 2007 года по март 2010 года. Плательщиком пенсии являлось Главное Управление внутренних дел по Саратовской области. В указанный период ответчик неправильно исчислял размер пенсии, что влекло её недоплату. В частности ни разу не платил отдельно паек, включая его в размер денежного довольствия для расчета пенсии. А в декабре 2007 года и паек перестал учитывать при определении размера пенсии. Так же неправильно определялся размер пенсии при её перерасчете (изменении пенсии в сторону увеличения), не учитывая при расчете пенсии, предусмотренную законом ежемесячную доплату в размере 240 руб.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на то, что размер пенсии определялся правильно в течение всего спорного периода. Стоимость продовольственного пайка включается в состав денежного довольствия для определения размера пенсии, а не выплачивается отдельно. С ноября 2007 года, само понятие продовольственного пайка было исключено из закона, поэтому он и не учитывался при определении размера пенсии с указанного времени. При определении размера пенсии истец производит неправильный расчет. В частности он берет размер пенсии до перерасчета, прибавляет к нему ежемесячную доплату пенсии в размере 240 руб. и в последующем ведет расчет размера пенсии при её увеличении с учётом доплаты. В результате, в размер пенсии при перерасчете им включается доплата в размере 240 руб. Между тем, указанная доплата, не должна включаться при перерасчете пенсии, так как является самостоятельной частью пенсии. Поэтому при каждом изменении размера пенсии, расчет должен исходя из получаемого размера пенсии, но без учета доплаты в размере 240 руб. В противном случае, указанная доплата вновь включается в размер пенсии при каждом перерасчете. Эта ошибка в расчете и привела истца к выводу об якобы имевших место недоплат пенсии.
Выслушав стороны, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, с 1997 года, истица являлась получателем пенсии по потере кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В спорный период с 1 января 2007 года по 4 февраля 2008 года Неупокоева З.П. получала пенсию по потере кормильца в размере 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 вышеназванного Закона.
Статья 37 данного закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года предусматривала, что пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона. После указанной даты, минимальный размер пенсии был повышен до 150процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Статья 46 Закона предусматривала, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях повышения жизненного уровня отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года №176 с 1 марта 2005 года установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в размере 240 рублей.
Согласно п. 2 названного Указа, ежемесячная доплата производится одновременно с выплатой пенсий за счет средств федерального бюджета, выделяемых на их выплату.
В соответствии со ст. 46 Закона в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-Ф3, вступившего в силу с 1 января 2008 года минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости исходя из этого увеличения.
В январе 2007 года (начало спорного периода) размер пенсии, выплачиваемой истице был установлен исходя из денежного довольствия супруга истицы, должностного оклада в размере 2763 руб., оклада по званию в размере 1264 руб. процентной надбавки за выслугу лет в размере 2818 руб. и с учётом продовольственного пайка в размере 608 руб. 33 коп.. то есть всего 7454 руб. 23 коп. При этом размер пенсии, составил 30 процентов от указанно суммы 2236 руб. 27 коп. (7454,23 : 100 х 30), а с учетом ежемесячной надбавки 2476 руб. 27 коп. (2236,27 + 240).
Данный расчет соответствует положениям вышеприведенных норм. При этом истица ошибочно считает, что в денежное довольствие стоимость продовольственного пайка не подлежит включению, а данная сумма должна выплачиваться отдельно, по следующим основаниям.
Из содержания пункта "б" части 1 ст. 49 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", следует, что при пересмотре уже назначенной пенсии, принимается во внимание, уровень денежного довольствия, учитываемый при её исчислении. Следовательно, перерасчет пенсии, производится из денежного довольствия, включающего в себя те же составляющие, что и при её назначении.
При этом в соответствии со ст. 43 названного Закона, при назначении пенсий, их исчисление производится исходя из денежного довольствия, включающего в себя месячную стоимость соответствующего продовольственного пайка.
В соответствии с пунктом 2 той же нормы порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Этот порядок установлен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление).
В подпункте "б" пункта 14 Постановления указано, что пересмотр ранее назначенных пенсий по нормам, установленным законодательством, производится исходя из определенной в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего постановления суммы увеличения денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
В соответствии с пунктом 1 ст. 14 Федерального Закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.
Из чего следует, что продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в двух формах, а именно, путем натурального продовольственного обеспечения либо в виде выплаты денежной продовольственной компенсации.
Согласно пункту 11 названного выше Постановления, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсий.
Из изложенного следует, что денежное довольствие, учитываемое при назначении и пересмотре пенсий, представляет собой сумму размера денежного довольствия и стоимости продовольственного пайка.
