о возмещение вреда здоровью



Дело №2-510/11(объединено 2- 498, 2-511, 2-822, 2-771, 2-539,2-647,2-604)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

Председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре судебного заседания Кошкиной О.А.,

прокурора Масаловой Ю.В.,

с участием в деле:

представителей истцов Журавлева А.С., Авдеева В.П.,

представителей ответчика Нижниковой Ю.С., Сидоровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барыбина Николая Михайловича, Краснова Александра Сергеевича, Завалова Александра Павловича, Уварова Виктора Николаевича, Ковалева Валерия Ивановича, Фомина Вячеслава Николаевича, Часова Владимира Осиповича, Петрова Эдуарда Михайловича к Военному комиссариату Саратовкой области о признании права на возмещение вреда здоровью, обязании перерасчета выплат ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, взыскании задолженности,

,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с заявленными требованиями к ответчику по тем основания, что они являются пенсионерами МО РФ и находятся на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Саратовской области, принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, признаны инвалидами, в связи с заболеваниями, полученными при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС с установлением потери профессиональной трудоспособности бессрочно.

Полагают, что установление фиксированных ежемесячных компенсаций вреда здоровью привело к ухудшению их материального положения, и что они лишились признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

Истцы вначале 2011г. обратились в Военный комиссариат Саратовской области с просьбой осуществить перерасчет, получаемой ими ежемесячной денежной суммы возмещения вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Ответчик в удовлетворении заявлений отказал, по тем основаниям, что в соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001года №5-ФЗ ежемесячную денежную компенсацию в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, вправе получать только те инвалиды-чернобыльцы, которым она выплачивалась до вступления данного Федерального закона в силу, а они получают ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью после 15 февраля 2001года в твердом размере и, следовательно, такого права не имеют.

Истцы считают действия Военного комиссариата Саратовской области незаконными и ограничивающими их право на полное возмещение вреда здоровью в виде ежемесячной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, что ставит их в неравное положение с инвалидами-чернобыльцами, получавшими возмещение вреда до 15 февраля 2001года, а потому они вынуждены обратиться за судебной защитой.

В силу пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995года №179-ФЗ) им как инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением они с письменными заявлениями не обращались.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997года №18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12 февраля 2001года №5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, им, на основании пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001года №5-ФЗ) с 15 февраля 2001года была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердом размере с последующей индексацией.

Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 445 был утвержден Порядок и условия недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. На основании этого постановления им единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период с 1 февраля 2000 года по 14 февраля 2001 года в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью истцов чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 20 декабря 2010г. №21-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» признал, что содержащиеся в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

На основании конституционно-правового смысла указанных законоположений, выявленного в вышеназванном Постановлении, полагают, что имеют право на назначение с 15 февраля 2001года ежемесячной денежной компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 года 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 октября 2005г. N364-О констатируя, что уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, делает вывод о том, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Поэтому при расчете по данному иску, размер ежемесячной денежной суммы возмещения вреда здоровью, установленный с 15 февраля 2001года, подлежит индексации с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров по Саратовской области, как наиболее благоприятного для истца, получателя указанной выплаты, критерия её индексации, а после 01.01.2004года - на прогнозные индексы инфляции по РФ, установленные законами о федеральных бюджетах на очередной финансовый год.

Кроме того, считают, что разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления от 05.04.2005г. №7), конституционное толкование норм материального права, приведенное в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005г. № 364-О, от 03.11.2006г. № 445-О.

Недоплата должна быть рассчитана за весь период с 15.02.2001г. по 31.01.2011г.

Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, истцы полагают, что вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты уровня инфляции, использованы в расчетах для определения сумм, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №35 от 14 декабря 2000года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005года №7 и от 11 мая 2007года № 23, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцам, суд вправе удовлетворить требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Размер убытков в связи с несвоевременной выплатой денежных сумм должен определяется путем индексации помесячной задолженности по суммам возмещения вреда здоровью на индексы потребительских цен.

