Борисова - УПФР



дело №2-613/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Ирины Владимировны к ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ :

Борисова В. В. обратилась в суд указав, что решением ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №787 от 22.12.2010 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы. Считает решение незаконным. Ответчик засчитал в стаж лечебной деятельности 27 лет 9 месяцев и 28 дней, и не засчитал в льготном исчислении периоды работы, которые должны быть засчитаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. А также на основании постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Ей не были засчитаны в льготном исчислении периоды работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога в подстанции №7 в связи с тем, что представленные первичные документы не содержат сведений о ее занятости в отделениях (выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации).

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 право на льготное исчисление выслуги - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев предоставляется врачам анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. В соответствии с Перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 право на льготное исчисление выслуги предоставляется врачам анестезиологам-реаниматорам, в том числе заведующим отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации. В спорные периоды она работала согласно приказа №1-Л от 03.01.1996 г. и записи №14 в трудовой книжке в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога подстанции №7. Подстанция №7 является реанимационной подстанцией со специализированными анестезиолого-реанимационными бригадами, что подтверждается приказом Саратовского городского отдела здравоохранения от 11.05.1988 г..

То обстоятельство, что в первичных документах наименование структурных подразделений произведено по вине должностных лиц не в точном соответствии с поименованными в Списках, не исключает реализации ее пенсионных прав, поскольку фактически ее должностные обязанности и функции, характер лечебной деятельности структурного подразделения соответствовали тем, которые дают право на назначение досрочной пенсии.

Ее работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога в составе выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии реанимации подтверждается предоставлением льготы в виде 15% надбавки к заработной плате за вредность в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.11.1986 г. №1480, Приказа МЗ РФ от 24.02.1998 г. №48 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» и Приказа МЗ РФ от 16.10.1999 г. №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения». Ее работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады анестезиологии-реанимации подтверждается тем, что перед переводом в реанимационно-анестезиологическую бригаду и в последующие года она проходила курсы повышения квалификации по специальности «анестезиология и реанимация» Неточность записей подтверждается приказом №95-Л от 26.04.2005 г. о приведение в соответствие с действующим законодательством РФ должностей сотрудников ММУ ГССМП, п. 2.4 которого ее должность с 01.11.1999 г. считается «врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации». Издание данного приказа было вызвано массовыми спорами и отказами пенсионного фонда в назначении досрочных пенсий работникам ММУ ГССМП.

С 31.12.1995 г. по настоящее время ее должностные обязанности и структурное подразделение не изменились. Они определены должностной инструкцией, Положением об организации деятельности подстанции №7 выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и трудовым договором. Пенсионный фонд необоснованно не засчитал в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г., 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., с 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г.. В связи с чем, просит признать незаконным решение ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №787 от 22.12.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а также протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2806 от 22.12.2010 г. в части не зачета в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год и 6 месяцев периодов работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., с 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г. и обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочную трудовую пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с 10.11.2010 г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога в подстанции №7 ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г..

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали, дав объяснения, аналогичные, изложенным в иске.

Представитель ответчика иск не признала по тем основаниям, что поскольку законодатель в структуре ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ предусмотрел пункт 2, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация права медицинских работников вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна. Смысл данного нормативного акта не сводится к единственному условию о назначении трудовой пенсии по старости только в связи с педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а также творческой деятельностью. К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях, структурных подразделениях, а строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года издано постановление № 781, которым утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.

Следовательно, при определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может применяется в совокупности со Списками должностей, Правилами исчисления сроков выслуги лет, утвержденных Постановлением СМ СССР от 06.09.1991 г. №464 (действует в отношении периодов работы до 01.11.1999 г.) и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (действует в отношении периодов с 01.11.1999г. по 12.11.2002г., а Правила, утвержденные пунктом 1 вышеуказанного Постановления по желанию гражданина могут применяться за периоды работы до 01.11.1999г.)

Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий:

-работа в определенных должностях, поименованных в Списках;

-определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках. При исчислении медицинского стажа в льготном порядке, т.е. один год работы за один год и шесть месяцев, необходимо выполнение одновременно еще одного условия:

- работа определенных структурных подразделениях. В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечня один год работы засчитывается в стаж лечебной деятельности как один год и шесть месяцев». Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрено льготное исчисление периодов работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев в должности врачей-анестезиологов-реаниматоров (врачей-анестезиологов-реаниматологов), в том числе заведующих, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации.

Согласно трудовой книжке Борисова И.В. с 31.12.1995г. переведена на должность врача анестезиолога-реаниматолога; согласно первичных документов (приказов, лицевых счетов за 1996-1999г.г.) Борисова И.В. значится врачом анестезиологом-реаниматологом п/с № 7; согласно тарификационных списков за 1996-1999г.г. протарифицирована как в/врач неон, подстанции № 7; согласно штатного расписания за 1995-1999г.г. - предусмотрена реанимационная подстанция № 7.

Таким образом, первичными документами не подтверждается занятость Борисовой И.В. в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, в связи с чем, оснований для льготного исчисления периодов работы не имеется.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. № 25 судам предоставлено право решать вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ данным правом не наделены и вопрос о назначении или отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости решается ими на основании представленных заявителем документов. А поскольку первичными документами не подтверждается право на льготное исчисление периодов работы Борисовой И.В., то протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2806 от 22.12.2010г. и решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 787 от 22.12.2010г. являются законными и обоснованными.

Необоснованными являются требования о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы (то есть периодов осуществления трудовых функций, обязанностей). Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации данными Правилами не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 выше указанных Правил... при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами..., применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

В соответствии с п. 4 Правил..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, Правила... содержат исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в данном перечне не предусмотрены. Также следует отметить, что в Правилах... приведен не исчерпывающий перечень периодов, не подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ. Так, данными Правилами... не предусмотрен отпуск без сохранения заработной платы, административный отпуск и т.п.. Соответственно, довод истицы о том, что периоды курсов повышения квалификации не предусмотрены в Правилах... среди периодов, не подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ, следовательно они подлежат включению в стаж лечебной деятельности, является необоснованным.

Аналогичные нормы имели место в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

Необходимо отметить, что КЗоТ РФ не предусматривает включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, в том числе в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

Кроме того, учитывая, что КЗоТ РФ - совокупность норм общей части трудового права, а Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и принятые в его исполнение Постановления Правительства РФ, в том числе и Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, Постановление Правительства РФ от 27.10.2002 г. №781 - совокупность специальных норм, которые регулируют определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д., то вопрос включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации необходимо рассматривать с учетом Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Разъяснения Министерства труда от 22.05.1996г. №5, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 которые в свою очередь не допускают включение вышеуказанных периодов в стаж лечебной деятельности.

Более того, необоснованно требование о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. Правила от 11.07.2002г. определяют общий подход к порядку исчисления отдельных периодов работы всех категорий граждан, которым предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам статей 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г., не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

Положение пункта 5 Правил... от 29.10.2002г. предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1-3 названного Перечня. Аналогичное положение содержится в Постановлении Совета Министров СССР от 06.09.1991г. №464. В связи с чем, просит в иске отказать.

Представитель МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» просила иск удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 (часть1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.

В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии со ст. 60, 67 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а суд оценивает допустимость каждого доказательства, которая прежде всего относится к соблюдению процессуальной формы доказывания. Допустимость доказательств - это их соответствие требованиям закона относительно источника, способа собирания и вовлечения в гражданский процесс сведений о фактах, а смысл допустимости- побудить стороны соответствующим образом оформлять свои правовые отношения.

Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 22.12.2010 г. №128 Борисовой И. В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Ответчиком не были включены в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды работы: в льготном исчислении периоды работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога в подстанции №7; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г., 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., с 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г..

Данное решение является незаконным, подлежит отмене, поскольку нарушает конституционные права истицы на пенсионное обеспечение по следующим основаниям.

В соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статье 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Вышеназванным законом предусмотрено положение, которым Правительству РФ делегировано право утверждать Списки профессий и должностей, учреждений (структурных подразделений), в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ.

Правительством Российской Федерации от 29.10.2002года издано постановление № 781, которым утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений, также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.