С 1 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 311-ФЗ из денежного довольствия, применяемого для исчисления пенсии (ст. 43 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) исключена стоимость продовольственного пайка.
Соответствующие изменения были внесены и в постановление Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 года № 837.
Из чего следует обоснованность действий ответчика, с 1 декабря 2007 года, производившего исчисление размера пенсии, уже без учёта размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка. При этом с указанной даты истице был произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел до 2672 руб. 40 коп., а с 1 февраля 2008 года, в связи с очередным увеличением окладов денежного содержания до 2913 руб. 63 коп. (без учета ежемесячной надбавки в размере 240 руб.). С учетом надбавки размер выплачиваемой пенсии составлял 2912 руб. 40 коп. и 3153 руб. 63 коп. соответственно.
В январе 2008 года базовая часть трудовой пенсии по старости была установлена в размере 1560 руб. (здесь и далее пп. 1 п. 1 ст. 18 от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г.), а значит, пенсия истицы не могла быть ниже: 1560х1,5 = 2340 руб.
Как указывалось выше без учета доплаты к пенсии по Указу президента № 176 от 18 февраля 2005 года в январе 2008 года была выше установленного минимального размера 2672 руб. 40 коп.
В феврале 2008 года в связи с очередным увеличением окладов денежного содержания сумма пенсии составила 2913 руб. 63 коп., что также выше минимального размера, также доплата 240 руб. доплата по Указу Президента РФ от 18 февраля 2005 года №176.
С 1 августа 2008 года был увеличен размер базовой части трудовой пенсии до 1794 руб., увеличился размер минимальной пенсии: 1794 х 1,5 = 2691 руб., что также ниже получаемой истицей пенсии.
С 1 октября 2008 года увеличилась пенсия истицы в связи с увеличением оклада денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, размер пенсии составил 3176 руб. 28 коп. + + 240 руб. доплата по Указу Президента РФ. от 18 февраля 2005 года №176.
С 1 марта 2009 года увеличился размер базовой части трудовой пенсии и минимальная сумма пенсии составила: 1950 х 1,5 = 2925 руб. Однако, и на эту дату минимальная пенсия не превышала размер получаемой Неупокоевой З.П. пенсии.
С 1 августа 2009 года увеличился оклад денежного содержания, и пенсия истицы стала составлять 3447,09 руб. + 240 руб. доплата по Указу Президента РФ от 18 февраля 2005 года №176 (минимальная пенсия - 2925 руб.)
С 1 декабря 2009 г. увеличился размер базовой части трудовой пенсии по старости: 2562 х 1,5 = 3843 руб.
Поскольку пенсия Неупокоевой З.П. осталась в прежнем размере - 3447,09 руб., в соответствии с вышеназванной нормой ст. 46 Закона с 1 декабря 2009 года ей стало выплачиваться 3843 руб. + 240 руб. (доплата по Указу Президента РФ от 18 февраля 2005 года №176) = 4083 руб.
Начисление пенсии в указанных размерах подтверждается справками Центра пенсионного обслуживания Главного Управления внутренних дел по Саратовской области и листками перерасчета пенсии из пенсионного дела Неупокоевой З.П.
Из изложенного следует, что в спорный период размер пенсии истице определялся верно, всегда предусматривалась доплата к пенсии в размере 240 руб. по Указу Президента РФ от 18 февраля 2005 года №176.
В тоже время, как видно из окончательного расчёта задолженности представленного истицей, его составляют требования о ежемесячной выплате 240 руб. доплаты по Указу Президента РФ от 18 февраля 2005 года №176 за 39 месяцев (спорный период) и 30 процентов от стоимости продовольственного пайка, за тот же период в размере 182 руб. (608.33 : 100 х 30).
Факт производства истице выплаты заработка в приведенных выше размерах подтверждается данными сберегательной книжки Неупокоевой З.П. серии ОВ № 7832317 в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ в лице Саратовского отделения № 8622/200287 и выпиской из лицевого счета истицы, на который перечислялась пенсия.
При таком положении суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска о взыскании недополученных сумм пенсии, а также вытекающих из них требований о возмещении убытков, вызванных обесцениванием недополученных сумм пенсии.
Руководствуясь статьями 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Неупокоевой Зинаиде Петровне отказать в удовлетворении иска к Главному Управлению внутренних дел по Саратовской области о взыскании недополученных сумм пенсии в период с января 2007 года по март 2010 года, в размере 19 558 руб. и убытков, вызванных обесцениваем недополученных сумм в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 15 февраля 2011 года.
судья А.А. Сидоровнин