В ходе подготовки дела к рассмотрению Краснов А.С. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15158 рублей 37 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 925023 рублей 48 копеек.

Фомин ВН. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 23363 рубля 26 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 1291696 рублей 73 копейки.

Петров Э.М. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 21272 рубля 75 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 1073513 рублей 24 копейки.

Барыбин Н.М. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15353 рубля 55 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 616793 рубля 91 копейку.

Ковалев В.И. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 47236 рублей 45 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 4456616 рублей 93 копейки.

Часов В.О. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 9268 рублей 41 копейка с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 724160 рублей 48 копеек.

Уваров В.Н. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 22154 рубля 59 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 01. 2011года в размере 1631436 рублей 45 копеек.

Завалов А.П. уточнил исковые требования и просит признать право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 01.04.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15158 рублей 37 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31. 03. 2011года в размере 1412748 рублей 61 копейка.

Определением суда от 02.03.2011г. гражданские дела по искам Фомина В.Н., Краснова А.С., Петрова Э.М. были объединены для совместного рассмотрения под номером 2-510 \11 г., определением суда от 22.02.2011г. гражданские дела по искам Барыбина Н.М., Краснова А.С., Завалова А.П., Уварова В.Н., Ковалева В.И., Фомина В.Н., Часова В.О. были объединены для совместного рассмотрения с делом под номером 2-510 \11 г. по искам Фомина В.Н., Краснова А.С., Петрова Э.М. с присвоением общего номера 2-510\11.

В судебное заседание истцы Барыбин Н.М., Краснов А.С., Завалов А.П., Уваров В.Н., Ковалев В.И., Фомин В.Н., Часов В.О., не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Истец Петров Э.М. извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, не просил отложить слушание по делу, представил ходатайство о выделении его искового заявления для отдельного рассмотрения с его личным присутствием, так как доверенность на имя Журавлева А.С. им отозвана. Решая вопрос о возможности удовлетворения заявленного ходатайства суд, считает, что оснований для выделения иска Петрова Э.М. не имеется, а учитывая позицию ответчика, который настаивал на рассмотрении спора по существу в отсутствие не явившегося истца, извещенного о слушании и не просившего отложить судебное заседание считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Петрова Э.М. в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представители истцов Журавлев А.С., Авдеев В.П. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования истцов в полном объеме.

Представители ответчика Нижникова Ю.С., Сидорова А.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что истцы обратились с заявлением о назначении ежемесячной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью в военный комиссариат Саратовской области после 15.02.2001г. В соответствии с Федеральным Законом №5-ФЗ от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истцам была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме.

Вышеназванный Закон вступил в силу с 15 февраля 2001 года, которым был введен новый порядок правового регулирования возмещения вреда здоровью путем выплат денежных компенсаций в зависимости от группы инвалидности. Вместе с тем статьей 2 определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего закона гарантируется получение сумм возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или 4 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года по делу о проверке законности положений законов «О социальной защите граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС» признан конституционным переход к новому способу определения размера возмещения вреда и не предусматривает перерасчет сумм возмещения вреда здоровью из заработков, так как ст. 1 вышеназванного постановления указано о возможности сохранения и недопущения снижения ранее уже установленных сумм возмещения вреда здоровью. Конституционный суд РФ от 19 июня 2002 года определил лишь возможность сохранения ранее выплачиваемых сумм возмещения вреда здоровью до введения в действие закона РФ от 12 февраля 2001 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым был предусмотрен порядок сохранения лицам, получавшим возмещение вреда исходя из заработка и введен новый способ правового регулирования в получении денежной компенсации по группе инвалидности по выбору потерпевшего и никакого другого перерасчета сумм возмещения вреда не предусмотрено.

