взыскание ущерба



№2-616/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе:

председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре Кошкиной О.А.,

с участием старшего помощника прокурора Масаловой Ю.В.,

представителя истца Козырской Е.В.,

представителей ответчика Нижниковой Ю.С., Воякиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучкина Ивана Ивановича к Военному комиссариату Саратовской области об обязании произвести выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью, выплаты единовременной задолженности по ежемесячному возмещению вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Пучкин И.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области с требования об обязании произвести выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 99 299 руб. 74 коп. начиная с 01 марта 2011года, а также выплатить единовременно задолженность по ежемесячному возмещению вреда здоровью за январь и февраль 2011года в размере 12 127 руб. 39 коп. мотивируя заявленные требования тем, что в 1986 году принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, будучи военнослужащим. В результате облучения у меня наступила стойкая утрата трудоспособности (инвалидность 2 группы), что было установлено заключением МСЭ.

В соответствии с решением Фрунзенского районного суда от 11.02.2010 года с 01.01.2010года мне была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС второй группы с применением индекса 1,1 в размере 93 299 руб. 74 коп.

В соответствии с ФЗ от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О бюджете на 2011 год и на плановый период 2012и 2013 годов, принятый ГД ФС РФ 24.11.2010 года» с. 10 п. 5 Установлен размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за чет средств Федерального бюджета с 1 января 2011 года в размере 1,065.

В соответствии со справкой, выданной ответчиком, индексация сумм возмещения вреда здоровью с 01.01.2011 года военным комиссариатом не проводилась.

Истец в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца Козырская Е.В. в судебном заседании поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Нижникова Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме просил отказать, представил письменный отзыв, в котором указывает о том, что в пункте 3.2 постановочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №11-П указывается, что исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997г. №18-П), в данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, закрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (часть первая статьи 16). Впредь, до внесения изменений в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ, лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных к названных федеральных законах.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое их иное истолкование в правоприменительной практике.

Указанная правовая норма подтверждена постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35, которым констатируется: «Таким образом, указанное в данном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001г., а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд».

Федеральным законом от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004г.г.-30 000руб., 2005, 2006г.г -33000 руб., 2007г. -36000 руб., 2008 г.- 39840 руб., 2009г.- 45020 руб., 2010г.- 49520 руб. и 2011г. - 52740 руб.).

Норма об ограничении денежной суммы в возмещение вреда максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, содержится также в Федеральном законе от 24 августа 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», регулирующем возмещение вреда.

Согласно указанным федеральным законам установленные ограничения применяются при назначении или увеличении страховых выплат и эти выплаты не могут превышать установленный на соответствующий год максимальный размер.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 02-18/06-12250.

Учитывая установленные законодательством Российской Федерации ограничения, индексация или перерасчет назначенных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, могут быть произведены только в пределах установленных законодательством Российской Федерации максимальных размеров страховых выплат на очередной финансовый год.

Суд, заслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Судом установлен факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получения связанной с этим инвалидности, право на получение сумм возмещения вреда и иных связанных с этим выплат, что подтверждается представленными документами и ответчиком не оспаривается. Кроме того, представленными документами, подтверждается также факт получения истцом денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью с учетом их индексации.

Решением Фрунзенского районного суда от 11.02.2010г. истцу с 01.01.2010года была назначена и выплачивается по настоящее время ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС второй группы с применением индекса 1,1 в размере 93 299 руб. 74 коп.

Федеральным законом от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ, принятого законодателем во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ранее назначенных сумм (исчисленных из заработка) в размерах, не превышающих максимального размера страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации максимальные размеры страховых выплат установлены в размерах: 2002, 2003, 2004 г.г.-30 000руб., 2005, 2006 г. г -33000 руб., 2007 г. -36000 руб, 2008 г.- 39840 руб., 2009 г.- 45020 руб., 2010 г.- 49520 руб. и 2011 г. - 52740 руб.).

В Постановлении Конституционного Суда от 19.06.2002г. №11-П указано, что поскольку все лица здоровью которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет на определение критериев исчисления размере денежных компенсаций. Поэтому законодатель исходил из принципов справедливости, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и от уровня их заработной платы.

Законодатель, устанавливая твердые размеры денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам, желал обеспечить им равные права на получение равных денежных компенсаций в зависимости только от установленной группы инвалидности.

Далее Конституционный Суд в пункте 3.1 своего Постановления от 19.06.2002г. говорит о том, что, переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на признании конституционного принципа равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Кроме того, ФЗ № 5 от 12.02.2001г. предусматривал ежегодную индексацию денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда «чернобыльцам» исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Ст. 1 Закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.

Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005г. в п.3.2. указывает: «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от 24 мая 2001года №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Сквера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как указывается в пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 N 35 (ред. от 11.05.2007), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, выступают процессуальными представителями государства в судебном споре (в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона). Из смысла Базового Закона, устанавливающего выплаты чернобыльцам за счет средств Федерального бюджета следует, что именно государство взяло на себя ответственность возмещать вред, причиненный Чернобыльской катастрофой в полном размере, что отмечалось и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. N11-П, выражающем аналогичную правовую позицию по данному вопросу.

Изложенное предполагает, во-первых, право инвалида на своевременное и соответствующее требованиям закона возмещение, а, следовательно, и соответствующую этому праву обязанность государства в лице органов социальной защиты своевременно и в размере, соответствующем требованиям закона предоставить такое возмещение.

Ст. 1 закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 « Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005года индексация размеров возмещения вреда и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

Федеральным законом от 04.11.2005г. №141-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» установлен уровень роста инфляции на 2005год 10 - 11%. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. №163 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005г.№292 и от 09.08.2005г. №496» установлено, что получаемые мною установлено,од 10 - 11% денежные компенсации возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежат индексации за 2005 год на индекс 1,1.

В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в редакции от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 года в редакции внесенных в него изменений от 5.04.2005 года Постановлением № 7 (пункт 7) часть 3 статьи 2 Закона РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001 года предполагает право инвалида на индексацию размеров выплат, предусмотренных частями 1 и 2 данной нормы, без каких-либо ограничений. При этом также указывается, что предусмотренное ограничение максимальной страховой выплатой является способом определения предельного размера выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных выплат сумм возмещения вреда здоровью.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в том что положение ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, по вине органов обязанных осуществлять такие выплаты.

Федеральным законом РФ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановые периоды 2012 и 2013годов» установлен размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за чет средств Федерального бюджета с 1 января 2011года в размере 1,065.

Начиная с 2011г. размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью должен составлять:

93299 руб. 74 коп. х 1,065 = 99363 руб. 43 коп.

Таким образом сумма задолженности на 1 марта 2011 года составляет: (99363,43 - 93299,74) х 2 мес. = 6063,70х2 мес. = 12 127 руб. 39 коп.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, определив размер убытков путем индексации помесячной недоплаты сумм возмещения вреда здоровью на индексы потребительских цен.

Руководствуясь ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Военный комиссариат Саратовской области производить Пучкину Ивану Ивановичу выплату ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 99 299 руб. 74 коп. начиная с 01.03.2011года.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплатить Пучкину Ивану Ивановичу единовременно задолженность по ежемесячному возмещению вреда здоровью за январь и февраль 2011г. в размере 12 127 руб. 39 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд с момента изготовления в окончательной форме 14 марта 2011года.

Судья: И.М. Садовая