Правительством РФ от 29 октября 2002 года издано постановление N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и постановление от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии, с Правилами, исчисления. Периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения в городах и должностей врачей и среднего медицинского персонала (приложение к Правилам) работа в качестве врача анестезиолога-реаниматора, в том числе заведующим отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы. Об аналогичных правилах зачета периодов работы до 01.11.1999 г. работникам здравоохранения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении 1 года за 1 год 6 месяцев говорится в Постановлении СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, Правила, утвержденные пунктом 1 Постановления по желанию гражданина могут применяться за периоды работы до 01.11.1999г. Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий (при наличии одновременно двух условий (при исчислении медицинского стажа в календарном порядке) - работа в определенных должностях, поименованных в Списках; - определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.

При исчислении медицинского стажа в льготном порядке, то есть с применением коэффициента 1,5 (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), необходимо выполнение одновременно трех условий:

-работа в определенных должностях, поименованных в Списках; - определенных структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем, являющимся приложением к Правилам;

-определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках.

В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, правом на исчисление стажа лечебной деятельности в льготном порядке пользуются врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры); медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка.

Согласно пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, исчисление сроков лечебной деятельности производится в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.

Судом установлено, что Борисова И. В. осуществляла в спорные периоды времени деятельность в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога в подстанции №7 ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи». Подстанция №7 является реанимационной подстанцией со специализированными анестезиолого-реанимационными бригадами, что подтверждается приказом Саратовского городского отдела здравоохранения от 11.05.1988 г..

То обстоятельство, что в первичных документах наименование структурного подразделения произведено по вине должностных лиц не в точном соответствии с поименованными в Списках, не исключает реализации пенсионных прав истицы, поскольку фактически ее должностные обязанности и функции, характер лечебной деятельности структурного подразделения соответствовали тем, которые дают право на назначение досрочной пенсии.

Работа истицы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в составе выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии реанимации подтверждается предоставлением льготы в виде 15% надбавки к заработной плате за вредность в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.11.1986 г. №1480, Приказа МЗ РФ от 24.02.1998 г. №48 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» и Приказа МЗ РФ от 16.10.1999 г. №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения». Работа Борисовой И. В. в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады анестезиологии-реанимации подтверждается тем, что перед переводом в реанимационно-анестезиологическую бригаду и в последующие годы она проходила курсы повышения квалификации по специальности «анестезиология и реанимация» Неточность записей подтверждается приказом №95-Л от 26.04.2005 г. о приведение в соответствие с действующим законодательством РФ должностей сотрудников ММУ ГССМП, п. 2.4 которого должность Борисовой И. В. с 01.11.1999 г. считается «врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации».

С 31.12.1995 г. по настоящее время должностные обязанности истицы и структурное подразделение не изменились. Они определены должностной инструкцией, Положением об организации деятельности подстанции №7 выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и трудовым договором.

Так же подлежат включению в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., с 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г., поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации производится на основании приказов руководителя и является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы /должность/ и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления /страховые выплаты/ в пенсионный фонд.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным решение ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №787 от 22.12.2010 г. об отказе Борисовой Ирине Владимировне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а также протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2806 от 22.12.2010 г. в части не зачета в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год и 6 месяцев периодов работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., с 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г..

Обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Борисовой И. В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения с 10.11.2010 г., с учетом включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 31.12.1995 г. по 14.12.1997 г., с 16.01.1998 г. по 09.11.1998 г., с 29.12.1998 г. по 06.06.1999 г., с 08.07.1999 г. по 05.10.1999 г., с 06.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности выездного врача анестезиолога-реаниматолога в подстанции №7 ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.12.1997 г. по 15.01.1998 г., 10.11.1998 г. по 28.12.1998 г., с 07.06.1999 г. по 07.07.1999 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г., с 08.10.2007 г. по 18.10.2007 г., с 12.03.2008 г. по 26.04.2008 г., с 17.05.2010 г. по 26.06.2010 г., а также в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 г. по 10.07.1993 г., с 14.11.1995 г. по 30.12.1995 г..

Взыскать с ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Борисовой Ирины Владимировны государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, 21 марта 2011 года.

Судья А. А. Негласон