Таким образом, истцы в настоящее время не правомерно требует перерасчета ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, так как оно не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, инфляционные убытки есть способ возмещения вреда. Как мера гражданской ответственности возмещения вреда наступает при наличии вины ответчика. Однако, назначить ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью исходя из денежного довольствия самостоятельно военный комиссариат Саратовской области не имел возможности, в связи с отсутствием правового основания. Впервые ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью истцу была назначена военным комиссариатом Саратовской области в соответствии Законом №5-ФЗ от 12.02.2001 г. Впоследствии военным комиссариатом Саратовской области ежегодно производилась индексация указанной суммы с применением индексов, прожиточного минимума и роста уровня инфляции. Выплаты производились ежемесячно в установленные сроки без задержек.

Ссылка истцов на п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.00 г. №35 (с изменениями от 11.005.07г.) считают не обоснованной, так как в данном пункте речь ведется о несвоевременной выплате суммы в возмещение вреда. Требование о взыскании материального ущерба (убытков) за несвоевременную выплату сумм возмещения вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы не подлежит удовлетворению, поскольку не предусмотрены законом, регулирующим данные правоотношения. В соответствии со ст. 2 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемые в соответствии с ними. Нормы специального Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возможность защиты от инфляции сумм возмещения вреда здоровью путем применения индексов потребительских цен образовавшаяся в результате занижения суммы возмещения вреда за период с 2001 г. по 2011 г., не предусматривают.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, обозрев личные дела истцов, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как военным пенсионерам и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, Военный комиссариат Саратовской области производит истцам выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме, что подтверждается справками Военного комиссариата Саратовской области.

Однако истцы с размерами компенсации в твердой денежной сумме не согласны, поскольку полагают, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, должен быть исчислен, исходя из заработка (денежного довольствия) с учетом утраты трудоспособности, а так же она подлежала индексации с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума, установленного по Саратовской области, как наиболее благоприятного для истца, получателя указанной выплаты, критерия её индексации, а после 01.01.2004года - на прогнозные индексы инфляции по РФ, установленные законами о федеральных бюджетах на очередной финансовый год.

18 июня 1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотрено законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года №18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года №455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №607).

Тем самым в правовом регулировании было подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года №21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» часть первая статьи 2 Федерального закона от 15 февраля 2001 года №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлению инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года №18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Как установлено в ходе судебного заседания и усматривается из материалов личных дел, истцами задолженность сумм возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом утраты трудоспособности по состоянию с 1998 г. по 14.02.2001г. ответчиком возмещена в полном объеме

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).

Вышеуказанная норма материального права гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно статье 14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).

Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов в части признания за ними права на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, а так же обязании ответчика выплачивать с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом утраты трудоспособности с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд проверив расчеты истцов относительно сумм денежных компенсаций подлежащих выплате истцов с 01.022011г., а истцу Завалову А.П. с 01.04.2011г. доводы ответчика в указанной части, а также учитывая позицию стороны ответчика о том, что если принимать за основу метод подсчета задолженности предложенный истцами ежемесячные суммы к выплате рассчитаны верно, соглашается с расчетом истцов, полагает, что подлежат применению наиболее благоприятные индексы для истцов, при этом исходит из следующего.

Наиболее благоприятным для истцов будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.

В силу части 3 статьи 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации:

индексироваться по прожиточному минимуму в следующем порядке:

С 1.01.2002 года в 1,52 (индекс роста Величины Прожиточного Минимума за 2001 год);

С 1.01.2003 года в 1,41 (индекс роста ВПМ за 2002 год);

С 1.01.2004 года в 1,135 (индекс роста ВПМ за 2003 год).

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает осуществить с 1 января 2005 г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год":

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает осуществить с 1 января 2006 г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год":

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает осуществить с 1 января 2007 г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год":

Правительством Российской Федерации 21 декабря 2007 года было утверждено Постановление N 914 "Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пунктом 1 данного Постановления предусмотрено осуществить индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" 1,07 - с 1 января 2008г., 1,065 - с 1 января 2009 г. и 1,06 - с 1 января 2010 г. (пункт 1). Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 181 в постановление Правительства от 21 декабря 2007 года N 914 были внесены изменения индекс 1,07 заменён на индекс 1,085 (с 1 января 2008 года), индекс 1,065 заменён на индекс 1,07 ( с 1 января 2009 года)

Выплата компенсаций и иных выплат, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, лицам, получившим право на их получение в 2008 - 2010 годах, производится в размерах, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008г. N 181) на соответствующий год.

Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", устанавливает осуществить с 1 января 2010 г. индексацию с применением коэффициента 1,1 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", устанавливает осуществить с 1 января 2011 г. индексацию с применением коэффициента 1,065

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. №364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П).

Военным комиссариатом Саратовской области Краснову А.С. как инвалиду 2 группы с установлением утраты трудоспособности 80 % бессрочно с 09.02.2000г., вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы - 2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 6594 рубля 41 копейка.

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Краснова А.С. составляла 4066 рублей 54 копейки, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 80 % составит 3253 рубля 23 копейки на 15. 02. 2001г., в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 15158 рублей 37 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 года - 3253,23 * 1,52 = 4944,91 руб.

С 01.01.03 года - 4944,91 * 1,413= 6987,16 руб.

С 01.01.04 года 6987,16 * 1,135= 7930,42 руб.

С 01.01.05 года - 7930,42 * 1,11 = 8802,77 руб.,

С 01.01.06 года - 8802,77 * 1,09 = 9595,02 руб.,

С 01.01.07 года - 9595,02 * 1,08 = 10362,62 руб.,

С 01.01.08 года - 10362,62 * 1,105=11450,70 руб.,

С 01.01.09 года - 11450,70 * 1,13 = 12939,29 руб.,

С 01.01.10 года - 12939,29 * 1,10 = 14233,22 руб.,

С 01.01.11 года - 14233,22 * 1,065= 15158,37 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Фомину В.Н. как инвалиду 2 группы с установлением утраты трудоспособности 80 % бессрочно с 13.03.2000г., вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы - 2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 11624 рубля 00 копеек.

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Фомина В.Н. составляла 6267 руб66 коп., исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 80 % составит 5014 рублей 13 копеек на 15. 02. 2001г., в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 23363 рубля 26 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.02.02 года - 5014,13 * 1,52 = 7621,48 руб.,

С 01.01.03 года - 7621,48 * 1,413 = 10769,15 руб.,

С 01.01.04 года - 10769,15* 1,135= 12222,98 руб.,

С 01.01.05 года - 12222,98 * 1,11 = 13567,51 руб.,

С 01.01.06 года - 13567,51 * 1,09 = 14788,59 руб.,

С 01.01.07 года - 14788,59 * 1,08 = 15971,67 руб.,

С 01.01.08 года - 15971,67 * 1,105= 17648,70 руб.

С 01.01.09 года - 17648,70 * 1,13 = 19943,03 руб.,

С 01.01.10 года - 19943,03 * 1,10 = 21937,33 руб.,

С 01.01.11 года -21937,33 * 1,065= 23363,26 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Петрову Э.М. как инвалиду 3 группы с установлением утраты трудоспособности 50 % с 11.03.1998г., а с 11.03.2003г. инвалиду 2 группы с установлением утраты трудоспособности 80 % бессрочно, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -1000 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 11 265 рублей 53 копейки

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Петрова Э.М. составляла 5706 рублей 83 копейки, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 50 % составит 2853 рубля 42 копейки на 15. 02. 2001г., в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет21272 рубля 75 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 года - 2853,42 * 1,52 = 4337,20 руб.

