Дело № 2-384/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.03.2011г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гусельниковой Антонины Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Саратовской области о признании недостоверными, не соответствующими закону сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения в государственный реестр, об исключении из государственного кадастра недвижимого имущества, сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Гусельникова А.А. (до брака Суслова) на основании свидетельства о государственной регистрации прав от 17.04.2008 года (серия <адрес>), является собственником земельного участка, площадью 7083,0 кв.м., имеющего кадастровый номер № и расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, она, как собственник земельного участка обязана оплачивать земельный налог, размер которого определяется налоговым органом с учетом поступающих из федерального органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, таких экономических характеристик земельного участка, как удельный показатель кадастровый стоимости и кадастровая стоимость земельного участка. Из кадастровых выписок о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) истцу стало известно о сформированных в государственном кадастре недвижимости экономических характеристиках принадлежащего ей земельного участка. Согласно кадастровой выписки от 11.10.2010 года №, стоимость земельного участка на 01.01.2009 года установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области №-П от 30.11.2007 года в размере 14 854 892,58 рублей; от 11.10.2010 года №, кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области №-П от 07.07.2009 года, в размере 14 300 647,83 рублей. Ответчиками в государственном кадастре недвижимости были сформированы экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № - его кадастровая стоимость в размере 14 854 892,58 рублей и 14 300 647,83 рублей, а также размер удельного показателя кадастровой стоимости, составляющего 2097,26 руб./кв.м и 2019,01 руб./кв.м.. Достоверность этих экономических характеристик земельного участка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", положениями Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007г., не подтверждена, что, по мнению истца свидетельствует о недостоверности, незаконности экономических характеристик. В связи с изложенным, истец, уточнив свои требования, просил суд признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, касающиеся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 7083,0 кв.м., имеющего кадастровый номер № и расположенного по адресу: <адрес>, внесенные в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 300647,83руб. с момента их внесения и обязать ответчиков исключить из государственного кадастра недвижимости данные экономические характеристики с момента их внесения.
Истец, Гусельникова А.В., извещена о слушании дела надлежащим образом, что подтверждено почтовым уведомлением ее представителем, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца, по доверенности Шварев М.В.. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что истцом пропущен трехмесячный срок на подачу заявленных требований, а также по тем основаниям, что решением межрайонного отдела № Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Саратовской области» № Ф37/11-136 от 02.02.2011г. оспариваемые истцом сведения признаны технической ошибкой и постановлено аннулировать из реестра запись об экономических характеристиках, с даты их возникновения, внести изменения в акты определения кадастровой стоимости земельных участков на кадастровый квартал № от 02.07.2008г. и от 14.09.2009г., исключив запись по земельному участку истца, с кадастровым номером №. Одновременно представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области указала, что полномочия по ведению кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.12.2010г. возложена на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Саратовской области».
Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Саратовской области», просила в иске отказать по основаниям, на которые сослался представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, одновременно указала, что оспариваемые действия ответчиков прав истца не нарушают.
Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, что истец, Гусельникова А.А. (до брака Суслова), на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.04.2008 года серия <адрес>, является собственником земельного участка, площадью 7083,0 кв.м., имеющего кадастровый номер №. Данный земельный участок расположен по адресу: <адрес>. Согласно кадастровой выписки от 11.10.2010 года №, стоимость земельного участка на 01.01.2009 года установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области №-П от 30.11.2007 года в размере 14 854 892,58 рублей; кадастровой выписки от 11.10.2010 года №, кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области №-П от 07.07.2009 года, в размере 14 300 647,83 рублей. Ответчиками в государственном кадастре недвижимости были сформированы экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № - его кадастровая стоимость в размере 14 854 892,58 рублей и 14 300 647,83 рублей, а также размер удельного показателя кадастровой стоимости, составляющего 2097,26 руб./кв.м и 2019,01 руб./кв.м. В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2005) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Расчет кадастровой стоимости земельных участков производится в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 и разработанными в его реализацию Техническими рекомендациями, утвержденными Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1,10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
Согласно пункта 9.9. Регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 9.9 Регламента). Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Регламента).
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельной кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (п.11.1 Регламента), которая осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение (п.11.2 Регламента), и в случае выявления несоответствий, утвержденных сведений предоставленным на утверждение, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков, которые соответствуют сведениям ранее представленным на утверждение ( п.11.4 Регламента). В отношении тех сведений, которые не соответствуют ранее представленным на утверждение, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление о выявленном несоответствии и невнесении таких сведений в государственный земельный кадастр( п.11.5 Регламента).
