Дело №2-380/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ПКФ «Барко» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, возложении обязанности устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Прокуратурой Ленинского района города Саратова совместно с комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности ООО ПКФ «Барко». В ходе проверки установлено, что ООО ПКФ «Барко» осуществляет деятельность по изготовлению профилированного настила и металлочерепицы, а также по реализации строительных материалов. У ООО ПКФ «Барко» имеется стационарный источник загрязнения атмосферы, которым является газовый котел, используемый для отопления помещений. При сгорании природного газа в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, бензапирен. Также в производственном помещении имеется двухсторонний заточной станок, вертикально-сверлильный станок (2 шт.) и другое оборудование, при работе которого происходит выделение загрязняющих веществ в атмосферу.
При этом нормативно-разрешительная документация по воздуху у предприятия отсутствует, а именно: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ); разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 2010 г.
Согласно ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Также установлено, что в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов производства и потребления: ртутные лампы отработанные в брак, мусор от бытовых помещений несортированный, прочие коммунальные отходы (мусор производственный), обтирочный материал, песок загрязненный маслами, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и т.д., всего 10 наименований, общей массой 7,159 т/год. Однако в нарушение требований ст.ст. 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов 1-1У класса опасности, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, предприятием не разработаны. Учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на предприятии не ведется.
Статья 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 39 указанного закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-ГУ класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-1V класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-1V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ст.22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ООО ПКФ «Барко» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и города Саратова.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ- прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных, образований. В связи с изложенным, просит признать незаконным бездействие ООО ПКФ «Барко», выразившееся в не проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; не разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов; не получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработке паспортов опасных отходов и не ведении первичного учета по обращению с отходами, обязать ООО ПКФ «Барко» в срок до 01.05.2011 г.:
- провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу;
- оформить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов;
- организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обеспечить ведение журналов первичного учета;
- приказом по предприятию назначить ответственных за основные направления природоохранной деятельности, в том числе: ответственного за своевременность оплаты платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, ведение первичного учета по отходам производства и потребления.
Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - директор ООО ПКФ «Барко» Бартоломей В.Р. в судебное заседание не явился, в своем заявлении адресованном суду просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Положения ч.4 ст. 198 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Третье лицо- Комитет охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области, извещенный надлежащим образом, в суд не явился.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой Ленинского района города Саратова совместно с комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности ООО ПКФ «Барко», в ходе которой установлено, что ООО ПКФ «Барко» осуществляет деятельность по изготовлению профилированного настила и металлочерепицы, а также по реализации строительных материалов. У ООО ПКФ «Барко» имеется стационарный источник загрязнения атмосферы, которым является газовый котел, используемый для отопления помещений. При сгорании природного газа в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, бензапирен. Также в производственном помещении имеется двухсторонний заточной станок, вертикально-сверлильный станок (2 шт.) и другое оборудование, при работе которого происходит выделение загрязняющих веществ в атмосферу.
При этом нормативно-разрешительная документация по воздуху у предприятия отсутствует, а именно: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ); разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 2010 г.
Также установлено, что в процессе производственной деятельности предприятия образуются следующие виды отходов производства и потребления: ртутные лампы отработанные в брак, мусор от бытовых помещений несортированный, прочие коммунальные отходы (мусор производственный), обтирочный материал, песок загрязненный маслами, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и т.д., всего 10 наименований, общей массой 7,159 т/год. Однако в нарушение требований ст.ст. 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта отходов 1-1V класса опасности, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, предприятием не разработаны. Учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на предприятии не ведется.
Статья 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 39 указанного закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-ГУ класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Па отходы 1-1У класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-1V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ст.22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ООО ПКФ «Барко» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав РФ, субъекта РФ и города Саратова.
Ответчику известны последствия признания ответчиком иска, влекущие вынесение судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, о чем свидетельствует написанное представителем заявление.
Согласно ст. 39 ГПК РФ признание иска ответчиком принято судом, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Оснований для непринятия признания иска ответчиком у суда нет.
В связи с чем, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ООО ПКФ «Барко», выразившееся в не проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; не разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов; не получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработке паспортов опасных отходов и не ведении первичного учета по обращению с отходами.
Обязать ООО ПКФ «Барко» в срок до 01.05.2011 г.:
- провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу;
- оформить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов;
- организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обеспечить ведение журналов первичного учета;
- приказом по предприятию назначить ответственных за основные направления природоохранной деятельности, в том числе: ответственного за своевременность оплаты платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, ведение первичного учета по отходам производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения 14 февраля 2011 года.
Судья Е.В. Аршинова