С 01.01.03 года - 4337,20 * 1,413 = 6128,46 руб.,

С 01.04.03 года - 6128,46/50*80% = 9805,54 руб.,

С 01.01.04 года - 9805,54 * 1,135= 11129,29 руб.,

С 01.01.05 года - 11129,29 * 1,11 = 12353,51 руб.,

С 01.01.06 года - 12353,51 * 1,09 = 13465,32 руб.,

С 01.01.07 года - 13465,32 * 1,08 = 14542,55 руб.,

С 01.01.08 года - 14542,55 * 1,105= 16069,52 руб.,

С 01.01.09 года - 16069,52 * 1,13 = 18158,55 руб.,

С 01.01.10 года - 18158,55 * 1,10 = 19974,41 руб.,

С 01.01.11 года -19974,41 *1,065 = 21272,75 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Барыбину Н.М. как инвалиду 2 группы с установлением утраты трудоспособности 80 % бессрочно с 01.03.2001 г., вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 9696 рублей 18 копеек

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Барыбина Н.М. составляла 4948 рублей 33 копейки, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 80 % составит 3958 рублей 66 копеек на 15. 02. 2001г., в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 15 353 рубля 55 копеек, исходя из следующего расчета.

С 15.02.02 года - 3958,66 * 1,26 = 4987,91 руб.,

С 15.02.03 года - 4987,91 * 1,2 = 5985,49 руб.,

С 01.01.04 года - 5985,49 * 1,22* 1,1 =8032,53 руб.,

С 01.01.05 года - 8032,53 * 1,11 = 8916,11 руб.,

С 01.01.06 года-8916,11* 1,09= 9718,56 руб.,

С 01.01.07 года - 9718,56* 1,08 =10496,05 руб.,

С 01.01.08 года -10496,05* 1,105=11598,13 руб.,

С 01.01.09 года-11598,13* 1,13 = 13105,89 руб.,

С 01.01.10 года-13105,89* 1,10 = 14416,48 руб.,

С 01.01.11 года- 14416,48* 1,065= 15353,55 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Ковалеву В.И. как инвалиду 2 группы с 01.03.1996г., с установлением утраты трудоспособности 100 %, а бессрочно с 11.04.2001 г., вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 6594 рубля 41 копейка

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Ковалева В.И. составляла 10137 рублей 70 копеек, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 100 % составит 10137 рублей 70 копеек на 15. 02. 2001г., в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 47236 рублей 45 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 года -10137,70* 1,52= 15409,30 руб.,

С 01.01.03 года - 15409,30 * 1,413= 21773,35 руб.,

С 01.01.04 года-21773,35 * 1,135= 24712,75 руб.,

С 01.01.05 года-24712,75* 1,11= 27431,15 руб.,

С 01.01.06 года-27431,15* 1,09= 29899,95 руб.,

С 01.01.07 года-29899,95* 1,08= 32291,95 руб.,

С 01.01.08 года-32291,95* 1,105= 35682,61 руб.,

С 01.01.09 года-35682,61 * 1,13= 40321,34 руб.,

С 01.01.10 года-40321,34* 1,10= 44353,48 руб.,

С 01.01.11 года - 44353,48 * 1,065= 47236,45 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Часову В.О. как инвалиду 3 группы с 09.04.1996г., с установлением утраты трудоспособности 50 %, бессрочно, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 2637 рублей 75 копеек

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Часова В.О. составляла 3978 рублей 30 копеек, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 50 % составит 1989 рублей 15 копеек, в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 9268 рублей 41 копейка, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 г. - 1989,15 * 1,52 = 3023,51 руб.,

С 01.01.03 г. - 3023,51 * 1,413=4272,22 руб.,

С 01.01.04 г. - 4272,22 * 1,135=4848,97 руб.,

С 01.01.05 г.-4848,97* 1,11 = 5382,35 руб.,

С 01.01.06 г. - 5382,35 * 1,09 =5866,76 руб.,

С 01.01.07 г. - 5866,76 * 1,08 =6336,11 руб.,

С 01.01.08 г.- 6336,11 * 1,105 =7001,40 руб.,

С 01.01.09 г. - 7001,40 * 1,13 =7911,58 руб.,

С 01.01.10г. - 7911,58 * 1,10 = 8702,74 руб.,

С 01.01.11 г. - 8702,74 * 1,065 =9268,41 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Уварову В.Н. как инвалиду 3 группы с 16.12.1996г., а с 15.12.1997г. инвалиду 2 группы с установлением утраты трудоспособности 80 %, а с 07.02.2000 г. инвалид 2 группы с 80 % утраты трудоспособности бессрочно, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 6594 рубля 41 копейка.