Изложенное свидетельствует о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации является единственным компетентным органом, в полномочия которого входит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов путем принятия акта об утверждении ее результатов. Орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр результаты государственной кадастровой оценки, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом, показатели должны содержаться в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № от 25.12.2008 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. На территории Саратовской области соответствующие изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области произошли 13 августа 2010 года. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/352 от 09 июля 2010 года утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. В соответствии со статьей 70 Земельного Кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно приказу Росземкадастра от 26.09.01 г. № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, включая кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) через соответствующие земельные кадастровые палаты.
Таким образом, органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра является Управление Роснедвижимости по субъекту РФ, т.е. в рассматриваемом деле органом кадастрового учета является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области). В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30, на основании решения данного органа, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.03.2009 года № 409-р организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости (включая ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ), отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Целью деятельности государственных учреждений (ФГУ «Земельная кадастровая палата»), определенной их уставами, является обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) и кадастрового учета недвижимого имущества, включая формирование и хранение документации, образующейся в рамках данной деятельности.
Функции по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, на основании сведений, предоставляемых Управлением Роснедвижимости по Саратовской области, которое осуществляет контроль, предоставляет сведения для внесения в реестр, удостоверяет представленные на согласование кадастровые паспорта.
Постановлением Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (Приложение 1) были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов, полученных в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, в том числе, и для кадастровых кварталов земельных участков Хвалынского муниципального района. Позднее, Приложение № 1 к постановлению Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года было признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области № 75-П от 03.03.2009 года. Постановлением Правительства Саратовской области № 121-П от 02.04.2009 года (Приложение № 1) были вновь утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов. Постановлением Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2009 года постановление Правительства Саратовской области № 121-П от 02.04.2009 года было признано утратившим силу, им же были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов (Приложение № 1) и значения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Саратовской области (Приложение № 3). Ни одним из вышеуказанных нормативных актов не были утверждены экономические характеристики в отношении спорного участка, т.е. размер удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала №, и/или кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №.
Несмотря на то, что органом исполнительной власти субъекта РФ (Правительством Саратовской области) экономические характеристики (кадастровая стоимость) спорного земельного участка утверждены не были, ответчиками были обеспечены к внесению сведения об экономических характеристиках (кадастровой стоимости) этого земельного участка, доказательством чему выступают выписки из государственного кадастра недвижимости от 11.10.2010 года № и №.
Таким образом, ответчиками в государственном кадастре недвижимости были сформированы экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № - его кадастровая стоимость в размере 14 854 892,58 рублей и 14 300 647,83 рублей, а также размер удельного показателя кадастровой стоимости, составляющего 2097,26 руб./кв.м и 2019,01 руб./кв.м., достоверность которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", пунктом 10 Регламента, не подтверждена.
Изложенные обстоятельства позволяют удовлетворить требования истца о признании недостоверными, не соответствующими закону сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 7083,0 кв.м., имеющего кадастровый номер № и расположенного по адресу: <адрес>, внесенные в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 300647,83руб., с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя требования истца в этой части, суд учитывает, что наличие указанных сведений в реестре недвижимости нарушает права и законные интересы истца, поскольку сведения об экономических характеристиках земельного участка влияют на величину земельного налога.
Так, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли. Одной из формы платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель признается плательщиком земельного налога. В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу приведенных выше процессуальных норм обжалованию и восстановлению подлежат действия (бездействие), решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Восстановлению подлежат законные прав и свободы заявителя, если они нарушены незаконными, противоправными, виновными действиями лица, чьи действия( бездействие) обжалуются.
Суд не соглашается с доводами представителей ответчика о пропуске истцом срока на подачу заявленных требований, поскольку возникшие правоотношения являются длящимися и в виду спора о праве на возникшие правоотношения распространяются общий срок исковой давности.
Вместе с тем, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчиков обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости оспариваемые экономические характеристики, при этом суд учитывает, что решением межрайонного отдела № Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Саратовской области» № Ф37/11-136 от 02.02.2011г. оспариваемые истцом сведения признаны технической ошибкой и постановлено аннулировать из реестра запись об экономических характеристиках, с даты их возникновения, внести изменения в акты определения кадастровой стоимости земельных участков на кадастровый квартал 64:37:141602 от 02.07.2008г. и от 14.09.2009г., исключив запись по земельному участку с кадастровым номером 64:37:141602:32. Данное обстоятельство свидетельствует о добровольном удовлетворении требований истца. Доказательств того, что названное решение, в части исключения из государственного кадастра недвижимости недостоверных экономических характеристик земельного участка, не исполнено, истцом представлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Гусельниковой Антонины Владимировны удовлетворить частично.
Признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, касающиеся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка площадью 7083,0 кв.м., имеющего кадастровый номер № и расположенного по адресу: <адрес>, внесенные в государственный кадастр недвижимости в виде значений: удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,3 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 097,26 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 854 892, 58руб.; удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 019,01 руб./кв.м и кадастровой стоимости в размере 14 300647,83руб., с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.М. Подветельнова