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Уварова В.Н. составляла 4754 рубля 73 копейки, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 80 % составит 3803 рубля 78 копеек, в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 22154 рубля 59 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 г.-3803,78 *1,52 = 5781,75 руб.,

В связи с изменением процентов утраты профессиональной трудоспособности

С 01.12.02 г.-5781,75/80*100= 7227,19 руб.,

С 01.01.03 г.-7227,19 * 1,413 =10212,02 руб.,

С 01.01.04 г. -10212,02 * 1,135 =11590,64 руб.,

С 01.01.05 г.- 11590,64* 1,11 = 12865,61 руб.,

С 01.01.06 г.- 12865,61* 1,09= 14023,52 руб.,

С 01.01.07 г. - 14023,52* 1,08 = 15145,40 руб.,

С01.01.08г.-15145,40* 1,105= 16735,67 руб.,

С01.01.09г.-16735,67* 1,13 = 18911,30 руб.,

C01.01.10г.- 18911,30* 1,10= 20802,43 руб.,

С 01.01.11 г.-20802,43* 1,065= 22154,59 руб.,

Военным комиссариатом Саратовской области Завалову А.П. как инвалиду 3 группы с 12.04.1996г., а с 06.03.2006г. бессрочно с установлением утраты трудоспособности 50 %, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы -1000 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 января 2011 года составляет 2637 рублей 75 копеек

На момент назначения пенсии за выслугу лет денежное довольствие Завалова А.П. составляла 6558 рублей 32 копейки, исходя из этого денежная компенсация вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности в 50 % составит 3279 рублей 16 копеек, в перерасчете на 01. 02. 2011г. сумма компенсации вреда здоровья с учетом утраты трудоспособности составляет 15 279 рублей 19 копеек, исходя из следующего расчета.

С 01.01.02 г.- 3279,16 * 1,52 = 4984,32 руб.,

С 01.01.03 г. - 4984,32 * 1,413 = 7042,85 руб.,

С 01.01.04 г. - 7042,85 * 1,135 = 7993,63 руб.,

С01.01.05г.-7993,63* 1,11 = 8872,93 руб.,

С 01.01.06 г. - 8872,93 * 1,09 = 9671,50 руб.,

С 01.01.07 г. - 9671,50 * 1,08 = 10445,22 руб.,

С 01.01.08 г.-10445,22* 1,105 = 11541,96 руб.,

С01.01.09г.-11541,96* 1,13 = 13042,42 руб.,

С 01.01.10г. - 13042,42 * 1,10 =14346.66 руб.

С 01.01.11 г.-14346,66 * 1,065 =15279,19 руб.,

В соответствии с абзацем четвертым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно полному по объему возмещению.

Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Вместе с тем, согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О конституционном Суде Российской Федерации», в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения. В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный федеральным конституционным законом «О конституционном Суде Российской Федерации». Таким образом, правовым последствием решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений, в том числе с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы с момента провозглашения, т. е. на будущее время. Следовательно, задолженность по ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью с учетом утраты трудоспособности у ответчика перед истцами, должна быть выплачена с 20.12.2010г. - момента вступления в законную силу Постановления № 21-П от 20.12.2010г.

Следовательно, с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, за период с 20.12.2010 г. по 31 января 2011 года включительно, а в отношении истца Завалова А.П. за период с с 20.12.2010 г. по 31 марта 2011 года( исходя из исковых требований), исходя из следующего расчета :

Барыбин Н.М. 14416,48 (за 2010г. с учетом индексации исходя из денежного довольствия) -9104,39 ( полученная сумма в декабре )=5312,09

5312,09 : 31 день декабря 2010г. х12 дней ( с 20.12.2010 по 31.12.2010г) =2056,30

2056,30+(15353,55 (( за 2011г. с учетом индексации исходя из денежного довольствия)-9696,18 (полученная сумма в январе 2011)=7713,67 рублей -задолженность.

Краснов А.С. 14233,33-6191,93 =8041,29

8041,29 : 31 х12=3112,27

3112,27 +(15158,37 -6594,41)=11676, 23 -задолженность

Завалов А.П. 14346,66 -2476,76=11869,90

11869,90 :31х12 =4594,80

(15279,19х3) -(2637,75х3)=45837,57 -7913,25 =37924,32+4594,80=42519,12-задолженность

Уваров В.Н. 20802,43 -6191,93 =14610 рублей 50 копеек

14610,50 :31х12 =5655,68

(22154,59 -6594,41) +5655,68 =21215,86 -задолженность

Ковалев В.И. 44353,48 -6191,93 =38161,55

38161,55 :31х12=14772,24

(47236,45-6594,41) +14772,24=55414,28 -задолженность

Фомин В.Н. 21937,33 -10914,55 =11022,78

11022,78:31х12=4266,89

(23363,26 -11624)+4266,89 =16006,15 -задолженность

Часов В.О. 8702,74 -2476,76 =6225,98

6225,98:31 х12=2410,06 рублей

(9268,41 -2637,75) +2410,06=9040,72 -задолженность

Петров Э.М. 19974,41-10577,96 =9396,45

9396,45:31х12 =3637,34

(21272,75 -11265,53)+3637,34 =13644,56 -задолженность

В силу части первой статьи 5 базового Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Исходя из этого, поскольку финансирование расходных обязательств Российской Федерации является обязанностью государства, присужденные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, направленных на финансирование Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с Правилами финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542 (пункт 6) финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительно системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Федеральным законом от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» денежные средства на выплату компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, а также пенсионерам из их числа, предусмотрены Министерству обороны Российской Федерации. Из материалов дела следует, что истцы являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, выплаты возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, производит Военный комиссариат Саратовской области.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за Барыбиным Николем Михайловичем, Красновым Александром Сергеевичем, Заваловым Александром Павловичем, Уваровым Виктором Николаевичем, Ковалевым Валерием Ивановичем, Фоминым Вячеславом Николаевичем, Часовым Владимиром Осиповичем, Петровым Эдуардом Михайловичем право на возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Барыбина Николая Михайловича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15353 рубля 55 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Краснова Александра Сергеевича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15 158 рублей 37 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Завалова Александра Павловича с 01.04.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15279 рублей 19 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Уварова Виктора Николаевича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 22154 рубля 59 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Ковалева Валерия Ивановича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 47 236 рублей 45 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Фомина Вячеслава Николаевича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 23363 рубля 26 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Часова Владимира Осиповича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 9268 рублей 41 копейка с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать в пользу Петрова Эдуарда Михайловича с 01.02.2011г. ежемесячную денежную сумму возмещения вреда здоровью в размере 21 272 рубля 75 копеек с дальнейшей индексацией исходя из уровня инфляции, установленной законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Барыбина Николая Михайловича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 7713 рублей 67 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Краснова Александра Сергеевича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 11676 рублей 23 копейки

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Завалова Александра Павловича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.03.2011года в размере 42519 рублей 12 копеек

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Уварова Виктора Николаевича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 21215 рублей 86 копеек

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Ковалева Валерия Ивановича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31. 01.2011года в размере 55 414 рублей 28 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Фомина Вячеслава Николаевича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 16006 рублей 15 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Часова Владимира Осиповича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 9040 рублей 72 копейки

Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Петрова Эдуарда Михайловича за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.01.2011года в размере 13 644 рубля 56 копеек.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова с момента изготовления в окончательной форме 28 марта 2011 года.

Судья И.М.Садовая